ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК. Психология
1. Личностно-ориентированный педагог убежден, что хороший ученик:
А) дисциплинированный, опрятный и успевающий в учебе;
Б) грамотный, начитанный;
В) ответственный;
Г) самостоятельный, инициативный.
2. Взаимодействие предполагает:
А) манипулирование;
Б) монолог;
В) диалог;
Г) конфликт.
3. Каковы факторы развития личности:
А) биологические;
Б) социальные;
В) биологические и социальные;
Г) факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).
4. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является:
А) резкий скачок в процессе формирования Я - концепции и развитием самосознания;
Б) открытие подростком своего внутреннего мира;
В) образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.;
Г) все утверждения верны.
5. Образ «Я» - это…
А) то, каким меня видят другие;
Б) то, каким я себя представляю;
В) то, каким я являюсь в действительности;
Г) то, каким я хочу быть.
6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
А) приоритетом учителя над учеником;
Б) сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
В) приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
7. Профессионально-педагогическая компетентность – это …
А) общая успешность педагога в профессиональной деятельности;
Б) теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности;
В) уверенность в собственных силах;
Г) практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности.
8. Ведущей деятельностью подросткового возраста является…
А) непосредственно эмоциональное общение;
Б) ролевая игра;
В) учебная деятельность;
Г) интимно-личностное общение.
9. Укажите сущностные характеристики личности (выберите из предложенных те, которые отражают суть личности):
А) человек как социальное существо;
Б) человек как представитель вида Homo sapiens;
В) субъект деятельности и общения.
10. Идеал «Я» - это…
А) то, каким меня видят другие;
Б) то, каким я себя представляю;
В) то, каким я являюсь в действительности;
Г) то, каким я хочу быть.
11. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:
А) зоной актуального развития;
Б) зоной ближайшего развития;
В) зоной перспективного развития.
12. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их – это …
А) конструирование;
Б) сюжетно-ролевая игра;
В) труд;
Г) учебная деятельность.
13. Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется:
А) наглядно-действенное;
Б) наглядно-образное;
В) словесно-логическое.
14. Готовность к обучению в школе определяется
А) уровнем интеллектуального развития ребенка;
Б) степенью сформированности мотивации к общению со сверстниками;
В) уровнем личностного, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка.
15. Произвольность психических процессов – это новообразование
А) дошкольного возраста;
Б) младшего школьного возраста;
В) подросткового возраста.
16. Рефлексия – это
А) врожденная потребность организма;
Б) психофизическая характеристика человека;
В) процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний;
Г) эмпатия, готовность понять другого человека.
17. Что значит «индивид»? Это …
А) живой организм;
Б) представитель вида Homo sapiens;
В) человек – представитель социума.
18. Мышление, характеризующееся тем, что при решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений, называется
А) наглядно-действенное;
Б) наглядно-образное;
В) словесно-логическое.
19. Кризис 7 лет – это:
А) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
Б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
В) все ответы верны;
Г) правильного ответа нет.
20. Что значит «индивидуальность»? Это …
А) набор черт характера;
Б) своеобразие психики и личности индивида;
В) тип темперамента;
Г) типичные черты представителя определенной культуры.
21. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.:
А) знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период;
Б) опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития;
В) накопленный опыт взаимодействия со сверстниками;
Г) все определения верны и дополняют друг друга.
22. Как называется одна из основных подструктур личности, определяющая весь психологический склад личности, ориентирующая жизнь и деятельность человека?
А) опыт;
Б) темперамент;
В) ценностные ориентации;
Г) направленность личности;
23. Каковы факторы развития личности:
А) биологические;
Б) социальные;
В) биологические и социальные;
Г) факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).
24. Взаимодействие предполагает
А) манипулирование;
Б) монолог;
В) диалог;
Г) конфликт.
25. Выберите наиболее точное определение: личностно-ориентированное образование – это …
А) образование, нацеленное на воспитание личности;
Б) образование, нацеленное на формирование общественно-значимых качеств личности в соответствии с заданным образцом;
В) образование, основанное на воспроизведении прошлого опыта в подрастающем поколении;
Г) образование, нацеленное на воспитание личности с учетом опыта предшествующих поколений и субъективного опыта детей.
26. Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
А) приоритетом учителя над учеником;
Б) сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
В) приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
27. В результате педагогического взаимодействия изменяется…
А) поведение, деятельность, отношения, установки ребенка;
Б) поведение, деятельность, отношения, установки взрослого;
В) поведение, деятельность, отношения, установки ребенка и взрослого.
28. Какие отношения в структуре направленности личности педагога, являются ведущими, определяющими общий характер направленности:
А) отношение к людям;
Б) отношение к делу;
В) отношение к себе.
29. В основе педагогической направленности учителя, ориентированного на личностную модель взаимодействия, прежде всего:
А) прагматические взгляды на жизнь, понимание значимости достижения успеха;
Б) опыт сотрудничества и достижения высот в различных областях знания;
В) гуманистические ценности, приоритет духовных ценностей над материальными.
30. Отметьте синоним к понятию «первый тип ответственности личности»
А) сила;
Б) экстернальность;
В) расчетливость;
Г) интернальность.
31. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм это:
А) дидактика;
Б) методика воспитания;
В) педагогика;
Г) диалектика.
радиционное обучение (предметно ориентированное) предполагает:
А) поддержку инициативы учащихся;
Б) творческую самореализацию учащихся;
В) решение учебных задач преимущественно по образцу.
33. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:
А) проблемное обучение;
Б) инновационное обучение;
В) репродуктивное обучение.
34. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества:
А) тренинг;
Б) дидактическая игра;
В) упражнения.
35 Форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения:
А) урок;
Б) внеклассное мероприятие;
В) кружковая работа.
36. К методам контроля и самоконтроля в обучении относятся:
А) словесные, наглядные и практические;
Б) индуктивные и дедуктивные;
В) устный, письменный, лабораторно-практический.
37. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля
А) учебная программа;
Б) программа воспитания;
В) образовательный стандарт.
38. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека:
А) воспитание;
Б) обучение;
В) социализация.
39. Материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником:
А) средства обучение;
Б) формы обучения;
В) методы обучения.
40. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью:
А) практическая работа;
Б) самостоятельная работа;
В) экскурсия.
Педагогика
41. Целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности:
А) педагогический процесс;
Б) педагогическая система;
В) модель обучения.
42. Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки:
А) верификация;
Б) модернизация;
В) сертификация;
43. Обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем:
А) беседа;
Б) доклад;
В) дискуссия;
44. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения это:
А) задачи дидактики;
Б) методы дидактики;
В) принципы дидактики.
45. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач):
А) воспитание;
Б) преподавание;
В) обучение.
46. Проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений:
А) лабораторная работа;
Б) дидактическая игра;
В) упражнение.
47. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества:
А) предмет педагогики;
Б) закономерности;
В) объект педагогики.
48. Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний:
А) учение;
Б) обучение;
В) образование.
49. Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства:
А) приучение;
Б) система умений;
В) навыки.
50. Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений:
А) диспут;
Б) пример;
В) объяснение.
51. Соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно:
А) систематичность и последовательность;
Б) сознательность;
В) формирование мировоззрения школьников;
52. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
А) словесные, наглядные и практические;
Б) стимулирования и мотивации;
В) устный, письменный, лабораторно-практический.
53. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи:
А) лабораторная работа;
Б) практическая работа;
В) дидактическая игра;
54. Применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению:
А) фронтальный контроль;
Б) письменный контроль;
В) устный контроль.
55. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности):
А) знания;
Б) умения;
В) навыки.
56. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:
А) практическая работа;
Б) домашняя работа;
В) упражнение.
57. Показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства:
А) иллюстрация;
Б) демонстрация;
В) практическая работа.
58. Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования:
А) базисный учебный план;
Б) учебная программа;
В) календарный план.
59. Принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения:
А) наглядность;
В) доступность;
Г) достоверность.
60. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных:
А) анализ;
Б) синтез;
В) понимание.
61. Вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников – это:
А) воспитательная работа;
Б) научно-методическая работа;
В) преподавание.
62. При каком стиле педагогического руководства учитывается индивидуальность личности учащегося, совместная деятельность мотивируется педагогом, поощряется активность и инициатива?
А) либеральном;
Б) авторитарном;
В) демократическом.
63. Компонент педагогической деятельности, направленный на проникновение во внутренний мир человека:
А) исследовательский;
Б) контрольно-оценочный;
В) перцептивный.
64. Государственный образовательный стандарт – это:
А) национальный стандарт на выпуск образовательной продукции;
Б) стандарт, регламентирующий взаимоотношения между учителем и учеником;
В) основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования.
65. Основные функции общения:
А) коммуникативная, перцептивная, интерактивная;
Б) перцептивная, информативная, интерактивная;
В) информативная, коммуникативная, перцептивная.
66. Стиль руководства, при котором педагог берёт управление на себя, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, называется:
А) демократическим;
Б) либеральным;
В) авторитарным.
67. Педагогический такт– это:
А) способность педагога установить контакт с учеником с целью обеспечения образовательного процесса;
Б) умение педагога оценить существующую ситуацию в общении с учеником;
В) соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.
68. Наличие совокупности аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога составляет содержание:
А) теоретической готовности учителя;
Б) практической готовности учителя;
В) готовности учителя к инновациям.
69. Система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности формирует:
А) позицию педагога;
Б) зарплату педагога;
В) социальный статус педагога.
70. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности учителя, педагог должен:
А) изучать иностранные языки;
Б) осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся;
В) систематически повышать профессиональную квалификацию.
71. К профессионально-значимым качествам личности учителя относится:
А) подвижность;
Б) усидчивость;
В) эмпатия.
72. Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется:
А) самооценкой;
Б) самосознанием;
В) самообучением;
73. К постоянным задачам педагогической науки относятся:
А) обобщение практического опыта;
Б) выявление межличностных отношений в коллективе;
В) вскрытие закономерностей обучения и воспитания.
74. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых:
А) тифлопедагогика;
Б) андрагогика;
В) пенитенциарная педагогика.
75. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
А) образование;
Б) воспитание;
В) социализация.
76. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:
А) воспитательная цель;
Б) образовательная цель;
В) цель обучения.
77. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:
А) проблемное обучение;
Б) инновационное обучение;
В) репродуктивное обучение.
78. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
А) метод воспитания;
Б) метод обучения;
В) метод объяснения;
79. Педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности:
А) предмет воспитания
Б) субъект воспитания;
В) объект воспитания.
80. Организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия:
А) объяснительно-иллюстративный метод;
Б) репродуктивный метод;
В) частично-поисковый метод.
81. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:
А) программа воспитания;
Б) принципы воспитания;
В) методы воспитания.
82. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления:
А) умственное воспитание;
Б) нравственное воспитание;
В) формирование мировоззрения школьников;
83. Форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение:
А) этика;
Б) мораль;
В) норма.
84. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач:
А) проблемное обучение;
Б) инновационное обучение;
В) репродуктивное обучение.
85. Организацию поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем обеспечивает:
А) объяснительно-иллюстративный метод;
Б) частично-поисковый метод;
В) исследовательский метод.
86. Высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство:
А) ассоциация;
Б) коллектив;
В) организация.
87. Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни:
А) физическое воспитание;
Б) нравственное воспитание;
В) формирование мировоззрения школьников;
88. Педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания:
А) воспитательная работа;
Б) диагностика;
В) социализация.
89. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
А) толерантное отношение;
Б) девиантное поведение;
В) субкультура молодежи.
90. Системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направленность деятельности:
А) мировоззрение;
Б) интеллектуальная культура;
В) общественная позиция.
Ключи
1-г | 2-в | 3-б | 4-г | 5-б | 6-в | 7-б | 8-в | 9-в | 10-г |
11-б | 12-б | 13-а | 14-в | 15-б | 16-в | 17-в | 18-б | 19-а | 20-б |
21-г | 22-б | 23-б | 24-в | 25-г | 26-а | 27-а | 28-в | 29-в | 30-г |
31-а | 32-в | 33-а | 34-в | 35-а | 36-в | 37-в | 38-б | 39-а | 40-в |
41-а | 42-а | 43-в | 44-а | 45-б | 46-а | 47-б | 48-б | 49-в | 50-в |
51-а | 52-а | 53-в | 54-а | 55-а | 56-б | 57-б | 58-б | 59-а | 60-в |
61-в | 62-в | 63-в | 64-в | 65-в | 66-в | 67-в | 68-б | 69-а | 70-б |
71-в | 72-в | 73-в | 74-б | 75-в | 75-б | 77-а | 78-а | 79-в | 80-б |
81-а | 82-а | 83-б | 84-б | 85-в | 86-б | 87-а | 88-а | 89-б | 90-а |