Психопрофилактическое занятие на тему «Друг познаётся в беде» (беседа-кинотрениг по короткометражному фильму «Не трус и не предатель»)
Оборудование и материалы: ИКТ: фильм «Не трус и не предатель» (режиссёр Е. Дубровская), презентация по теме занятия; Моцарт. Концерт №20 для фортепиано с оркестром; песня «Вместе весело шагать» (автор текста - М. Матусовский, композитор - В. Шаинский), маркеры, доска, интерактивная доска «Эмоции», плакат «Эмоции», Коробка примирения, дидактический материал, речевые плакатики, цветные карандаши, одноразовые стерильные повязки на глаза для игры, бельевая верёвка, рефлексивный кубик.
Цель: учить давать оценку своим и чужим поступкам и действиям, прогнозировать последствия поступков и корректировать своё поведение.
Задачи:
Образовательные: развивать критическое мышление через анализ поступков героев; познакомить с понятием «доверие».
Развивающие: способствовать развитию речи учащихся; способствовать развитию мыслительных процессов;
Коррекционные, психопрофилактические: формировать и развивать позитивное восприятие себя, окружающих людей; способствовать повышению уверенности в себе; развивать доброжелательные отношения между детьми, чуткость; корректировать межличностные отношения; способствовать снижению эмоционально-психического напряжения.
Ход занятия
1.Организационный момент: настрой на активную работу, более внятное произношение, уважение к мнению товарища.
2. Упражнение «Звуковая гимнастика» (Приложение №1)
Упражнение проводится с музыкальным сопровождением (Моцарт концерт №20 для фортепиано с оркестром)
3. Работа по теме
3.1.Сообщение темы «Друг познаётся в беде» (слайд № 1)
3.2. Просмотр фильма «Не трус и не предатель».
3.3. Беседа на выявление первичного восприятия.
- …, спроси у товарища, понравился ли ему фильм. Почему?
- Как зовут героев фильма?
- О чём мечтает Вова? Задай этот вопрос товарищу.
- О чём попросила учительница Славу?
- Что помешало Славе выполнить задание учителя?
- Друг настойчиво попросил пойти на улицу с микроскопом, чтобы исследовать лужу, и Слава согласился. Вдруг непредвиденное обстоятельство: проезжающий мимо автомобиль раздавил микроскоп.
- А могли быть другие обстоятельства?
- Да, конечно. Поэтому важно учиться предвидеть последствия своих поступков.
- Чем закончился фильм?
3.4. Беседа на выявление идейного содержания фильма.
Знакомство с понятием «доверие» (слайд №2).
- Кто кому и что доверял в фильме?
- Почему в дружбе нужно доверять?
- Почему Слава не вмиг откликнулся на просьбу друга исследовать лужу с помощью микроскопа?
- Как вы думаете, почему Слава взял на себя всю вину за испорченный микроскоп?
- Как этот поступок характеризует его?
- …, спроси у товарища, почему Вова сознался в своём плохом поступке?
- Да, потому что он решил, что нельзя рушить дружбу и что нужно быть честным в дружбе.
- Кто из героев мог стать трусом и предателем, но не стал?
3.5. Упражнения на имитацию различных эмоциональных состояний. Повторение основных эмоций человека по плакату, беседа.
- Вспомните, какие эмоции были у мальчиков, когда учительница спросила о том, где микроскоп.
- Да, страх, стыд. Давайте изобразим эти эмоции.
- Что чувствовал Слава, когда увидел, что друг не бросил его в беде, поступил справедливо?
- Конечно, радость, восторг. Изобразим эти эмоции.
- Какие эмоции приятны?
- Конечно, положительные эмоции.
- Как вы думаете, для чего нам нужны положительные эмоции?
- Конечно, для здоровья, для плодотворной работы. Желаю вам как можно больше положительных эмоций, которые помогают учиться и жить.
3.6. Игра «Гусеница» с последующей рефлексией.
Цели: развивать чувство доверия, развивать умение координировать свои действия с действиями других людей, способствовать сплочению группы.
Инструкция: нужно встать цепочкой, между спиной одного участника и животом другого помещается воздушный шарик. Нужно двигаться вслед за ведущим, стараясь удерживать шарик без помощи рук. Упражнение проводится под песню «Вместе весело шагать».
После выполнения упражнения рефлексия: что помогло удерживать шарик?
- Да, конечно, умение подстраиваться под товарища, т. е. согласовывать свои действия с действиями других.
- Ребята, где нужно это умение? В дружбе пригодится оно?
- Конечно, нужно уметь согласовывать, координировать свои действия с действиями товарища.
3.7. Коррекционно-развивающие и психологические упражнения.
- А сейчас разминка для ума:
нейропсихологическое упражнение «Арабское письмо»: чтобы восстановить пословицу, её нужно прочитать и написать справа налево.
. ьшеанзу ен агурд ыдеб зеБ - Без беды друга не узнаешь.
После выполнения задания на доске проверяем все вместе.
Работа с пословицей.
- Эта пословица подходит к фильму?
- Почему?
При необходимости педагог задаёт наводящие вопросы, подводит учащихся к необходимому выводу: два друга выдержали проверку на дружбу, потому что поступили честно. Честность и доверие – основа настоящей дружбы.
- Разделимся на небольшие группы.
1) нейропсихологическое упражнение «Арабское письмо»: .ьшижолс ен – ьшёьбозар, олкетс ен абжурД - Дружба не стекло, разобьёшь – не сложишь. (Выполняет самостоятельно один учащийся)
2) коррекционное упражнение «Составь слово» с последующей проверкой.
- Какие слова получились? Прочитайте их. Что они означают?
- Да, это качества.
- Справедливость, честность, доверие нужны в дружбе?
- Да, конечно, дружба держится на этих качествах.
3) выполнение задания: упражнение «Башня»: выполнить задание молча; рефлексия.
4) работа с интерактивной доской «Эмоции»: нужно выложить эмоцию «Радость» и эмоцию «Грусть». Проверка выполнения задания.
5) задание «Геометрическая фигура»: выложить на ковре круг из бельевой верёвки, работу выполнить с закрытыми глазами (на глазах стерильные повязки).
Все здания выполняются под музыкальное сопровождение.
Рефлексия: удалось ли выполнить задание? Что мешало? Что помогало?
3.8.Ролевая игра, обсуждение.
Ситуация: два друга ссорятся, затем самостоятельно находят выход из конфликта, мирятся.
Работа с «Коробкой примирения».
-Ребята, можно помириться с помощью этой чудесной Коробки примирения.
Мирилка:
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
- Обращаю ваше внимание на слова примирения. Сопряжённо читаем плакатик: «…, извини меня, пожалуйста, что я обидел (обидела) тебя. Я не буду грубить тебе». Вначале необходимо назвать имя того, к кому обращаешься.
3.9. Заключительная беседа
- Чему учит фильм?
- Ребята, давайте сделаем выводы.
Выводы (слайд №3):
1. Дружбой нужно дорожить, беречь добрые отношения.
2. Если проявлять честность в дружбе, сочувствие к другу, то дружба будет сохраняться.
3. Нужно воспитывать в себе лучшие черты характера.
4. Рефлексия: упражнение «Рефлексивный кубик» (Учащиеся высказываются по желанию).
5. Оценка речи учащихся.
Источники
Киноуроки в школах России и мира. - https://kinouroki.org/?ysclid=ldu0bupw47795953506
Гесть В. О. Логические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ. – Образовательная сеть. – 2019. 11 декабря.
Примечание. Фильм просмотрен заранее, не на данном занятии, с целью профилактики переутомления учащихся.
Приложение №1
Упражнение «Звуковая гимнастика»
- Мы спокойно стоим с прямой спиной. Нужно вдохнуть воздух и на выдохе громко произнести очередной звук вместе со мной. Выдох длиннее вдоха.
У - благотворно воздействует на органы в области живота.
О - благотворно воздействует на сердце, лёгкие.
А – благотворно воздействует на весь организм.
Е - благотворно воздействует на щитовидную железу.
И - благотворно воздействует на мозг, глаза, нос, уши.
ХА – помогает улучшить настроение.
Упражнение проводится с музыкальным сопровождением.