Психосоматика (от гр. Psyche - душа, soma – тело) – изучает влияние психологических факторов на возникновениие и последующую динамику развития психосоматических болезней.
Психосоматические заболевания – это боль и страдания души, которые не нашли другого выхода, кроме как через тело, это рассказ души о себе, а чаще всего - ее крик.
Детские психосоматические проявления: причины возникновения
- Психосоматические проблемы возникаю в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности.
- Каждое психосоматическое заболевание – это способ организма « привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми. Любому ребенку чаще всего сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить.
- Ошибки воспитания. Из-за неуверенности, тревожности требования родителей то бывают слишком жестокими, категоричными, то вдруг исчезают или даже меняются на противоположные.
Ребенок, не сумевший преодолеть препятствий и не имеющий возможности официально и без потери в самоуважении выйти из ситуации, ищет косвенные пути.
Безвыходная ситуация иногда решается посредством болезни.
В основе психосоматической болезни лежит реакция на эмоциональное переживание, которое сопровождается функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах.
Когда не выражены эмоции, чувства, переживания, потребности, начинают отражаться в теле, что-то ребенок хотел бы сказать своей маме и папе.
Начало заболевания провоцирует психическими факторами такими как, психическая травма эмоциональный стресс.
Действия этих факторов может быть кратковременным (развод родителей, смерть близкого человека, переезды, депрессия), довольно длительным (конфликт в семье, на работе, болезнь близкого человека) или хроническим (наличие неразрешимых проблем из-за личностных особенностей, комплекса неполноценности).
В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо. На этом этапе «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых, выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.
Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психосоматических проблем у ребенка.
Решить эти проблемы и, таким образом, помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений.
Семья – единый организм. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его плохое поведение, как правило, является симптомом других семейных болезней.
Здоровье ребенка зависит от многих факторов.
Ведущий – его самочувствие в семье.
Почему семья так важна?
- Ребенок от нас очень зависим
- Большую часть времени ребенок проводит в семье
- Родители – авторитеты
Важно наше мнение, то, что мы говорим и какие установки, взгляды на жизнь передаем.
Семья – ЦЕЛОСТНАЯ система.
Меняется один член семьи – меняются другие. Феномен «круги по воде».
ВАЖНО:
- Как родители общаются друг с другом?
- Какие отношения у них с ребенком?
- Все это влияет на развитие психосоматики.
РЕБЕНКУ ВЫГОДНО БОЛЕТЬ?
- Да, чтобы получить внимание и заботу мамы
- Да, чтобы почувствовать себя важным и значимым
- Да, чтобы сплотить семью, прекратить конфликты
- Да, чтобы избежать трудностей
- Нужно начинать с себя! Начинать маме!
- Почему именно маме?
Эмоциональным климатом в семье, отношениями заведует женщина
Какие болезни считают психосоматическими.
Родительские установки, формирующие развитие психосоматозов у ребенка.
Установки, навязываемые детям и влияющие на метафизику детских болезней.
- «Не живи»
- «Не будь ребенком»
- «Будь самым лучшим»
- «Не чувствуй»
- «Не делай»
- «Не наслаждайся здоровьем»
Как прийти к здоровью без лекарств
- Выявить и скорректировать вредоносные схемы нашего реагирования (жизненные сценарии)
- Изменить свои привычки
- Понимать, принимать и управлять своими эмоциями
- Уметь выявлять психологическую составляющую детской болезни
- Научиться предотвращать болезнь заранее
- Правильно воспринимать свою материнскую роль и обязанности
Для результатов в лечении психосоматики нужно:
Правильное общение с ребенком
Работа со своими эмоциями и эмоциями ребенка
Выстраивание доверительных отношений с ребенком
Благоприятный климат в семье
Практическая часть
Просмотр видео «Кукла мама». Обсуждение.
Упражнения для использования в работе:
«Диалог деревьев», метод незаконченных предложений + МАК (СОРЕ), «Выметаю болезнь (боль)», «Спрятанные проблемы», «Образ болезни и образ здоровья», «Утилизация болезни», «Мои ресурсы здоровья», «Мой помощник или мой талисман»