СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое сопровождение в кадетском образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению кадет в условиях общеобразовательной оргнанизации.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение в кадетском образовании»



Психолого-педагогическое сопровождение в кадетском образовании


Дети, попадая в кадетский класс, живущий по воинскому уставу, оказываются в новом коллективе в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации. Учеба в кадетском классе - это новый этап в жизни ребят. На первом году обучения у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и недостатки в воспитании, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:

  • жесткая регламентация распорядка дня;

  • преобладание групповых видов деятельности;

  • подчинение и субординация;

  • совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с получением дополнительного образования.

Перед кадетами стоят взрослые задачи:

  1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.

  2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.

  3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

  4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с другими кадетами и учителями.

  5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые сформировались у ребенка еще до поступления в кадеты.

С одной стороны, кадетский класс должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом классе из числа кадет встречаются социально-педагогически запущенные дети, с низким уровнем учебной мотивации, с проблемами внутриличностного плана, различными психологическими проблемами, связанными как с самоутверждением в коллективе, так и в плане самосознания и общения.

В связи с этим возникла необходимость создания психолого-педагогического сопровождения кадет в условиях общеобразовательной школы.

Введение самого термина «сопровождение» не является результатом научно- лингвистического эксперимента, замена его классическими – помощь, поддержка или обеспечение – не в полной мере отражают суть явления. Речь идет не о любой форме помощи, тем более обеспечении, а о такой поддержке, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственность субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы. Приоритетными областями деятельности службы сопровождения являются:

  1. Помощь ребенку и его семье в выборе образовательного маршрута.

  2. Помощь ребенку, родителям и педагогу в преодолении проблем в обучении и воспитании.

  3. Помощь ребенку (семье) в решении сложных социально-эмоциональных проблем развития.

Очень важно с самого начала заложить правильные научные критерии оценки эффективности становления системы психолого-педагогического сопровождения. В роли таких критериев могут выступать востребованность и признанность услуг системы со стороны участников образовательного процесса, тенденция к росту числа позитивно решенных личностных проблем, общее снижение действия педагогических факторов риска.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения может быть определена по следующим основным показателям:

  1.  Удовлетворенность учащихся своим пребыванием в школе

Неуспешная деятельность учащихся во время опросов вызывает отрицательные оценки. Удовлетворенность учеников школой из-за этого становится отрицательная.

Какой выход из данной ситуации? Снижать уровень требований к этим ученикам нельзя – это плохой пример другим учащимся. Можно ввести систему оценивания, которая не позволит учащимся знать оценку друг друга (тихие опросы, тесты, письменные контрольные работы и т.п.) Это позволит учащимся сохранять свое лицо. Другой вариант сохранить учащихся в школе – это психологическая поддержка, помощь. Третий вариант – введение эффективных педагогических технологий, позволяющих ученикам учиться эффективно, интересно.

2.  Уверенность детей. Вторым показателем эффективности психолого-педагогического сопровождения может стать степень сформированности позитивной адекватной Я – концепции.

3. Сотрудничество. Этот показатель просматривается в том, насколько дети толерантны в общении с другими людьми, сохраняя свою индивидуальность, и насколько они овладели своими правами и обязанностями.

Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального сопровождения конкретного образовательного учреждения строится по принципам:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) должно быть направлено на всех учащихся.

  2. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть спланировано на одиннадцатилетний курс обучения, включая готовность ребенка к школе.

  3. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть последовательным и гибким. Оно должно ориентироваться на потребности конкретного образовательного учреждения.

  4. Психолого-педагогическое сопровождение – это интегрированная часть общего образовательного процесса. Оно обеспечивает цели, содержание, технологии педагогического процесса в целом.

  5. Психолого-педагогическое сопровождение должно охватывать весь школьный персонал, учеников и родителей.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение должно быть эффективным и действенным, базироваться на деятельностном подходе, носить комплексный характер.

  7. Центральной фигурой в образовательном учреждении, координирующей психолого-педагогическое сопровождение, является педагог- психолог.

Исходя из этого, основными принципами сопровождения ребенка в условиях общеобразовательной школы с кадетскими классами являются:

    • рекомендательный характер советов сопровождающего;

    • «на стороне ребенка». В проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт. Очень часто на стороне ребенка только он сам и специалист системы сопровождения, который призван стремится решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

    • непрерывность сопровождения – специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка тогда, когда проблема будет решена или подход к ее решению будет очевиден.

    • мультидисциплинированность сопровождения – согласованная работа «команды» специалистов.

Основные задачи работы социально – психологической службы с кадетами:

  1. Анализ психоэмоциональных проблем, обусловленных спецификой обученя кадет;

  2. Изучение социально – психологических особенностей детей, обучающихся в кадетских классах;

  3. Разработка программ повышения психологической культуры педагогов.

Содержание работы:

  • Полноценное психическое и социальное развитие кадетов, сохранение их здоровья на каждом этапе обучения;

  • Индивидуальный подход к каждому кадету;

  • Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном, психическом, социальном и личностном развитии воспитанников кадетских классов.

  • Изучение гендерного подхода в педагогике как одного из важных составляющих личностного подхода в воспитании и обучении, условие создания благоприятной среды для всестороннего развития личности и реализации ее природного потенциала.

Основные направления деятельности:

Просветительское – внедрение и актуализация просветительских знаний в среде педагогов.

Психодиагностическое – контроль эффективности обучения, социального и интеллектуального развития воспитанников.

Психопрофилактическое – предупреждение возникновения неблагоприятных функциональных состояний у кадетов.

Психокоррекционное – устранение отклонений в развитии личностной и познавательной сферы воспитанников.

Консультативное – оказание оперативной психологической помощи педагогам, кадетам и их родителям (лицам, их заменяющим).

Профориентационное – активизация процесса формирования психологической и социальной готовности воспитанников к профессиональному и социальному самоопределению.

Теоретико-методическое – разработка методик ведения социально – психологической работы в условиях кадетского класса.

Направления деятельности социально – психологической службы корректируются в содержании работы в соответствии с возрастными особенностями.

В течение учебного года в кадетской среде проводится ряд диагностик для создания системы социопсихологического мониторинга. По результатам диагностик проводятся индивидуальные консультации с учащимися, педагогами, родителями, даются необходимые рекомендации.

Целью мониторинга является психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса по созданию необходимых условий для сохранения психического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников кадетских классов и педагогов на основе оценки и прогноза развития в условиях общеобразовательной школы с кадетскими классами.

В рамках мониторинга предполагается получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у кадет в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Основные виды универсальных учебных действий:

  1. личностный;

  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  3. познавательный;

  4. коммуникативный.

Диагностика «Определение уровня самооценки».

Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Существует тесная связь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью, и развитием личности.

Изучая формирование личности, необходимо просматривать уровень самооценки кадетов в динамике каждый год.

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина.

Диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Тест «Изучение школьной мотивации»

Данное исследование даёт возможность определить отношение учащихся к обучению в школе, их желание учиться.

Данная диагностика проводится два раза в год: в начале (сентябрь) и в середине года (февраль).

Тест интеллектуального потенциала (ТИП) автор П.Ржичан.

Данная методика направлена на определение общего фактора интеллекта, что позволяет определить потенциальные интеллектуальные возможности учащихся кадетских классов и впоследствии мотивировать их на обучение в школе.

Диагностика «Тип темперамента» (автор Айзенк).

Изучение темперамента даёт возможность более глубоко узнать личностные особенности кадетов и наметить пути коррекции, а так же определиться старшеклассникам в выборе профессии.

По результатам диагностики проводится коррекционная работа с учащимися кадетских классов. В процессе проведения коррекционных мероприятий используются технологии:

  • технология тренинговой работы (А.Г. Грецов). Тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей. Особенно актуально такое обучение именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта не достаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению;

  • групповая дискуссия (И.В. Вачков). Это совместное обсуждение какого – либо спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения;

  • интерактивные игровые технологии (К. Фоппель). Данные технологии выполняют очень важные функции: они снижают уровень напряжения в группе и дают возможность участникам расслабиться. Помогают участникам устанавливать контакты, создают в группе обстановку доверия и доброжелательности. Игры, особенно ритуалы, создают у учеников ощущение стабильности и предсказуемости происходящего;

  • обучающие встречи (Е.Н. Федосенко). Они направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения обучающихся кадетских классов
  • Создание службы психолого-педагогического сопровождения учащихся кадетских классов, объединив профессиональное пространство педагога-психолога, социального педагога, педагогов с целью создания каждому ребенку на всех возрастных этапах условий для развития его личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, к профессиональному и жизненному самоопределению.

  • Создание диагностической базы для психолого-педагогического мониторинга.

  • Просвещение всех участников образовательного процесса.

  • Улучшение процесса адаптации в кадетском классе.

  • Сохранение и укрепление физического здоровья, психологического состояния ребенка.

  • Введение в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий.

  • Развитие взаимопонимания и взаимоуважения.

  • Снижение тревожности и приобретение уверенности в себе, адекватной самооценки.

  • Снижение конфликтности у учащихся кадетских классов.

  • Содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Результаты психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение кадетского движения в условиях общеобразовательной школы начало реализоваться на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения.

Отслеживание данного сопровождения проходило по определенному диагностическому минимуму.

Результаты мониторинга являются основным показателем эффективности образовательной среды по критериям психологического здоровья обучающихся кадетских классов в условиях общеобразовательной школы с кадетскими классами.

Мониторинг осуществляется специалистами службы психолого-педагогического сопровождения.

Необходимость построения психологического мониторинга объясняется также тем, что он предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется развитие ребенка, профессиональное и личностное развитие педагога, о конкретных трудностях, проблемах роста.

По результатам диагностического минимума в образовательном учреждении проводятся плановые заседания психолого- педагогического консилиума. Консилиум позволил объединить усилия всех специалистов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.

По данным исследования, проводившегося психологом в начале учебного года с целью изучения эффективности образовательных программ, направленных на формирование нравственного и физического здоровья, реализуемых с кадетами, получены следующие результаты: преимущественно в кадетских классах преобладают подростки с интровертированной адаптацией в обществе, те, кто руководствуется в самооценке общественными стандартами и мнением социального окружения, то есть той микрогруппы, в которой он находится.

Анализ полученных результатов изучения психологических особенностей подростков выявил низкий уровень тревожности, преобладание высокой и завышенной самооценки.

Высокий уровень работы в оптимальном режиме, благополучное психоэмоциональное состояние кадет мы связываем с активной работой, которая проводится психологической службой.

Данные исследования показывают, что для создания модели образовательного процесса, обеспечивающего интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие учащегося, способного и готового к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, необходимо сформировать в образовательном учреждении службу психолого-педагогического и социального сопровождения развития ребенка, объединив профессиональное пространство педагога-психолога, социального педагога, учителей с целью обеспечения каждому ребенку на всех возрастных этапах условий для развития его личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, к профессиональному и жизненному самоопределению.

В рамках консультативного направления в течение всего учебного года проводятся консультации как с педагогами, работающими с кадетами, так и с учащимися – кадетами и их родителями с целью решения психологических проблем.

Профориентационная работа направлена на изучение жизненных планов учащихся, их профессиональных намерений, знаний о выбранной профессии.

У ребят в кадетских классах просматривается интерес к военным дисциплинам, в частности: службам МЧС, МВД, ФСБ, - интерес к правоведческим дисциплинам и истории, чего нет у девятиклассников в обычных классах. Это говорит о том, что обучение в кадетских классах расширяет кругозор учащихся и даёт им возможность попробовать себя в разных областях ещё в школе.

В рамках психопрофилактического направления для учащихся проводятся индивидуальные, групповые занятия и беседы.

В рамках просветительского направления для педагогов, работающих в кадетских классах, проведён педобуч «Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути их преодоления». На данном педобуче даны рекомендации для педагогов по организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Также в течение учебного года проводится просветительская работа с родителями в виде выступлений на родительских собраниях и индивидуальных консультаций. Психолог приглашается на родительские собрания.

Комплексное сопровождение позволяет учащимся кадетских классов чувствовать себя увереннее, целеустремлённее, легче справляться с жизненными трудностями и принимать участие в интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсах и соревнованиях.

Выпускники- кадеты успешно поступают в военные учебные заведения, хорошо адаптируются в рядах вооружённых сил РФ.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!