Формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности на уроках географии
Слайд 1. Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках географии с целью формирования функциональной грамотности глобальных компетенций.
Слайд 2. Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик – индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
успешно решает разные бытовые проблемы;
умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Функциональная грамотность в области естественно-научного образования определяется как основная цель школьного естественно-научного образования и отражает способность человека применять естественно-научные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Слайд 3. Во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на создание условий для развития ключевых навыков XXI века
4 навыка, которые помогут подросткам лучше ориентироваться в современном мире: критическое мышление, креативность, командная работа, коммуникация.
Слайд 4. Глобальная компетентность – это сформированность знаний, умений, ценностей и отношений личности, которые способствуют:
изучению вопросов местного, международного и глобального значения;
пониманию и оценке точки зрения и мировоззрения других;
участию в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии;
содействию коллективному благополучию и устойчивому развитию.
Сформированность глобальных компетенций выражается в способности
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Слайд 5. Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Позиция ФГОСС ООО и сущность глобальной компетенции по предмету география состоит в умении оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Слайд 6. Концепция оценивая уровня сформированности глобальных компетенций
Область глобальных компетенций «Знание и понимание»
Область глобальных компетенций «Умения»
Слайд 7. Содержательный и компетентностный аспект заданий по «глобальным компетенциям»: знания и когнитивные умения/процессы образуют глобальное понимание, основанное на гумманистических ценностях.
Слайд 8. При работе мною используется УМК «Полярная звезда». Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные преимущества учебников:
структура параграфов позволяет легко конструировать урок
разноуровневый методический аппарат
акцент на самостоятельную практическую деятельность
электронные приложения.
Вопросы, освещающие глобальные проблемы, в содержании начального курса географии в 5-6 классах: как человек влияет на литосферу, бережное использование нефти, знакомство с памятниками ЮНЕСКО, значение атмосферы для жизни на планете, проблема роста числа автомобилей, загрязнение Мирового океана, сохранение биосферы и др.
Слайд 9. «Мой тренажёр» – является инструментом закрепления знаний, в том числе здесь есть задания на поиск решения глобальных проблем
Слайд 10. Предметное содержание глобальных компетенций и функциональной грамотности курса географии УМК «Полярная Звезда»:
Класс | Глобальная компетенция | Функциональная грамотность |
5 – 6 классы | • Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе); • Здоровье как ценность; • Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой) | Изучение профессии картографа через просмотр презентации о крупнейших русских картографах, групповую работу с блоком вопросов к тексту «Картограф» и проведение творческой работы по составлению географической карты несуществующих земель. Выполнение практикума "Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных" |
7 - 9 классы | • Основные причины возникновения глобальных проблем; • Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины); • Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни); • Традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога). | Работа с климатограммами, атласами, контурными картами, изучение родного края и воздействия человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, места и роли России в мире. |
10 – 11 классы | • Возможности разрешения глобальных проблем; • Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях; • Глобальные проблемы в соответствии с перечнем ООН. | Работа со статистической матрицей данных, высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы |
Слайд 11. Одним из эффективных и полезных сайтов является Банк заданий, который используется для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям. В пример заданий на формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности для учащихся 8-9 классов из Банка заданий входят:
1 задание направлено на умение оценивать информацию: работа с инфографикой и фрагментом стихотворения, нахождение соответствия верных ответов.
2 задание направлено на выявление и анализ мнений, подходов и точек зрений: работа с иллюстрацией, поиск верных вариантов ответа.
3 задание нацелено на оценку действий и их последствий: работа с текстом, выборка правильных вариантов и расстановка их по степени воздействия.
4 задание направлено на объяснение сложной ситуации или проблемы: работа с фрагментом нормативного документа и комплексным множественным выбором.
5 задание нацелено на умение формулировать ответ: работа с инфографикой, умение давать развернутый ответ
Пример заданий на формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности
для учащихся 8-9 классов из Банка заданий
Слайд 16. Направления дальнейшей работы по развитию функциональной грамотности в области глобальных компетенций.
Слайд 17. Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности и функциональной грамотности школьников
1.Целенаправленное формирование: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал (не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя, но требует внимания и системности).
2.Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материала, при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений, в ряде случаев для проверки знаний.
3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и в онлайн формате), которые направлены на развитие и проявление качеств глобально компетентной личности.
4. Поиск единомышленников, работа в команде.
5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха обучающегося в будущем.
Слайд 18. Координация деятельности учителей может проявляться:
в постановке общих целей достижения личностных, предметных и метапредметных результатов;
в разработке сценариев занятий интегрированного изучения соответствующих многоаспектных тем;
в коллективном определении особенностей работы по формированию и применению познавательных умений;
в организации внеурочной деятельности учеников (проектной, дискуссионного клуба, круглых столов, экскурсий и т.п.)
Элементы содержания, необходимые для формирования глобальной компетентности, представлены в содержании курсов обществознания, истории, иностранного языка, русского и родного языков, биологии, географии.
Слайд 19. Таким образом, можно утверждать, что Взаимодействие является гарантом формирования глобальных компетенций и функциональной грамотности. Участие обучающихся в социальной и познавательной активности, вовлеченность их в социальные практики состоит из возможности для использования воспитательного потенциала отобранных комплексных заданий, совместной деятельности всех участников образовательного процесса, внеклассных мероприятий, связанных с развитием глобальных компетенций и не менее важной возможности для укрепления взаимодействия семьи, школы, местного сообщества.
Можно сформулировать следующие ориентиры для учителя географии при составлении заданий на формирование глобальных компетенций и функциональной грамотности:
• Определять цель разработки задания (использование на уроке или во внеурочной деятельности, на определѐнном этапе урока).
• Учитывать возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт учащихся.
• Обращать внимание на связь глобального аспекта и жизненных реалий российского общества.
• Определять цель разработки задания (использование на уроке или во внеурочной деятельности, на определѐнном этапе урока).
• Учитывать возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт учащихся.
• Обращать внимание на связь глобального аспекта и жизненных реалий российского общества.