СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикации на тему: "«Пути формирования целостности мировоззрения в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация отражает основные пути формирования целостности мировоззрения в процессе духовно-нравственного восптания обучающихся. Основана на опыте педигога, работающего в малокомплектной сельской школы в данной сфере.

Просмотр содержимого документа
«Публикации на тему: "«Пути формирования целостности мировоззрения в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся"»

МБОУ Архиповская ОШ

Выступление на муниципальных рождественских чтениях: «1917–2017: уроки столетия»

Тема: «Пути формирования целостности мировоззрения в процессе духовно- нравственного воспитания учащихся"

Эпиграф: "Идти вперед человечество может, только взращивая в себе силу духа... Недуховный фактор фатален только для слабого духа... "Творческий дух будет всегда искать причину явлений "в себе самом, в своей слабости, в своем неумении, безволии, в смутной смутности, шатости и неверности. Именно такой подход - есть залог возрождения, восстановления, победы».

Драматичность судьбы России 20 столетия - крушение империи, потоки братской и мученической крови, утрата традиционных ценностей, основанных на заповеди Любви, замена другими, которые хорошо выражались в конечной цели человеческой жизни - построения идеального общества потребления на земле ознаменовал проблему в духовной жизни - утрата целостности мировоззрения, опорой которого была православная вера. Что же изменилось за эти годы, какие формы приобретает данная проблема на современном этапе и есть ли пути ее решения в нашей педагогической практике?

Прежде, чем начать разговор о путях формирования целостности мировоззрения нужно отметить признаки нарушения ее в современном обществе , такие, как неспособность к аналитическому мышлению , мозаичность знаний, ограниченных преимущественно информацией из Интернета, потеря способности оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрата национального самосознания, утрата самой ценности человеческой жизни, ценности конечного предназначения человека, подлинной иерархии ценностей, и как результат , потребительское отношение к жизни.

Я работаю в малокомплектной сельской школе около 26 лет. Из них, около 10 - ти лет преподаю Основы православной культуры . По диплому я математик, имею также 10 - летний стаж преподавания истории в 5-9 классах. Как и многие в 90-х пережила крушение идеалов и ценностей атеистического мира, что привело к тому, что опорой моего мировоззрения стало православие. Концепция духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения россиян указывает на то, что обращение к православию ... "может послужить действительной основой целостного воспитания и образования личности, способствовать восстановлению подлинной иерархии ценностей, остановить распад духовного ядра личности, выхолащивание ее внутренней жизни, стать реальной основой выхода из духовного кризиса.

Это и стало одним из главных мотивов моего обращения к нашей отечественной православной педагогике и выбору мною педагогической деятельности по преподаванию Основ православной культуры по программе Шевченко. При поддержке администрации школы мы ввели его как предмет школьного компонента.

Хороший эффект в формировании мировоззренческих основ дает сочетание преподавания истории и ОПК, с чего и началась моя так называемая, "гуманитарная педагогическая деятельность". Неподдельный интерес детей к своей культуре позволил нам на протяжении этих лет вывести работу по духовно-нравственному направлению за рамки школьного расписания. С 2010 у.г. учащиеся ежегодно участвуют в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по ОПК. Были призеры на муниципальном и региональном уровнях. В этом году мы к участию в олимпиаде по ОПК, которая организуется Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом добавили участие еще в двух олимпиадах, хотя бы на школьном уровне. Это "ОВИО - Наше наследие" и международная интеллектуальная олимпиада "Азы православия". Эта форма деятельности привлекательна для учеников. Они не только смогли проверить свои знания, но и приобрести новые, да еще получить сразу красочные грамоты и сертификаты. В 2012 г. наша команда одержала победу в финальном туре конкурса "Смоленские купола". 50 % участников были дети 6-7 классов. Ряд удачных выступлений на православных фестивалях и конференциях на базе Богородицкой школы, областных Свято -Елизаветинских чтениях с проектами "Возвращение Родины", "Подвиг Царской семьи" , на областной научной конференции "Шаг в науку" с проектом "Образы Святой земли на Соловках" были возможны благодаря отзывчивым сердцам моих учеников , их желанием показать красоту православного мира.

Но упор только на приобретение знаний, как фундамента мировоззрения не дает положительных результатов при решении нашей проблемы. Поэтому мы используем разные формы и методы работы, в которых , главным , я считаю, сохранение духовных смыслов, без которых невозможен вообще процесс формирования целостного восприятия мира. Потеря этих смыслов может , например, происходить там, где учитель обращает внимание только на внешние атрибуты русской православной культуры, либо уделяет приоритетное внимание языческим атрибутам, которые могут присутствовать в культурной жизни русского народа и отождествляться с христианским мировоззрением.

На наши мероприятия часто приглашается настоятель местного прихода - иерей Алексий Болтушенков. Присутствие священника повышает нравственную составляющую мероприятия, помогает детям обратить свои взоры к совести, к высшему назначению человека.

Одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению православного мировоззрения являются паломнические поездки. За последних 5 лет нам удалось дважды посетить Свято - Троицкий Болдинский монастырь, женский монастырь Димитрия Солунского в Дорогобуже, храмы г. Десногорска, святые источники Рославля, источник влм. Георгия на Соловьевой переправе, совершить экскурсии по храмам Смоленска.

В этих поездках дети учатся узнавать свои слабые и сильные стороны, преодолевать трудности долгого пути, оказывать помощь тому, кто в ней нуждается, получают духовный опыт отношения к святыне. Они надолго запоминают весь позитивный опыт поездок, ищут повторения своего маленького счастья. Особенно запоминаются послушания в монастыре. В этом году инициатором поездки в Болдино были учащиеся 9 класса, в котором ОПК уже не преподается. Более того это дети, в основном, из неблагополучных семей

Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Одной из форм работы в этом направлении являются экскурсии по музеям г. Смоленска и Смоленского района. (слайды презентации) Много полезного и интересного ребята узнали на занятиях в областной детской библиотеке , в школе ремёсел для деревенских детей княгини Тенишевой ,музеи сказок, где мы приняли участие в мастер - классе по изготовлению тряпочных игрушек.

В целях гражданско - патриотического воспитания на территории храма в Вонлярово проводилась игра "Подвиг ратный- подвиг духовный". Учащиеся, поделенные на две команды, должны были пройти 10 станций и выполнить задания спортивного, военно - патриотического и краеведческого характера. Они знакомились с историей д. Вонлярово, историей храма, традициями русского военного искусства.

Полученные знания нам пригодились в подготовке к конкурсу "Золотые купола", где учащиеся нашей школы рассказали историю восстановления родного храма в Вонлярово.

А сколько примеров русского героизма в современном мире, о которых ребята узнают в беседах духовно- нравственного направления: св. мученик Евгений Родионов, десантники 6-ой роты, невинные жертвы Норд Оста Ольга Николаевна Романова и полковника Константин Васильев и мн. другие. На базе местного ДК мы провели совместно с представителями общественности мероприятие посвященное воинам - интернационалистам деревни Архиповка.

2 последних года мы стали практиковать и социально - значимые дела.

Это поездки на пасхальные дни милосердия в военный госпиталь г. Смоленска, дом престарелых в г. Демидов, и на рождественские праздники в дои престарелых г. Хиславичи. В этом нам помогла Анна Цветкова - координатор деятельности по делам милосердия в г. Смоленске.

В таких совместных делах появляются условия для формирования таких гражданских качеств как милосердие, сочувствие, сопереживание. Мы учимся понимать стариков, которые , порой, с нерадостными лицами встречали нас в доме престарелых. Учитель должен быть внимательным к настроению, эмоциям ребят. Ведь ни каждый способен себя мотивировать даже на малый подвиг, особенно , если его надо повторить на следующий год. Не одного такого мероприятия нельзя оставить без ценностных установок и особого внимания педагога. Обязателен принцип добровольности.

В школе, по возможности, стараемся проводить Рождественские и Пасхальные праздники для родителей и учеников. На основе одной известной сказки мы разработали свой Рождественский сценарий "Как перевоспитать принца".В сказке подчеркнута идея "Чтобы изменить себя и мир к лучшему, надо научиться не видеть зла в других людях, быть терпимым к недостаткам ближнего и требовательным к себе. Это был наш первый опыт объединения Нового года и Рождества в светской школе. Родители высказали свое позитивное отношение к такой форме проведения праздника.

Учащиеся школы были рады поделиться своей "сценической" работой в местном ДК п. Катынь , и в районной Катынской библиотеке. На базе ДК Сметанино вместе с приходской воскресной школой было организовано мероприятий, посвященное святым благоверным Петру и Февронии. Важно, чтобы духовные смыслы, которые заключены в сценариях, были понятны детям. Какой выбрать сценарий, зависит от духовной подготовки детей.

На уроках и внеклассных мероприятиях практикуются просмотры и обсуждения фильмов с духовно- нравственным содержанием. Одним из таких является "Необыкновенное путешествие Серафимы". На материале фильма можно формировать образ положительного героя. В нем показано, как человеку в трудных жизненных условиях сохранить себя как личность, проявить духовное мужество. Главная героиня дарит на Пасху крашеные яйца своим врагам, проявляет к ним христианскую любовь, тем самым преображает жизнь вокруг себя. Это совершенно не вписывается в рамки тех отношений, которые выстраивают наши дети в своей жизни. Ученики спрашивают о сайтах с подобными фильмами, которые они бы посмотрели дома. А вот фильмов таких оказывается не так уж много.

Формированию образу положительного героя посвящены и наши общешкольные мероприятия "Откуда на Руси богатыри берутся", "Имя России - св. благоверный князь Александр Невский, участие в международном проекте, посвященном просветительнице Руси св. преподобной Евфросинии Полоцкой.

Так по крупицам формируется в сознании детей та идея ,что сила обращения к православным смыслам заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в жертвенности собой ради ближнего, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека.

Хочется отметить, что без содействия администрации школы, администрации местных ДК, поддержки учителей педколлектива, приходской воскресной школы эта работа не смогла бы быть выполнена из- за большого объема подготовки к этим мероприятиям в условиях малокомплектной школы.

Результаты диагностик беру из жизни детей. Хочу остановится на тех, которые заставляют задуматься не только учителя. В социальных сетях, где не надо угождать учителю правильным ответом, часть моих учеников в строчке "Мировоззрение" пишут - "Православие". Значит есть осознание важности и ценности предмета. Но вот образ жизни наших детей и их окружение , к сожалению, говорит о том, что нарушение духовной целостности ребенка продолжается и в наше время на разных уровнях и на одном из самых важных - семейном.

Способствуют этому и средства массовой информации и ряд других объективных факторов, которые требуют их анализа. Поэтому, в условиях общества, зараженного потребительством, наша задача формирования целостности личности и его мировоззрения может решаться только "всем миром", путем объединения всех здоровых сил общества.

Какова же задача педагога?

Некоторые ученики задают мне вопросы о том, верю ли я сама в то, о чем говорю на уроке. Значит для них это важно. И для меня очень важно и переживательно то, что я не всегда могу не только словом, но и делом продемонстрировать силу тех ценностных установок, о которых провозглашаю на уроке. Ведь сила слова учителя зависит прежде всего от целостности его мировоззрения.

Свое выступление хочу закончить, как и начала словами Ивана Александровича Ильина :

"Судьба будущей России лежит в руках русского учителя...

Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, Православие, чувство ответственности, патриотизм ..."




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!