СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публичные уроки. "Чистота речи - залог здоровья языка", "Отцы и дети".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы содержат краткое описание и планы уроков.Приложены фрагменты работ участников мероприятия.

Просмотр содержимого документа
«Публичные уроки. "Чистота речи - залог здоровья языка", "Отцы и дети".»



ПУБЛИЧНЫЙ УРОК РУССКОЙ РЕЧИ

В книге «Психология старшеклассника» И.С. Кон писал: «Единственный способ вызвать глубокий нравственный отклик подростка, юноши – поставить его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод».

Примерная программа.

1. Обработка фактического материала, собранного в интегративной образовательной экспедиции.

2. Создание МИНИ-МУЗЕЯ клуба «Творчество».

3. Творческая мастерская юных поэтов и корреспондентов.

4. Школа русской эпиграммы (отклик на события, происходящие в жизни образовательного учреждения, выпуск тематических газет «Колючка»).

5. Создание ученических исследовательских работ под руководством учителя.

6. Индивидуальные консультации для учащихся по русскому языку и литературе.

7. Подготовка к конкурсам и олимпиадам различных уровней.

8. Осуществление поиска необходимой информации с использованием информационно-коммуникационных технологий.

9. Рабочие и торжественные заседания клуба (приём в члены клуба).

10. Функционирование творческого пространства УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ.

11. Коллективная разработка сценария ПУБЛИЧНОГО УРОКА.

Цель: участие школьников в исследовательской деятельности; формирование общественного мнения о необходимости сохранения «живого знания» о русском языке; сохранение культурных речевых, национальных, духовных традиций в жизни разных поколений; распространение дидактического материала среди слушателей и гостей ПУБЛИЧНЫХ УРОКОВ; вовлечение в творческий процесс детей, нуждающихся в особой педагогической поддержке; воспитание коммуникативной культуры обучающихся; выявление одарённых детей.

Краткое пояснение.

1) ПУБЛИЧНЫЙ УРОК – для широкой публики: детей, родителей, представителей общественности;

2) тема ПУБЛИЧНОГО УРОКА должна быть жизненно важна для детей и взрослых;

3) на ПУБЛИЧНОМ УРОКЕ царствует полилог;

4) форма урока интегративная;

5) итогом урока являются различные формы образовательного продукта, а также раздаточный материал;

6) в ходе урока работают эксперты – специалисты различных направлений, представители Русской Православной Церкви, приглашенные в соответствии с разработанной темой урока;

7) резонанс проведенного мероприятия – отклик в прессе.

Тематический ряд ПУБЛИЧНЫХ УРОКОВ

1. «Мастерство вопроса и ответа».

2. «Вначале было Слово, и Слово было БОГ».

3. «Есть удивительные чудеса: улыбка, прощение и вовремя сказанное слово» (А.Грин).

4. «Слово не воробей».

5. «Скажи мне, что ты поёшь, и я скажу, кто ты».

6. «О любви к Отечеству, о красотах изящного, о добродетелях христианских не могу говорить без восхищения» (Фёдор Глинка).

7. «Ещё не побеждён народ, хотя утративший войска, но сохранивший нравы свои».

(Монтескье).

8. «Церковно-славянский корень слова «подвиг», то есть «служение»».

9. «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно…»(А.С.ПУШКИН).

10. «Искусство поздравления».

11. «Другая реальность или молодёжный сленг».

12. «Секреты местной речи».

13. «Поговорим о словаре любви».

14. «Культура шутки и анекдота».

15. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»(Ф.И.Тютчев).

16. «БОГ есть ЗАКОН, ЗАКОН есть ЛЮБОВЬ».

17. «Есть правда общественная, и есть правда индивидуальная

18. «Чистота речи – залог здоровья языка».

19. «С каждой строкою всё больше меня…» (Вероника Тушнова).

20. « Есть право жить, и жизни я скажу: «Я у тебя в долгу за это право…»».

(И.Ш. Машбаш).

ПУБЛИЧНЫЙ УРОК №1

Тема: «Отцы и дети. Проблемы взаимоотношений».

План.

1. Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей» в литературе ( Артюшина Анна, 3 минуты).

2.Отчет руководителя научной экспедиции (материалы исследования; Грищенко Николай, 5 минут).

3.По страницам творческих работ учащихся ( Иванченко Ирина, 3 минуты).

4.Музей цветов ( экскурсия; Махонина Ольга, 2 минуты).

5.Рассказ-миниатюра «Старый кактус». Выразительное чтение наизусть (Самойлова Мария, 7 минут).

6.Слово учителя (1 минута).

Динамическая пауза (2 минуты)

7.Рекламная пауза. Рассказ о Святых Петре и Февронии «Сила любви». (Батюк Екатерина, 3 минуты).

8.Церемония посвящения в поэты «Виват халату!» (Самойлова Мария, 3 минуты).

9.Традиционный подарок будущему поэту: выразительное чтение (в данном случае) отрывка из 7-ой главы романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина (Дьякова Марина, 2 минуты).

10.Доклад «Уголок уединенья» (Бабакова Елена, 6минут).

11.Занимательная минутка – экзамен «Чёрный ящик» для вступающего в члены клуба (Пупченко Анна, 1 минута).

12.Пряничная «Приют поэта» (Иванченко Виктория, 6 минут).

13.Фотография на память участников мероприятия «Отцы и дети». (1 минута).

________________________

45 минут

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА

( В ходе заседания используется мультимедийный проектор)

1. Запись на доске

Уж много лет без утомленья Только ею, только любовью

Ведут войну два поколенья: держится и движется жизнь.

Кровавую войну. И.С.Тургенев

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «отцы» и «дети»,

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Д.Минаев,1862г.

В центре раскладной доски – «Повестка дня»

2. На окне и подоконнике расположен «Музей цветов» с соответствующей информацией:

кактус, аспарагус, лелия, фиалки, китайская роза, герань, сансивьера, агава.

3. Выставка книг: «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн», «Секреты природы» и другие.

4. Информация о символическом значении цветов в прозе и в поэзии классиков и современников.

5. Планшеты с открытками и иллюстрациями на тему: «Кабинеты писателей и поэтов».

6. Кафедра для выступлений.

7. Картотека новых слов, используемых в ходе заседания: лояльный, превратный, эксклюзивный, ассоциации, ориентированный и другие.

8. Ордена-пряники с надписями: «Кого люблю, тому дарю», Ешьте на здоровье», «От свего сердца» и другие.

9. «Тронный зал» (уголок, где стоит кресло для совершения ритуала посвящения в юные поэты; здесь же – белый махровый халат для облачения в него будущего поэта).

В Тронном зале висят портреты О.Кипренского и А. Пушкина. На столике горит свеча, лежит томик И.Гончарова «Обломов».

10. Над выходом из кабинета слова:

Ни ласки, ни любви и ни духовной пищи

Повсюду не ищи, как милостыню – нищий:

Ты ласку и любовь твори в душе своей,

А не вымаливай их у других людей!

Кариб. Древнеиндийская поэзия

ПУБЛИЧНЫЙ УРОК №2

Тема: «Чистота речи – залог здоровья языка».

План урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. Утверждение текста гимна школы (Иванченко Виктория).

3.Поэтическая страница (Иванченко Виктория).

4. «Эпиграмма» ( докладывает Бабакова Елена).

5. «Окно сю-сю» (окно сатиры и юмора, отв.Могилевцев Юрий).

6. «Колючки прошлых лет». Отчёт художников-реставраторов о работе по сохранению материалов клуба «Творчество» (отв. Махонина Ольга).

7. «Сюрприз осени» (минута релаксации, отв. учитель).

8. «Лингвистический пеленгатор». Отчёт начальника интегративной образовательной экспедиции (отв. Грищенко Николай).

9. «По страницам творческих работ учащихся…» (отв. Батюк Екатерина).

10. «В редакцию клуба пришло письмо…» (отв. Пупченко Анна).

11. «Интеллектуальная рекламная пауза…» (отв. Батюк Екатерина).

12. «Чёрный ящик» (отв. Самойлова Дарья).

13. Интеллектуальная игра «Фразеологизмы» (отв. Колесникова Ирина).

14. «Экзамен» юного поэта (отв. Бугаенко Сергей).

15. Церемония посвящения юного поэта в члены клуба «Творчество».

16. Традиционный подарок: чтение стихотворений «Прощание с халатом» П. Вяземского и «Сон» А. Пушкина (отв. Меркулова Александра).

17. «Приют поэта». Встреча за чашкой чая. Сообщение «Семь чашек чая» 9отв.Иванченко Ирина).

18. Стихотворение Т. В., ученика 10 класса (2-е место в РЕСПУБЛИКАНСКОМ конкурсе)

РОДНОЙ ЯЗЫК

«Родной язык» - мы часто произносим.

А сколько их,

исконных и родных.

И имена на языках родных мы носим,

И обретаем Родину

на них,

И от рожденья

знаю я:

Россия – Родина моя.

И, если бы я даже онемел,

На языке родном

мечтал бы,

думал

И много добрых,

благородных дел

На языке

родном бы

я задумал…

И всё исполнил бы, конечно, я,

Родному языку благодаря!

ОТЧЁТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ГРУППЫ

(материал для ПУБЛИЧНОГО УРОКА русской речи «Искусство поздравления»).

В качестве материала для исследования мы взяли по 15 экз. газет: «Красное знамя», «Советская Адыгея» и «Российская газета».

Выявлено, что поздравления опубликованы только в местных газетах («Красное знамя» и «Советская Адыгея»). В газете «Красное знамя» из 15 экз. в каждом номере напечатаны поздравления частного характера, а в газете «Советская Адыгея – в трёх из пятнадцати.

Можно сделать вывод: чем меньше тираж, тем уже круг читателей, тем ближе читатели друг к другу, тем сильнее доверие и желание корреспондентов предать публичности сугубо личную радость торжества.

Тематика поздравлений в газете «Красное знамя различна: день рождения, профессиональные праздники, юбилеи, присвоение званий. В газете «Советская Адыгея» поздравления посвящены профессиональным праздникам и присвоению званий. Ни в одной из 15-ти экземпляров центральной газеты («Российской газеты») поздравлений не было найдено.

Форма текстов в газете «Красное знамя» представляет собой преимущественно рифмованные строчки, изобилующие эпитетами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Подчёркиваются различные достоинства характера поздравляемого, чаще – пафосно.

Из семи поздравлений, опубликованных в газете «Красное знамя» в пяти случаях авторы используют побудительные предложения, начинающиеся со слова «пусть». Вспоминается бессмертное : «Пусть сильнее грянет буря!» из героической «Песни о Буревестнике» М.Горького.

В некоторых поздравительных текстах наблюдается абсолютное совпадение содержания, что напоминает «дежурные фразы». Понятно, Что никто из п. Гончарка, например, не знает тётю Катю из посёлка Нового. Но так велико желание поделиться со всем миром своей радостью, рассказать хотя бы в двух строчках о своём любимом человеке…Считаем необходимым, однако, заметить, что Антон Павлович Чехов писал Николаевичу Чехову в марте 1886 года: «Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям: они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…».

Так что же это за феномен 20 – 21 века: предание гласности сугубо личного, публичное откровение?

Ведь для этих целей существует форма послания, письма – увы – умирающая, вытесненная газетной продукцией низкого качества, с нашей точки зрения, - растиражированными чувствами.

Следует отметить более сдержанный тон поздравлений, опубликованных в газете «Советская Адыгея». Мы думаем, что обусловлено это, как теперь говорят, несколько иным форматом газеты. Однако в поздравительных текстах «Советской Адыгеи тоже встречаются побудительные предложения.

Далее нами были изучены тексты писем И.С. Тургенева («Полное собрание писем И.С.Тургенева»). Поздравления по поводу наступления Нового года, выпуска в свет книги, дня рождения и т. д. написаны простым языком, иногда ироничны, но всегда искренни. Это чувствуется по тону письма, по оборотам речи, лишенным вычурности.

Может быть, не стоит отдавать накопленный веками опыт общения на заклание сложившемуся в последние годы стилю субкультуры?

Может быть, составляя поздравительный текст, есть смысл вспомнить лучшие образцы письма 19 века, чтобы сохранить РОДНОЙ ЯЗЫК?!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!