СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация "Анализ и самоанализ урока в свете ФГОС"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикация "Анализ и самоанализ урока в свете ФГОС"»

Тема доклада: « Анализ и самоанализ урока в свете ФГОС » .

Тема доклада:

« Анализ и самоанализ урока в свете ФГОС » .

«Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры учителя,  мерило его интеллектуального богатства,  показатель его кругозора. эрудиции».     В.А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции».   В.А. Сухомлинский

  • Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в сегодняшнем уроке соседствует традиционное и новое?
  •      Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.       Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.       Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. 
  •       Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.      Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
  •      Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени.
  • . На уро­ке, как в фо­ку­се, кон­цен­три­ру­ет­ся вся дея­тель­ность учителя, его на­уч­ная под­го­тов­ка, пе­да­го­ги­че­ские на­вы­ки, методи­ческие уме­ния, спо­соб­ность ор­га­ни­зо­вать са­мо­стоя­тель­ную ра­бо­ту всех школь­ни­ков.
  • Ре­аль­ная цен­ность уро­ка — его ре­зуль­тат; сте­пень ус­воения ма­те­риа­ла уче­ни­ка­ми. Ка­ки­ми бы внеш­не эффект­ными прие­ма­ми ни поль­зо­вал­ся пе­да­гог, но, ес­ли ре­бя­та не ус­вои­ли те­му, урок эф­фек­тив­ным на­звать нель­зя. До­ма зна­ния рас­ширяются, уг­луб­ля­ют­ся, за­кре­п­ля­ют­ся, но при­об­ре­та­ют­ся в ос­нов­ном на уро­ке.
  •    Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
  •     Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
  • Самоанализ  урока дает возможность:
  • – правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • – развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • – формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • – формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
  •    В современной педагогике существует четко обозначенное определение самоанализ урока. Данное определение зафиксировано во ФГОС второго поколения и позволяет полностью осознать сущность и роль самоанализа урока в деятельности педагога.
  •    Самоанализ урока – инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств.
  •  
  • Умение педагога анализировать собственные уроки является одним из важнейших факторов повышения уровня образования в целом.
  • Для того чтобы корректно провести самоанализ урока необходимо четко понимать что должен включать в себя урок каждого типа. Прежде всего учитель должен хорошо ориентироваться в типах урока, которые закреплены во ФГОС.

Типы урока по ФГОС

Тип урока

Целевое назначение урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Результативность обучения

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Урок формирования

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

первоначальных

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

предметных навыков,

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Правильное

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок повторения

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач).

воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

овладения предметными

Контрольный урок

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности

умениями

Предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД.

Коррекционный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи.

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и

УУД

Интегрированный урок

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Комбинированный урок

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Нетрадиционные уроки

Углубление знаний материала урока за счёт реализации

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока.

Запланированный результат

Предопределяется структурой и целью.

межпредметных знаний

Предопределяется структурой и целью

  • Самоанализ урока -
  • это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся. Без самоанализа невозможно:
  • • построить целостную систему обучения;
  • • повысить мастерство, развить творческие способности;
  • • обобщить передовой педагогический опыт;
  • • сократить затраты времени на техническую работу;
  • • обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
  • Основные требования к анализу урока учителем:
  • • цель и задача анализа темы;
  • • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • • выполнение намеченных задач урока;
  • • оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
  • • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • • удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • • намечаемые меры по устранению недостатков.
  • Виды анализа и самоанализа урока
  • 1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
  • 2 – структурный ( поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
  • 3 – системный анализ это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
  • 4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
  • 5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
  • 6 – комбинированный анализ это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
  • 7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
  • 8 – дидактический анализ это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
  • 9 – аспектный анализ это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
  • 10- комплексный анализ - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
  • Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
  • Самоанализ урока по ФГОС
  • Обозначьте тему урока.
  • Приведите  краткую характеристику класса : сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.
  • Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.
  • Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.
  • Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.
  • Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.
  • Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.
  • Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?
  • Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.
Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение? В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный  уровень компетентности педагога . ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками.   Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
  • Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?
  • В современных условиях самоанализ урока должен подтверждать достойный  уровень компетентности педагога . ФГОС требует от учителя высокий профессиональный уровень владения предметом и педагогическими навыками.
  •  
  • Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
  • Время «готовых» уроков постепенно отходит. Хочется сказать словами поэта Николая Рыленкова:
  • Хоть выйди ты не в белый свет,
  • А в поле за околицей, —
  • Пока идешь за кем-то вслед,
  • Дорога не запомнится.
  • Зато, куда б ты ни попал
  • И по какой распутице,
  • Дорога та, что сам искал,
  • Вовек не позабудется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!