СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публикация по теме "Решение развивающихся нестандартных задач по математике в классах ОВЗ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Публикация по теме "Решение развивающихся нестандартных задач по математике в классах ОВЗ"»

Решение развивающих нестандартных задач

по математике в классах с ОВЗ

Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упустить случая, сделать

его немного занимательным.

Б.ПАСКАЛЬ

Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. А добывать знания можно только тогда, когда испытываешь интерес к определённому предмету.

Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес так: «Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности»

Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность ребёнка.

Сделать математику «немного занимательной» помогает решение нестандартных задач на уроках математики. Такие развивающие задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все времена. Они были известны в Древнем Египте среди знаменитых философов Древнего Востока, у древних греков.

Ребятам приносит большое удовольствие решение «занимательных» задач. Они их решают, запоминают и могут объяснить решение другим детям. Решая, нестандартные задачи, обучающиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают интерес к математике, её красоту.

Решение нестандартных задач по математике пробуждает интерес у детей к изучению математики, развивает логическое и алгоритмическое мышления, пространственные представления, интуицию и смекалку, развивает творческие способности детей, навыки рационального планирования своих действий.

Главная задача при проведении уроков в классах с ОВЗ заинтересовать обучающихся математикой, научить их мыслить, рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Примеры текстовых задач

Переправы:

  1. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега – плот. Он выдерживает только отца или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и обоим сыновьям?

  2. Три солдата подошли к реке, моста через которую не было. Рядом катались на лодке два мальчика. Лодка была настолько мала, что в ней мог переправиться только один солдат или только два мальчика – не больше. Однако один солдат правильно организовал действия, в итоге все солдаты благополучно переправились на другую сторону реки. Как это было сделано?

  3. Некоему гражданину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. В лодке может поместиться человек, а с ним или только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. В присутствии человека никто никого не ест. Как осуществить переправу без ущерба?

  4. Таня, Коля и папа вышли к реке. У берега был плот, выдерживающий груз не более 100 кг. Вес папы около 80 кг. Ребята недавно взвешивались и точно знали свой вес: у Тани – 50 кг, у Коли – 40 кг. Как им действовать, чтобы переправиться через реку?

Планирование действий:

  1. Кузнечик прыгает по прямой большими и маленькими прыжками. Большой прыжок составляет 12 см, малый – 7 см. Как ему попасть из точки А в точку В, находящуюся от неё на расстоянии 3 см?

  2. Торговец продаёт орехи двух сортов: одни по 90 рублей, другие по 60 рублей за килограмм. Он хочет получить 50 кг смеси по 72 рубля за килограмм. Сколько для этого потребуется орехов каждого сорта?

  3. Имеются песочные часы на 3 минуты и на 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать с помощью данных песочных часов?

  4. На сковородке помещается 2 кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется 1 минута. Как поджарить за 3 минуты три кусочка хлеба с обеих сторон?

  5. Имеются двое песочных часов: на 7 минут и на 11 минут. Яйцо должно вариться 15 минут. Как сварить яйцо, переворачивая часы минимальное число раз?

Переливания:



  1. Имеются три сосуда вместимостью 3 литра, 5 литров и 8 литров. Восьмилитровый сосуд доверху наполнен водой. Как разлить воду на две равные части по 4 литра?

  2. Как с помощью двух бидонов ёмкостью 17 литров и 5 литров отлить из молочной цистерны 3 литра молока?

  3. Некто отправился к источнику за водой с двумя кувшинами ёмкостью в 3 и 5 литров. Как сможет он принести домой ровно 4 литра воды?

  4. Как с помощью 7- литрового ведра и 3 – литровой банки налить в кастрюлю ровно 5 литров воды?

  5. Как с помощью двух бидонов ёмкостью 5 л и 8 л отлить из молочной цистерны 7 л молока?

  6. Как, имея два сосуда ёмкостью 5 и 9 литров, набрать из водоёма ровно 3 литра воды?

Весёлые задачи

1.На что похожа половина яблока? ( На вторую половину)

2. Когда чёрной кошке лучше пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

3.Какое колесо не вертится при правом повороте (Запасное)

4. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой)

5. Что все люди делают на земле одновременно? (Живут)

6. Какой рукой лучше размешивать чай? ( В которой ложка)

7. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

8. Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят 5 рыб? (5 рублей)

9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона жестяной банки, привязанной к её хвосту? (Стоять на месте)

10. Под каким деревом сидит заяц, когда идёт дождь? (Под мокрым)

11. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек в парке? (8)

12. Чем больше у неё берёшь, тем больше становится? (Яма)

13. Что идёт то в гору, то с горы? (Дорога)

14. Какой русский город летает? (Орёл)

15. У мальчика было 7 мух. На две он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?

16. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей?

17. Сколь месяцев в году содержат 30 дней?

18. Магазин при 10-часовом рабочем дне открывается в 8 часов утра и закрывается в 7 часов вечера. Закрывают ли магазин на обеденный перерыв?
19. Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок?
20. Если поздней осенью в 10 часов идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
21. В 3 часа стенные часы отбивают три удара за 12 секунд. За сколько секунд эти часы отобьют 6 ударов в 6 часов вечера?

22. Переложить одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Существует несколько решений.

23. А теперь подумайте над рисунком задачи и, не перекладывая спичек, докажите, что равенство изначально было верным.

24. В фигуре, изображённой на рисунке, уберите две спички так, чтобы осталось два квадрата.













Задачи «Думай и соображай»

1.Какой знак можно поставить между числами 4 и 5 чтобы получившееся число было больше 4 и меньше 5 ?

2.Между числами 6,3 и 6,4 поставьте число, больше 6,3 и меньшее 6,4.

3.Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставить между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных вами действий получилась единица.

( Ответ: (0,3 + 7,7)×0, 125).

Найдите четвёртое число в последовательности:

а) 2; 4; 16; ? в) 6; 3; 1,5; ?

б)3; 9; 81;?

Интересные факты из истории

1. Чтобы спуститься с Везувия, спартаковцы сплели лестницу, 875 м которой были сделаны из пеньковых веревок. Часть лестницы, выполненной из ивовых прутьев, составляла 20 % от длины веревочной части, а остальные 321 м были сделаны из виноградных лоз. Какова высота Везувия? О т в е т: 1371 м.

2.Известный древнегреческий учёный Пифагор установил замечательное соотношение между гипотенузой и катетом в прямоугольном треугольнике. А он ещё и олимпийский чемпион в кулачном бою (по боксу).

Творчески работающий учитель может сделать достаточно много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!