«Учебные экскурсии в обучении технологии».
Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экскурсия. Несмотря на то, что эта форма образовательного процесса – одна из старейших, её потенциал для развития познавательной и творческой активности личности, коммуникативных качеств по-прежнему высок. В настоящее время все больше педагогов начинают заново открывать для себя и обучающихся учебные экскурсии.
Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь учащихся в разные виды деятельности, «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия.
Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. А на таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.
Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью, особенно это относится к предмету технология. Поэтому я часто применяю данную форму проведения уроков. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
| Как пример могут являться тематическая экскурсия по одному из разделов предмета «Технология» раздел «Кулинария». Экскурсия проходит в начале изучения этого раздела в школьной столовой и знакомит учащихся с процессом производства, технологией приготовления, помещениями для приготовления пищи, оборудованием, а также профессиями кулинарного производства. |
| Примером комплексной экскурсии является экскурсия в Филиал ПЭС «Лабытнанги» ПАО «Передвижная энергетика» на электростанцию г. Лабытнанги, тема которой «Электрический ток. Виды источников тока и приёмников электрической энергии» - 8 класс. При проведении экскурсии взаимосвязанные темы предмета «Технология» и предмета «Физика». Довольно таки сложная экскурсия по восприятию |
обучающимися, так как само производство не из легких, но как раз знания по физике помогли понять процесс производства электрической энергии. |
По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии. Вводные экскурсии, как пример, посещение городского краеведческого музея, перед изучением раздела «Художественные ремесла», где учащиеся знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства нашего региона.
Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Объяснение нового материала по теме урока «Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ» проходит в форме учебной экскурсии, где обучающиеся посещают магазин «Ткани и Ателье», расположенный в Бизнес – центре города. Обучающиеся могли не только увидеть швейные принадлежности, но и выполнить с помощью их различные операции (отрезать, намелить, распороть, вывернуть и т. д.).
Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями. Примером данной экскурсии – это экскурсия на телевидение «ЛТВ» по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение» тема «Классификация профессий». Во время экскурсии были представлены профессии телевидения, относящиеся к различным классам (согласно классификации профессий по Е. А. Климову): "человек - техника" – монтажер, "человек - человек" – телеведущий, "человек - знаковая система" – звукорежиссер, "человек - художественный образ" – художник – гример. Обучающиеся попробовали себя в различных образах.
Чтобы экскурсия дала положительные результаты необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии, что позволит в полной мере достигнуть поставленных целей и учащиеся смогли бы приобрести не только новые знания, но и яркие впечатления.
Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.
В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.
Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
Непосредственно экскурсионная часть, словесное сопровождение сведений по теме, как мое, так и представителя магазина, показ приемов, создание проблемной ситуации, при этом ученики не должны просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческое домашнее задание: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.
Экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:
- реальные экскурсии - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном, естественном или производственном объекте вне границ кабинета, школы.
Преимущества: наглядность, практическая значимость, профориентация учащихся, укрепление мотивации к предметной области, реализация межпредметных связей и т. д.
Экскурсию необходимо подготовить, что занимает достаточно много времени это и предварительно изучить экскурсионный объект, согласовать время проведения, выяснить его образовательные возможности, определить цели и задачи, тип и структуру экскурсии, подготовить проблемные вопросы и задания для учащихся, установить источники информации, составить план экскурсии, наметить маршрут передвижения, подготовить дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, фотоаппарат и др.), провести организационную беседу с учащимися, разъяснить правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко охарактеризовать экскурсионный объект, обратить внимание на что обратить внимание, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать.
- виртуальные экскурсии. Часто по различным причинам невозможно провести реальную экскурсию, но в связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.
Виртуальную экскурсию более удобно применять для организации учебного процесса, так как она не требует больших усилий в своей подготовке. Учащимся не нужно покидать учебное заведение, одной из главных особенностей виртуальной экскурсии является ее применение на любом этапе урока.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках технологии делают процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным.
Урок-экскурсия — действенная форма занятий как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Литература:
1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006
2. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004
Интернет – ресурсы:
http://umk-spo.biz/articles/doklady/dklek
https://studfiles.net/preview/5707655/page:8/
http://cozyhomestead.ru/Zhivotnie_100400.html