СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление: этапы подготовки, произнесение речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление: этапы подготовки, произнесение речи»

Публичное выступление: этапы подготовки, произнесение речи


Публичное выступление — это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная речь.

Хорошая речь насчитывает десять элементов:

  • объективность,

  • ясность,

  • образность,

  • целенаправленность,

  • повышение внимания,

  • повторение,

  • неожиданность,

  • смысловую насыщенность,

  • лаконизм,

  • юмор.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов: 1)подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio - «изобретение»), 2)Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»), 3)»Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio), 4)Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»), 5)Произнесение (pronuntiatio).

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа:

докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий.

Докоммуникативный  

Коммуникативный

Посткоммуникативный

1. Определение темы и цели выступления

Произнесение речи

Анализ речи

2. Оценка аудитории и обстановки

Ответы на вопросы, ведение полемики

 

3.Подбор материала

 

 

4. Создание текста

 

 

5. Репетиция

 

 


Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его

произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Подбор материала. Составление текста.

Следующая ступень докоммуникативного этапа - "кодирование" -

составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление

получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а

несколько.

1. Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта.

2. Опосредованные:

. а) официальные документы:

. б) научная и научно - популярная литература;

. в) художественная литература;

. г) статьи газет и журналов;

. д) передачи радио и телевидения;

. е) справочная литература: энциклопедии, словари;

. ж) результаты социологических опросов.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.


Коммуникативный.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и

заключения. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к

публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Логическая схема доказательства чаще всего слагается из 3 элементов:

1. Тезис - это исходное положение, истинность которого стремится

доказать оратор. И наоборот, если истинность тезиса сомнительна для

оратора, то вряд ли тезис будет убедителен для других. Формулируя тезис,

следует помнить, что он должен быть ясным и четким, не содержать в себе

противоречия. Расплывчатость тезиса или его подмена являются наиболее типичными ошибками в речи недостаточно опытного оратора.

2. Аргумент - это логический довод, истинность которого проверена и

доказана практикой. Аргумент является необходимой частью всякого

доказательства. Наиболее сильным аргументом в процессе доказательства

являются факты, истинность которых не подвергается сомнению.

3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым или

косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы

непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе

доказательность истины обосновывается путем доказательства ложности

противоречащего положения.

Логическая аргументация по тому или иному вопросу в процессе

публичного выступления может быть развернута в 3-х вариантах: индуктивно (от частных факторов к общим заключениям), дедуктивно (от общих положений к частным заключениям) и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно.

Произнесение речи.

Существует три способа произнесения речи:

. Чтение текста;

. Воспроизведение по памяти с чтением отдельных фрагментов (с опорой

на текст);

. Свободная импровизация (экспромт).

Читают такие речи, от текста которых нельзя отступить: дипломатические, торжественные, доклады и содоклады официального содержания.

Остальные виды, как правило, произносят с опорой на письменную

основу. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения, найти нужную цифру и т. п. Такое выступление создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Ответы на вопросы, ведение полемики.

После выступления говорящий часто отвечает на вопросы слушателей,

полемизирует с ними. Такая форма общения требует от оратора быстрой реакции, владения юмором. Ответ выступающего предназначается не только спрашивающему, но и всем присутствующим.
























Список использованных источников

  1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 352 с.

  2. Орлова, Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 464 с.

  3. Рубцова, Т.А. Русский язык : учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 384 с.



Интернет ресурсы


  1. Публичное выступление [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/ (дата обращения 02.04.2020)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!