СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся в условиях лингво-эстетической гимназии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетной задачей  нашей лингво-эстетической гимназии  является формирование конкурентноспособной личности, владеющей, как минимум, одним иностранным языком. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на обучение и воспитание грамотных, творческих, талантливых детей  А так как деятельность психолога неразрывно связана с образовательным и воспитательным процессом и осуществляется со всеми его участниками, была составлена программа «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся в условиях лингво-эстетической гимназии».

Цель нашей работысодействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся в условиях лингво-эстетической гимназии»»


«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся в условиях лингво-эстетической гимназии»


Приоритетной задачей нашей лингво-эстетической гимназии является формирование конкурентноспособной личности, владеющей, как минимум, одним иностранным языком. Вся деятельность педагогического коллектива направлена на обучение и воспитание грамотных, творческих, талантливых детей А так как деятельность психолога неразрывно связана с образовательным и воспитательным процессом и осуществляется со всеми его участниками, была составлена программа «Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся в условиях лингво-эстетической гимназии».

Цель нашей работы - содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:

· совместно с педагогами определить критерии одаренных детей, выявить школьников требующих особого маршрута сопровождения;

· содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

· развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, проектах);

· содействовать социализации,  формированию  коммуникативных  навыков;

· организовать систему научно-методической работы с педагогами для повышения эффективности развития одарённости учащихся 

· содействовать в повышении психологической грамотности педагогов, работающих с талантливыми детьми и родителей.

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Следовательно, и возникла острая необходимость в создании программы психолого-педагогического сопровождения одарённых учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов:

Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников.

Диагностические методы:

  • наблюдение;

  • беседы;

  • диагностика структуры креативности;

  • диагностика структуры интеллекта;

  • диагностика памяти, внимания

  • диагностика личностных особенностей учащихся (тревожность, мотивация, самооценка, темперамент, стиль обучения и т.д);

  • диагностика профессионального самоопределения школьников;

  • анкета способностей ребенка (для родителей);

  • социометрические исследования;

  • изучение профессионального развития личности педагога;

Итог диагностического этапа:

-создание индивидуальных психологических карт школьника;

-создание информационной базы данных одаренных детей;

-аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Информационный. Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса.

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Поэтому работа педагога-психолога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно- ориентированной позиции в педагогической деятельности.

Виды деятельности:

  • индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам диагностики;

  • обновление информационной базы данных одаренных детей;

  • психолого-педагогические семинары (Семинар-практикум «Одаренность, пути и способы педагогической поддержки одаренных детей», «Особенности проявления одаренности детей и создание условий для их развития», «Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности школьников на уроках» и т.д.);

  • родительские собрания («Развитие интеллектуальных способностей и творческого мышления школьников», «В нашей семье растет одаренный ребенок», «Детская одаренность: пути развития способностей младших школьников», «Роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей» и т.д)

Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся, родителей и педагогов.

Подготовительный. На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться педагогам, задача которых развивать их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (факультативные занятия, консультации, кружковая работа, внеклассная деятельность и т.д.). Составление индивидуальных программ сопровождения на каждого ребенка (группу детей) с учетом его (их) особенностей, с выработкой рекомендаций для классного руководителя, родителей, учителей-предметников по взаимодействию с одаренными детьми.

Развивающий. Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка, создание развивающей среды для таких детей.

Развитие творческого потенциала учащихся является одной из важнейших задач современного образования. Для успешного решения этой задачи в школе созданы условия, которые обеспечивают психологический комфорт учащимся и учителям. Для учащихся предлагаются различные виды работ, разработанные на базе известных концепций структуры интеллекта Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, которые включают в себя специально подобранные упражнения и задания для развития мыслительных способностей и обеспечивают учащихся и учителей теоретически систематизированным и практически эффективным материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышления. Все упражнения и задания построены таким образом, что их можно выполнять как с помощью письменной речи, так и с помощью рисунков, что позволяет детям, воплощать и сообщать учителю и окружающим свои творческие идеи.

Существенным направлением деятельности педагога-психолога является психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т.е. выработка такого качества, как адаптивность. С учащимися проводятся социально-психологические тренинги, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям. На третьей ступени обучения особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

Так же работа проводится по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В школе проводятся следующие мероприятия:

  • тренинговые занятия «Основы конструктивного общения»;

  • коррекционно-развивающие занятия по снятию эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции;

  • занятия по развитию коммуникативных навыков педагогов;

  • совместные занятия детей и родителей по развитию навыков эффективного общения и др.;

  • создание портфолио с целью формирования мотивации достижения;

  • проектная деятельность учащихся.

Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью всей системы работы школы по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:

  • детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;

  • создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;

  • выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;

  • структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.








































Рабочая программа

по психологическому сопровождению одаренных учащихся

Цель психологического сопровождения: создать условия способствующие выявлению, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональному самоопределению, сохранению психологического и физического здоровья.

Задачи:

- определить совместно с педагогами критерии одаренных детей;

- выявить школьников, требующих особого маршрута сопровождения;

- содействовать формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);

- развивать эмоциональную устойчивость, формировать навыки саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах, экзаменах);

- содействовать социализации, формированию коммуникативных навыков;

- содействовать в повышении психологической грамотности педагогов, работающих с талантливыми детьми и родителей.


1. Психологическое обеспечение работы с учащимися

Первая ступень обучения

1.1

Проведение психометрической процедуры измерения выраженности и структуры креативности учащихся

1.2

Выявление детей, имеющих уровень выше среднего и высокий уровень (интеллект, внимание, память, способность к рисованию, танцам, понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, спортивный талант и т. д.)

1.3

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия).

1.4

Углубленная диагностика личностных особенностей одаренного ребенка (тревожность, самооценка, мотивация, темперамент, стиль обучения)

1.5

Проведение групповых занятий и тренингов по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков.

Вторая ступень обучения

1.6

Проведение групповых занятий по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков

1.7

Психологическое обеспечение выбора учащимися 9-х классов дальнейшего образовательного маршрута (психологическая диагностика мотивации учебной деятельности, структуры интеллекта, профессионального самоопределения).

1.8

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия).

1.9

Психологическое индивидуальное консультирование учащихся по результатам психологической диагностики

1.10

Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции.

1.11

Профилактика дивиантного поведения


Третья ступень обучения

1.12

Психологическое обеспечение выбора учащимися 11-х классов дальнейшего образовательного маршрута (психологическая диагностика мотивации учебной деятельности, тревожности, самооценки, познавательных интересов)

1.13

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений (наблюдение, социометрия)

1.14

Проведение групповых занятий по развитию сплоченности коллектива, формированию коммуникативных навыков в 10-х классах.

1.15

Психологическое индивидуальное консультирование учащихся по результатам психологической диагностики.

1.16

Консультации для учащихся по вопросам профориентации, эффективного использования времени, целеполагания, создания временной перспективы будущего.

1.17

Коррекционно-развивающие занятия по снятию психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции.

1.18

Профилактика девиантного поведения


2. Психологическое обеспечение работы с педагогами

2.1

Беседа с классными руководителями по выявлению познавательной и специальной одаренности учащихся.

2.2

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей.

2.3

Разработка совместно с учителями способов индивидуального подхода к учащимся, требующим внимания.

2.4

Групповая консультация «Эффективные приемы развития познавательной активности с учетом возрастных особенностей и способностей школьников».

2.5

Консультирование педагогов по результатам психологической диагностики учащихся.


3. Психологическое обеспечение работы с родителями

3.1

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

3.2

Групповые консультации, лектории.

3.3

Психологическое консультирование родителей по результатам психологической диагностики учащихся.

3.4

Проведение родительских собраний

Предполагаемые результаты

· Обеспечение психологической готовности педагогов и психологов к решению проблемы по выявлению и обучению одаренных детей.

· Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей: подбор диагностических методик, создание портфолио, создание программ и элективных курсов для работы с одаренными детьми, разработка практических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

· Создание оптимальных условий для развития и самореализации одаренных детей, обеспечение участия одаренных детей в различного уровня интеллектуальных и творческих олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях.

· Увеличение количества учащихся призеров (школьных, муниципальных, всероссийских) интеллектуальных и творческих олимпиад, конкурсов, соревнований.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.

  2. Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.

  3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

  4. Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр.31.

  5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

  6. Одаренное поколение: наука и практика – от эксперимента к системе: материалы открытой городской научно-практической конференции (29-30 ноября 2007г., г. Минск), В 3 ч. Минск) МГГИПК и ПКО,2007.

  7. Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 10-11 апреля 2008г.- Смоленск ГОУ ДПОС «СОИУУ»- 2008.

  8. Основные направления деятельности педагога-психолога: учеб.-метод. Пособие / авт.-сост.: Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко; ГУО АПО – Минск, 2006.

  9. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991.

  10. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991.

  11. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1994.

  12. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

  13. Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д. Алексеева. – Минск, 1999.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!