СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40" Полушкиной М.И.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема педагогического опыта:

«Использование технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии»

 

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

 

Актуальность и перспективность опыта обусловлена теми изменениями, которые происходят в обществе в целом, и в образовании в частности. XXI век делает необходимым  в преподавании различных дисциплин широкое  использование технологии развития творческих способностей учащихся.  Именно творческие способности, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматриваются как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире.

Как показывает мой педагогический опыт, личностно-ориентированное обучение биологии приобретает более коммуникативный характер, если базируется на принципах технологии развития творческих способностей учащихся. Данные принципы технологии облегчают понимание различных взглядов на явления и целый мир в целом, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности. Технология развития творческих способностей учащихся  предполагает равноправное взаимодействие учителя и учащегося, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, быть услышанным, принимать участие в группе, т.е. выполнять коммуникативные учебные действия, а также  самому творить, реализовывать свои собственные творческие идеи и замыслы.

Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного педагогического опыта учителя биологии МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40" Полушкиной М.И.»

Представление собственного педагогического опыта

учителя биологии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Полушкиной Марии Ивановны


Тема педагогического опыта:

«Использование технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии»


Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.


Актуальность и перспективность опыта обусловлена теми изменениями, которые происходят в обществе в целом, и в образовании в частности. XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование технологии развития творческих способностей учащихся. Именно творческие способности, благодаря целому ряду своих особенностей, рассматриваются как оптимальная форма интеллектуальной деятельности людей, живущих в переполненном информацией мире.

Как показывает мой педагогический опыт, личностно-ориентированное обучение биологии приобретает более коммуникативный характер, если базируется на принципах технологии развития творческих способностей учащихся. Данные принципы технологии облегчают понимание различных взглядов на явления и целый мир в целом, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности. Технология развития творческих способностей учащихся предполагает равноправное взаимодействие учителя и учащегося, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, быть услышанным, принимать участие в группе, т.е. выполнять коммуникативные учебные действия, а также самому творить, реализовывать свои собственные творческие идеи и замыслы.

Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Актуальность данной технологии обусловлена следующим:

1. Переход на новые стандарты обучения.

2. Обучение школьников приемам самостоятельного творчества.

3. Мотивация учения как уровень психологического благополучия и развития школьника.

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию и имеющие творческие идеи, применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, принимать независимые продуманные решения, самому создавать модели творческих замыслов.

Задачи: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; развития способностей к самостоятельной творческой работе с информацией любой сложности; социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

Учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать творчески, с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Мотивация учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со школьником, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе творческого обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Первый этап работы: активизация учебного процесса и мотивация школьников к учению начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. При этом учитель помнит, прежде всего, о создании положительно-эмоционального отношения у школьника к предмету, к себе и к своей деятельности.

Второй этап работы: учитель создает условия для творческой, поисковой учебно-познавательной деятельности учеников, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Третий этап работы: учитель стремится создать условия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформированных интересов.


Теоретическая база опыта

О развития творческих способностей учащихся речь шла в работах доктора психологических наук, профессора И. С. Якиманской ещё в конце семидесятых годов прошлого века, а вначале девяностых данные идеи получили развитие в работах И. А. Зимней. В настоящее время много работ на данную тематику есть у таких учёных-методистов как Н.В.Кузьмина, Е. Г. Осовский, А. В. Петровский, А. И. Щербаков, И. Ф. Обернихина, Н. Д. Левитов. Неоднократно я обращалась к работам С. С. Татарченковой («Урок как педагогический феномен»), А. И. Савенкова («Детская одаренность: развитие средствами искусства»), Г. К. Селевко («Современные образовательные технологии»), З. Н. Никитенко («Организация деятельности учащихся в V-VII классах для повышения мотивации учения»).

Применение технологии развития творческих способностей учащихся стало возможно в нашей стране лишь в последнее десятилетие благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям. В последние годы создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: разработана и одобрена «Национальная доктрина образования», доработан и принят «Закон об образовании».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где говорится следующее: «… в школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…» Мотивация учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Традиционно принято различать две группы учебных мотивов:

1. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и творческим процессом ее выполнения.

2. Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Курс биологии должен быть направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, решать прикладные задачи, развитие творческих способностей.

Становление и развитие творческой личности является главной целью при обучении биологии. К сожалению, в современном обществе произошла гуманитаризация образования, и интерес к изучению биологии упал. Поэтому методисты и учителя ищут возможности повышения мотивации учащихся к изучению естественных наук.

Технология опыта

(система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения)


Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса биологии. В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла. Такое явление в условиях научно-технической революции и расширяющегося процесса информатизации общества кажется парадоксальным. Одни ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем. Другие жалуются на сложность предмета, они не видят особого смысла заставлять себя учить и ломать голову над задачами. Нередко высказывается мысль, что это достаточно специальные предметы, которые не нужны ста процентам населения, а потому их следует изучать в школе по выбору.

Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках биологии такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности.

Все это позволяет мне развивать творческую личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а учащимся достигать определенных успехов в учебе и реализации своих планов по получению дальнейшего образования.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов обученности учащихся.

В своей работе на уроках биологии я использую следующие педагогические технологии:

  • Проблемное обучение.

  • Информационно - коммуникационные технологии.

  • Научно - исследовательская и проектная деятельность.

  • Личностно - ориентированные технологи.

1. Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной творческой деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие и мыслительные способности.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую исследовательскую задачу, а ученик ищет творческий способ ее решения. Проблемные задания разной степени сложности, у каждой свое поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие творческого мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует творческий интерес.

Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

2. Информационно-коммуникационные технологии.

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают лидирующую позицию в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам. Использование ИКТ на уроках биологии мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Использую энциклопедические программы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

Уроки-презентации играют важную роль. Они реализуют принципы доступности, наглядности. Они эффективны своей эстетической привлекательностью; между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует эффективному взаимодействию. Урок – презентация так же обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Обычная школьная доска не вмещает всю нужную для урока информацию. Слайд такую возможность реализует.

Использование информационных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения.

3. Научно - исследовательская и проектная деятельность.

В своей работе я использую метод творческих проектов, так как он позволяет реализовать разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Создание проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. 

Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

• научить учащихся самостоятельному, творческому мышлению;

• размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

• принимать самостоятельные аргументированные решения;

• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех учащихся, стимулируя учащихся к творческой деятельности, способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между учителем, его учениками и средствами информационных технологий.

Работа над проектом строиться следующим образом:

Учащиеся определяют актуальную проблему, над которой будут работать индивидуально или в группах. Затем составляют план работы, определяют объекты исследования, ищут возможные пути решения. Выдвигаются гипотезы, систематизируются и обобщаются полученные данные из различных источников информации. Подводятся итоги работы. Ребята представляют аргументированные выводы, обрабатывают и оформляют полученные результаты, учатся решать познавательные и творческие задачи. Готовится защита проекта. На этом этапе ребята самостоятельно готовят презентацию, буклет проекта с использованием компьютера. Защита проекта: представление результата своей деятельности, способа решения проблемы, доказательство правильности решений. Таким образом, работа школьников над проектом требует от них: умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, в многообразии программных продуктов; навыков работы с различными программными средствами, необходимыми для организации исследования, оформления проекта. Развиваются умения учеников владеть информационной культурой и культурой коммуникации, развивается теоретическое мышление, формируются познавательные умения, умения самостоятельно решать задачи и проблемы.

Проектная форма обучения способствует формированию общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, исследовательской компетенций, готовности к самообразованию.





4. Личностно - ориентированные технологии.

В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. К личностно-ориентированным технологиям относится «педагогика сотрудничества».

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться.

Хотела бы выделить те положительные моменты и трудности, которые, на мой взгляд, дает использование этой технологии.

Плюсами я считаю следующее:

  • При подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

  • Формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым (учителем) в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

  • Развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

  • Во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

  • Развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

  • Работа на таком уроке развивает уверенность учащихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

  • Развивается навык оценки и самооценки.

Но есть и трудности:

  • учителю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулировать учащихся к высказываниям без боязни ошибиться;

  • учитель является полноправным участником процесса обучения, помощником учеников, и справиться с этой новой ролью непросто (ведь учителя зачастую диктаторы);

  • нельзя заранее предсказать результат, действовать по отработанному плану.

И все же сотрудничество, приобщение к знаниям через совместные действия, я уверена, дадут результат. Ведь именно через них идет процесс изменения сознания личности.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю –  я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных творческих поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Анализ результативности

В результате использования вышеописанного опыта при изучении биологии удается:

  • активизировать познавательный интерес учащихся, повысить уровень учебной мотивации;

  • научить применять знания и умения учащихся в разных ситуациях (например, в научно-исследовательской деятельности);

  • увеличить роль самостоятельной деятельности учащихся;

  • обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

  • повысить качество знаний учащихся.

Учащиеся более активно участвуют в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательской деятельности. Становятся победителями олимпиад и конкурсов исследовательских работ различного уровня, выбирают профессии, связанных с биологией.

Количество учащихся – победителей и призеров предметных олимпиад за последние три года:

  • муниципальный – 2 победителя, 38 призёра;

  • республиканский – 8 призеров;

  • всероссийский – 1 участник.

Количество учащихся – победителей и призеров в конференциях по итогам исследовательской, поисковой и проектной деятельности за последние три года:

  • Муниципальный –7;

  • Республиканском – 3;

  • Межрегиональном – 1;

  • Всероссийском – 1;

  • Международном – 1.

Количество учащихся – победителей и призеров в конкурсах за последние три года.

  • Муниципальный –3;

  • Республиканском – 7;

  • Межрегиональном – 1;

  • Всероссийском – 21;

  • Международном – 17.

Средний балл по результатам ЕГЭ за последние три года

Предмет

Средний балл

2016 г

2017 г

2018 г

Биология

56%

57%

59%

СР

57,3%


Проанализировав степень сформированности знаний в период с 2013 по 2018 гг. было выявлено, что уровень успеваемости учащихся был стабильным и составил 100%. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по биологии показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты (прилагаются в таблице).



2013-2014

2014-2015

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Успеваемость

100%

100%

100%

100%

100%

Качество знаний

69%

70%

71%

70%

72%

Средний показатель успеваемости


100%

Средний показатель качества знаний


70,4%



Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Применяя творческие педагогические технологии обучения, хочу отметить, что моделирование творческих уроков –  дело не простое: требует слишком много времени для подготовки занятия. Кроме того, как совмещать в рамках одного урока все эти технологии и приемы? Ответ прост: «Нужен урок, сочетающий элементы различных технологий, создающих комфортную среду на занятии».

От учителя требуется знание предмета, а также гибкость и оперативность в работе на уроке. Обучение биологии должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получать новые знания.


Адресные рекомендации по использованию опыта

Педагогический опыт представлен на заседании творческих групп, городских семинарах учителей биологии, методических объединениях.

За время работы были разработаны:

1. Рабочие программы по биологии (5-11 классы).

2. Дидактические материалы для контроля знаний учащихся (5-11 классы).

3. Карточки-задания, тесты для проверки дифференцированных, самостоятельных, проверочных работ.

4. Дидактические материалы в виде компьютерных презентаций для проведения уроков с применением мультимедийных технологий.

5. Дидактические материалы в виде компьютерных презентация для проведения внеклассных мероприятий с применением мультимедийных технологий.

6. Разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий по биологии.

7. Доклады для выступлений на семинарах, конференциях, педагогических советах.

Все материалы расположены на страничке сайта https://multiurok.ru/polyshkinaMI/


Наглядное приложение

( конспект открытого урока/ занятия, видеозапись открытого урока/занятия и т.д.)


Конспект открытого урока представлен на страничке сайта https://multiurok.ru/polyshkinaMI/

Видеозапись открытого урока «Можно ли жить без воды?» представлена на школьном сайте. Фотографии представлены в работе
(см. Приложение).

Приложение










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!