СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичное выступление "Учебные экскурсии в обучении технологии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является учебная экускурсия.

Просмотр содержимого документа
«Публичное выступление "Учебные экскурсии в обучении технологии"»

«Учебные экскурсии в обучении технологии».

Существуют различные формы и методы, которые стимулируют учебную деятельность учащихся. Одной из них является  учебная экскурсия. Несмотря на то, что эта форма образовательного процесса – одна из старейших, её потенциал для развития познавательной и творческой активности личности, коммуникативных качеств по-прежнему высок. В настоящее время все больше педагогов начинают заново открывать для себя и обучающихся учебные экскурсии.

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь учащихся в разные виды деятельности, «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия.

Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой. А на таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде.

Проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью, особенно это относится к предмету технология. Поэтому я часто применяю данную форму проведения уроков. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

Как пример могут являться тематическая экскурсия по одному из разделов предмета «Технология» раздел «Кулинария». Экскурсия проходит в начале изучения этого раздела в школьной столовой и знакомит учащихся с процессом производства, технологией приготовления, помещениями для приготовления пищи, оборудованием, а также профессиями кулинарного производства.

Примером комплексной экскурсии является экскурсия в Филиал ПЭС «Лабытнанги» ПАО «Передвижная энергетика» на электростанцию г. Лабытнанги, тема которой «Электрический ток. Виды источников тока и приёмников электрической энергии» - 8 класс. При проведении экскурсии взаимосвязанные темы предмета «Технология» и предмета «Физика». Довольно таки сложная экскурсия по восприятию

обучающимися, так как само производство не из легких, но как раз знания по физике помогли понять процесс производства электрической энергии.

По времени проведения относительно  изучаемых тем различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии. Вводные экскурсии, как пример, посещение городского краеведческого музея, перед изучением раздела «Художественные ремесла», где учащиеся знакомятся с видами декоративно – прикладного искусства нашего региона.

Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Объяснение нового материала по теме урока «Инструменты и приспособления при выполнении ручных работ» проходит в форме учебной экскурсии, где обучающиеся посещают магазин «Ткани и Ателье», расположенный в Бизнес – центре города. Обучающиеся могли не только увидеть швейные принадлежности, но и выполнить с помощью их различные операции (отрезать, намелить, распороть, вывернуть и т. д.).

Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями. Примером данной экскурсии – это экскурсия на телевидение «ЛТВ» по разделу «Современное производство и профессиональное самоопределение» тема «Классификация профессий». Во время экскурсии были представлены профессии телевидения, относящиеся к различным классам (согласно классификации профессий по Е. А. Климову): "человек - техника" – монтажер, "человек - человек" – телеведущий, "человек - знаковая система" – звукорежиссер, "человек - художественный образ" – художник – гример. Обучающиеся попробовали себя в различных образах.

Чтобы экскурсия дала положительные результаты необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии, что позволит в полной мере достигнуть поставленных целей и учащиеся смогли бы приобрести не только новые знания, но и яркие впечатления.

Тем не менее, структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными.

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.

  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.

  3. Непосредственно экскурсионная часть, словесное сопровождение сведений по теме, как мое, так и представителя магазина, показ приемов, создание проблемной ситуации, при этом ученики не должны просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).

  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.

5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческое домашнее задание: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.

Экскурсии можно классифицировать по характеру наблюдаемых объектов на:

- реальные экскурсии - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном, естественном или производственном объекте вне границ кабинета, школы.

Преимущества: наглядность, практическая значимость, профориентация учащихся, укрепление мотивации к предметной области, реализация межпредметных связей и т. д.

Экскурсию необходимо подготовить, что занимает достаточно много времени это и предварительно изучить экскурсионный объект, согласовать время проведения, выяснить его образовательные возможности, определить цели и задачи, тип и структуру экскурсии, подготовить проблемные вопросы и задания для учащихся, установить источники информации, составить план экскурсии, наметить маршрут передвижения, подготовить дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, фотоаппарат и др.), провести организационную беседу с учащимися, разъяснить правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко охарактеризовать экскурсионный объект, обратить внимание на что обратить внимание, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать.

- виртуальные экскурсии. Часто по различным причинам невозможно провести реальную экскурсию, но в связи с внедрением компьютерных технологий в учебный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные.

Виртуальную экскурсию более удобно применять для организации учебного процесса, так как она не требует больших усилий в своей подготовке. Учащимся не нужно покидать учебное заведение, одной из главных особенностей виртуальной экскурсии является ее применение на любом этапе урока.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Применение как реальных, так и виртуальных экскурсий на уроках технологии делают процесс обучения и преподавания более интересным, качественным и результативным.

Урок-экскурсия — действенная форма занятий как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.










Литература:

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. Издание второе, исправленное и дополненное – Москва: ИКЦ «МарТ», 2006

2. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М.: Турист, 2004

Интернет – ресурсы:

http://umk-spo.biz/articles/doklady/dklek

https://studfiles.net/preview/5707655/page:8/

http://cozyhomestead.ru/Zhivotnie_100400.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!