Основные положения. Правила технической эксплуатации железных дорог РФ
Что такое поезд
- Поезд – это сформированный и сцепленный состав, состоящий из группы вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящими его движение, и имеющий установленные сигналы ограждения (как видимые, так и звуковые), которые обозначают его голову и хвост.
Виды локомотивов
- Тепловоз
- Электровоз (на постоянном, переменном токе и двойного питания)
- Паровоз
- Электротепловоз
- Газотурбовоз и т.д.
Железные дороги РФ
- Всего на территории РФ существует 16 железных дорог, каждая имеет свой код. 017 - МЖД
График движения поездов обеспечивает
- Удовлетворение в потребности перевозки пассажиров и грузов.
- Безопасность движения поездов.
- Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станции.
- Рациональное использование подвижного состава.
- Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад.
- Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту путей, сооружений, устройств СЦБ и связи, электроснабжения.
Движение поездов производиться по Московскому времени в 24-х часовом исчислении.
- Пункт формирования – пассажирское вагонное депо либо вагонный участок, в котором формируется состав и поездная бригада, обслуживающая пассажирский поезд на всем пути его следования до возвращения обратно в этот пункт.
- Пункт оборота – конечная станция поезда в расписании, с которой поезд отправляется в обратный путь и следует в пункт формирования.
Нумерация поездов
Каждый поезд имеет двойную нумерацию. На север и восток идут четные поезда, на юг и запад – нечетные. В пути следования нумерация может меняться.
Нумерация поездов
1-150 скорые круглогодичные; 151-298 скорые сезонного и разового обращения; 301-450 и 601-698 пассажирские круглогодичные; 451-598 пассажирские сезонные, разового назначения и детские; 701-788 скоростные; 801-898 обслуживаемые мотор-вагонным подвижным составом; 901-920 служебные специального назначения; 901-940 туристические.
6001-6998 пригородные; 7001-7998 скоростные и скорые пригородные повышенной комфортности, городские и пригородные служебного назначения.
По видам сообщения пассажирские поезда делятся на:
- дальние (маршрут следования свыше 700 км);
- местные (меньше 700 км);
- пригородные (до 200 км).
Приоритетность поездов
- Перевозки для восстановления движения.
- Воинские перевозки.
- Международные перевозки.
- Перевозки пассажиров в пределах РФ (скоростные, скорые, пассажирские и дополнительные).
- Пригородное сообщение.
- Почтово-багажные перевозки.
- Спецпоезда.
- Грузопассажирские.
- Перевозка грузов на небольшие расстояния.
Железнодорожная станция
Остановочный пункт с дополнительными стрелочными переводами, развитой инфраструктурой, обслуживающий пассажиров, производящий технические операции с поездами.
- Пассажирские: собственно пассажирские и пассажирские технические.
- Грузовые.
- Технические.
- Промежуточные: разъезды и обгонные пункты.
Железнодорожные пути
Главный путь – путь на перегоне, не имеющий отклонений на стрелочные переводы.
Железнодорожные пути необщего пользования – пути, ответственность за которые несет предприятие, для нужд которого они построены.
Перегон – часть пути, которая находится между станциями, разъедами, постами и т.д.
Гарантийный участок – участок ж/д пути, которой ограничен пунктами технического осмотра (ПТО).
Железнодорожные пути
Полезная длина ж/д пути – часть полной длины пути, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям, это часть пути между:
- Светофором и изоляционным стыком
- Светофором и габаритным столбиком
- Двумя габаритными столбиками.
Правильный ж/д путь – путь на 2-3 путном и более участках, оборудованный с обоих сторон автоблокировкой и предназначенный для движения поездов, как правило, в одном направлении.
Виды станционных путей
- Главные.
- Приемоотправочные.
- Сортировочные.
- Погрузочно-выгрузочные.
- Вытяжные.
- Деповские.
- Соединительные.
- Ведущие.
Блок-участок
Блок-участок – перегон между станциями, который ограничен с двух сторон устройствами автоблокировки и светофорами.
ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РФ
ПТЭ устанавливает:
- Организацию движения поездов.
- Функционирование сооружений.
- Устройство и инфраструктуру железнодорожного транспорта.
- Действия работников ж/д транспорта при эксплуатации ж/д транспорта общего и необщего пользования.
Габариты
- Габарит погрузки – предельное поперечное перпендикулярное оси ж/д пути очертание, где не должны выходить наружу части размещенного на подвижном составе груза.
- Габарит подвижного состава – предельное поперечное перпендикулярное оси ж/д пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться на прямом пути подвижной состав.
- Габарит приближения строений - предельное поперечное перпендикулярное оси ж/д пути очертание, внутрь которого не должны попадать никакие части сооружений и устройств.
Расстояния между осями путей, высота платформ, ширина колеи
Стрелочный перевод
- Стрелка, которая состоит из четырех частей: рамный рельс, остряк, переводной механизм и крестовина с подвижным сердечником.
- Крестовина.
- Соединительные пути
Контактная сеть
На железных дорог РФ применяется два вида тока: переменный (10 000-26 000 В) и постоянный (до 3 000 В).
Шаговое напряжение – это разность потенциалов между двумя точками на поверхности земли на расстоянии шага человека, выходить из которой нужно, не отрывая ног от земли.
Вагон – основная единица подвижного состава
- Кузов цельнометаллический
- Рама
- Ходовые части ( две тележки )
- Ударно - тяговое устройство
- Автосцепное оборудование
- Тормозное оборудование
Каждая вагонная единица подвижного состава должна иметь:
- Технический знак РЖД
- Инициалы ж/д
- Заводской номер вагона, в который включен код приписки к определенной дороге
- Табличка завода-изготовителя
- Дата и место постройки
- Дата и место установленных видов ремонта
- Вес тары
- Число мест в пассажирском вагоне
- Наименование депо приписки
- Место установки домкрата
Виды ремонта подвижного состава
ТО-1 ежесуточно ТО-2 два раза в год (осенний и весенний осмотр) ТО-3 по пробегу 150 000 км или же раз в 6 месяцев
ДР деповской ремонт, пробег 300 000 км или период раз в 2 года КР-1 капитальный ремонт, проводится через 5 лет после постройки вагона КР-2 10-15 лет КВР полное восстановление вагона
Типы вагонов
022 0 – СВ 01452 1 – К 16, 17 – штаб 16324 2 – ПЛ 21123 3 – сидячка/самолетка/межобластной 30815 4 – почтовый 46157 5 – почтово-багажный 51117 6 – вагон-ресторан 60158 7 – служебный, технический 78020 8 – багажный банковский 80046
Колесная пара
Неисправности колесных пар
- Ползун – это ямка, которая образуется на поверхности катания колесной пары в результате ее заклинивания. Допускается к следованию поезд, имеющий в составе вагон с величиной ползуна не более 1 мм. Если в пути следования пассажирского поезда выявлен ползун: а) более 1, но менее 2 мм: разрешается довести вагон до ближайшего ПТО, где есть средство смены колесных пар, со скоростью не более 100 км/ч; б) от 2 до 6 мм: следование поезда со скоростью не более 15 км/ч до ближайшей станции с отцепкой; в) от 6 до 12 мм: разрешается следование до ближайшей станции со скоростью не более 10 км/ч; г) более 12 мм: разрешается следование до ближайшей станции со скоростью не более 5 км/ч при условии исключения колесной пары из вращения.
- Трещина в любой части оси
- Трещина в ободе колеса.
- Трещина по кругу диска.
- Остроконечный накат гребня.
- Выщербина.
- Накат металла.
- Уширение обода колеса (раздавливание)
- Откол наружной грани обода колеса.
Неисправности колесных пар
Действия работников поездных бригад при заклинивании колесных пар
- Попытаться произвести отпуск тормозов, потянув за поводок выпускного клапана (ручка поводка находиться на полу коридорной стороны в середине вагона). Если юз не прекращается – остановить поезд стоп-краном.
- Вызвать по «цепочке» начальника поезда.
- Провести ограждение поезда.
- Выяснить причину заклинивания колесных пар.
- Если неисправен ВР, его нужно выключить, а в двух хвостовых вагонах произвести маневры, так чтобы вагон с неисправным ВР был поставлен в середину или голову поезда.
- Проверить колесные пары на наличие ползунов и наваров и замерить их; для проверки поверхности катания колеса, которое стоит на рельсе нужно чуть-чуть протянуть состав; при обнаружении ползунов и наваров в зависимости от их размеров продолжать дальнейшее исследование поезда в соответствии с ПТЭ.
- Перед отправлением поезда обязательно произвести сокращенное опробование тормозов, составить акт и отправиться с перегона.
Ручной тормоз
Применяется на подвижном составе как резервное средство для остановки поезда при неисправности автоматических тормозов, а так же затормаживание пассажирских вагонов, находящихся в отстое и закреплении состава поезда на перегоне.
Тележки вагонов
Автосцепное оборудование
Действия поездной бригады при саморасцепе
- Закрепить отцепившуюся часть поезда ручными тормозами, перекрыть концевые краны воздушной тормозной магистрали расцепившихся вагонов.
- Вызвать «по цепочке» начальника поезда, оградить поезд.
- Выяснить причину саморасцепа, если при осмотре не выявлено неисправностей автосцепки или деталей ее механизма, то можно попытаться произвести сцепление вагонов.
- При исправных автосцепках произвести сцепление вагонов.
- Соединить воздушные тормозные рукава.
- Открыть концевые краны.
- Отпустить ручные тормоза.
- Произвести сокращенное опробование тормозов.
- Составить акт и отправиться с перегона.
Тормозное оборудование
Тормоз – это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается искусственное сопротивление движению, необходимое для снижения скорости и остановки поезда.
Тормоза
Автоматические
Ручные
Пневматические
ЭПТ
Дисковые
Магнитно-рельсовые
Полное опробование тормозов
Для проверки тормозов в поезде установлены 2 вида опробования тормозов: полное и сокращенное.
Полное опробование тормозов производится в случаях:
- На станциях формирования перед отправлением поезда.
- При смене локомотива.
- На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов.
- При техническом обслуживании состава без смены локомотива 600 км.
- Перед выдачей мотор-вагонного поезда из депо или после отстоя его без бригады на станции.
- На станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения, перед затяжными спусками 0,018 и круче, полное опробование тормозов производиться с 10-ти минутной выдержкой в заторможенном состоянии.
Сокращенное опробование тормозов
- В пунктах формирования и оборота после прицепки поездного локомотива к составу, перед отправлением поезда, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов от стационарной компрессорной установки или локомотива.
- После смены кабины управления мотор-вагонного поезда и после смены локомотивных бригад, если локомотив от поезда не отцеплялся.
- После всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевых кранов, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае проверяются тормоза в каждом прицепленном вагоне).
- После стоянки пассажирского поезда более 20-ти минут; грузового более 30-ти минут.
- При падении давления в главных резервуарах менее 5,5 атмосфер.
- При смене кабины управления или после передачи управления машинисту другого локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью управления поезда из головной кабины.
Внутреннее устройство вагона
Система водоснабжения пассажирских вагонов
- Два водяных бака – один объемом 800 литров, расположенный над туалетом с не котловой стороны; другой бак на 80 литров расположен над туалетом с котловой стороны.
- Трубопровод, соединяющий баки между собой; на трубопроводе установлен разобщительный кран.
- Разводящие трубы, которые подходят от баков к унитазам, умывальникам, посудомойке, в кипятильник, бойлер, к запасному баку системы отопления и т.д.
- В систему водоснабжения вода заливается через головки водоналивных труб, расположенных с обеих сторон вагона.
- Система водоснабжения пассажирских вагонов постройки ТВЗ
32
Кипятильник
Кипятильник
Система вентиляции и кондиционирования
Электрооборудование
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея – группа кислотных или щелочных аккумуляторов, соединенных между собой последовательно.
- Аккумуляторные батареи предназначены для питания потребителей вагона во время стоянки, в аварийных режимах при небольших скоростях движения поезда.
Контроль за АКБ в пути следования
- На станциях и при приемке в рейс, проводник должен осмотреть аккумуляторную батарею снаружи, нет ли повреждений, вмятин, проверить крепление ящиков к вагону.
- Батарея должна быть закрыта на замки, вентиляционные отверстия и дефлекторы должны быть прочищены от грязи, пыли и снега.
- При приеме вагона в рейс, минимально допустимое напряжение аккумуляторной батареи при полной нагрузке, должно быть:
- 40 В – в щелочных аккумуляторных батареях в вагонах без кондиционирования; 46 В – в кислотных аккумуляторных батареях в вагонах без кондиционирования; 110 В – в вагонах с кондиционированием воздуха.
- 40 В – в щелочных аккумуляторных батареях в вагонах без кондиционирования;
- 46 В – в кислотных аккумуляторных батареях в вагонах без кондиционирования;
- 110 В – в вагонах с кондиционированием воздуха.
- Проводник обязан производить контроль за работой аккумуляторной батареи по вольтметру и амперметру.
Виды сигнализации
- Вызывная сигнализация (наружная и внутренняя);
- Сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ);
- Сигнализация наличия замыканий на корпус вагона (СЗК);
- Сигнализация наполнения баков водой;
- Пожарная сигнализация (УПС, СПС);
- Сигнализация ограждения поезда;
- Занятость туалета;
Обесточивание вагона
- Снять нагрузку полностью (выключить все потребители);
- Нажать красную аварийную кнопку (при этом отключится генератор);
- Снять предохранители от генератора, а затем аккумуляторные батареи (в нижней части электрораспределительного шкафа), а после остановки поезда снять предохранитель аккумуляторной батареи, установленный снаружи на торцевой части аккумуляторного ящика.
Пожарная сигнализация
СКНБ
При ПРЕРЫВИСТОМ сигнале необходимо вызвать по цепочке поездного электромеханика.
При НЕПРЕРЫВНОМ сигнале:
- Немедленно остановить поезд стоп-краном, по цепочке вызвать ЛНП или ПЭМ;
- Оградить поезд;
- До прихода ЛНП или ПЭМ на ощупь проверить нагрев букс тыльной стороной ладони;
- Если ЛНП и ПЭМ устанавливают неисправность буксы по внешним признакам или по нагреву с помощью прибора «Кельвин», то совместно с машинистом локомотива определяют безопасный режим движения до ближайшей станции. Составляется акт и поезд выводится с перегона;
- В случае ложного срабатывания СКНБ (неисправности) и невозможности устранить неисправность в пути следования, ПЭМ должен отключить СКНБ, проинструктировать проводника под роспись в рейсовом журнале о необходимости производить проверку нагрева всех букс вагона наощупь на всех стоянках поезда более 5 минут (если греется редуктор привода генератора, то его температуру контролирует ПЭМ).
СКНБ
Освещение вагона
- Люминесцентное освещение. Лампы накаливания (вечернее освещение). Ночное.
- Люминесцентное освещение. Лампы накаливания (вечернее освещение). Ночное.
- Люминесцентное освещение.
- Лампы накаливания (вечернее освещение).
- Ночное.
Охрана труда
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Виды инструктажей:
- Вводный. Проводится при приёме на работу до начала работы, с командированными на участок работниками.
- Первичный. Проводится на рабочем месте до начала работы (стажировки).
- Внеплановый.
- Целевой
Виды травм:
- Производственные;
- Связанные с производством;
- Бытовые.