СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Публицистическая статья «Бывают ли права без обязанностей?»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль семьи в воспитании .В законодательстве говорится только о правах несовершеннолетних детей, что же касается обязанностей ребенка в семье , то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к исполнению с помощью закона невозможно.  Но законодательно закрепленная обязанность уважать родителей способствует сохранению, возрождению и формированию  традиций, помогающих обществу оставаться здоровым, гуманным и нравственным.

Просмотр содержимого документа
«Публицистическая статья «Бывают ли права без обязанностей?»»

Новоусманский район

МБОУ «Новоусманский лицей»



Публицистическая статья

«Бывают ли права без обязанностей?»

МБОУ « Новоусманский лицей»:

Воронежская область. Новоусманский район,

с. Новая Усмань, улица Ленина, дом №295 , МБОУ «Новоусманский лицей» телефон:8 (47341) 56598

электронный адрес: [email protected]

Учитель истории и обществознания высшей категории Некрасова Валентина Алексеевна

Т.8(920)404 0669






















2018 год

В России проживает около 39 млн. детей - это более 26 процентов населения страны. Естественной средой их жизнеобеспечения была и остается семья. В настоящее время в семьях воспитывается 99,7 процента всех несовершеннолетних. При этом почти каждый третий ребенок является у родителей единственным. В то же время 20 процентов всех детей (т.е. каждый пятый) растет в семьях с тремя и более детьми, которые в современных условиях можно считать многодетными. Около 47% детей воспитывается в двухдетных семьях. Важнейшей характеристикой семьи является ее полнота, под которой понимается наличие у детей обоих родителей. К сожалению, 20% российских семей являются неполными, т.е. по разным причинам дети в них воспитываются только одним родителем, как правило, матерью. Это видно по результатам социальных карт классов, представленных социальной службе классными руководителями МБОУ «Новоусманский лицей». Всего учащихся в лицее – 927. Полных семей – 675. Неполных – 252. В разводе – 112. Матерей- одиночек – 35. Опекаемых -32. Многодетных – 49. С родителями – инвалидами -19. Малообеспеченных -60. Неблагополучных -5. Группа риска -44. С детьми – инвалидами -17.

Целью моей статьи является исследование правоотношений детей и родителей. Бывают ли права без обязанностей?

Вызывают тревогу новые взгляды, указывающие на бесполезность семьи, ее скорую гибель. В 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного, физического развития. Изменилось положение правоотношений детей и родителей в связи с принятием нового семейного законодательства - Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, актуальность выбранной мною темы заключается в следующем:

Во-первых, правоотношения детей и родителей, на мой взгляд - центральный институт семейного права.

Во-вторых, в связи с появлением и вступлением в силу Семейного кодекса Российской Федерации, с 1 марта 1996 года стали складываться новые правоотношения между детьми и родителями, что требует переосмысления. Так содержание нового семейного законодательства – Семейного кодекса РФ было обогащено нормами Конституции Российской Федерации, положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международно-правовых актов, ратифицированных Россией.

Статья 38 Конституции РФ закрепляет три основных правила пронизывающих все семейное право:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Семейное законодательство, регулирующее вопросы правоотношения детей и родителей, включает в себя Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ, ряд международных актов.

Все вышеуказанные документы объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе. Но Конвенция "О правах ребенка" занимает особое место. Большое значение она имеет для охраны прав ребенка в семье, что является крайне важным для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье. Гарантом обеспечения прав ребенка Конвенция называет государство. В то же время, Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои культурные особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств.

Ранее, по Кодексу о браке и семье РСФСР, права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей, при этом несовершеннолетние в силу своей недееспособности часто оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении объектов родительской заботы. Включение в СК РФ отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода.

Правовое регулирование отношений по семейному воспитанию несовершеннолетних детей, достижение тех целей, которые преследуют при этом нормы семейного права, во многом зависит от фактов и обстоятельств, прямо или косвенно влияющих на условия жизни ребенка в семье. При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспечения, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязательное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Особое место в обеспечении права ребенка на воспитание в семье занимают средства массовой информации. Признавая их важную роль, Конвенция предлагает государствам-участникам обеспечить, во-первых, доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию ребенка, его здоровому физическому и психическому развитию. Во-вторых, поощряет разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (ст.17 Конвенции). Права несовершеннолетних детей закреплены Семейным кодексом РФ (глава 11) .

Необходимо отметить, что законодатель говорит только о правах несовершеннолетних детей, что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно. Тем не менее законодательство некоторых государств предусматривает обязанности детей, в том числе несовершеннолетних, по отношению к своим родителям. Одна из них, наиболее распространенная, заключается в необходимости уважать родителей (Венгрия, Болгария, Австрия, Испания, Италия и др.) О почтении детей любого возраста к родителям говорится в ГК Италии, ГК Франции, в правовых нормах большинства штатов США. Я думаю, что такая законодательно закрепленная обязанность способствует сохранению, возрождению и формированию традиций, помогающих обществу оставаться здоровым, гуманным и нравственным. Исходя из этого, я считаю необходимым закрепить в законодательстве РФ соответствующую правовую норму.

Семья - естественная среда обитания ребенка. В семье закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека, также это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, предусмотренное п.2 ст.54 СК.

В отношении детей, лишившихся по каким-то причинам родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания преимущество отдается семейным формам. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. Пункт 1 ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка говорит о праве ребенка на заботу со стороны родителей.

Право ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками предусматривает пункт 1 ст.55 СК РФ. Это может осложняться разрывом семейной связи из-за расторжения брака или признания его недействительным, однако этот факт на права ребенка не влияет.

Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями, общественным мнением или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК РФ предусматривают право ребенка свободно выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен. На мой взгляд, сегодня учет мнения ребенка можно определить с момента поступления в начальную школу (6-8 лет), т.к. развитие современных детей, их социализация идет значительно быстрее благодаря новым технологиям и изменившимся условиям жизни. Я считаю, что по целому ряду вопросов ребенок может выразить свое осознанное и вполне адекватное мнение уже в 6-8 лет. Речь идет об изменении имени и фамилии ребенка (ст.59 СК РФ), восстановлении родителей в родительских правах (ст.72 СК РФ), усыновлении ребенка (ст.132 СК РФ), изменении имени, отчества и фамилии ребенка при усыновлении (ст.134 СК РФ), записи усыновителей в качестве родителей ребенка (ст.136 СК РФ), изменении фамилии и имени ребенка при отмене усыновления (ст.143 СК РФ), передаче ребенка на воспитание в приемную семью (ст.154 СК РФ).

В соответствии с проведенным мною исследованием правовых норм семейного законодательства, я пришел к нескольким выводам, а именно:

- Необходимо снизить возраст, с которого мнение ребенка подлежит обязательному учету с 10 лет до 6-8 (с момента поступления в первый класс начальной школы ребенок в состоянии формировать и выражать адекватное суждение по вопросам, непосредственно его касающимся ).

- В законодательстве говорится только о правах несовершеннолетних детей, что же касается обязанностей ребенка в семье, то они определяются только нормами нравственности, поскольку понудить его к их исполнению с помощью закона невозможно. Но законодательно закрепленная обязанность уважать родителей способствует сохранению, возрождению и формированию традиций, помогающих обществу оставаться здоровым, гуманным и нравственным. Исходя из этого, я считаю необходимым закрепить в законодательстве РФ соответствующую правовую норму.

- Мне представляется важным законодательно закрепить ограничения на показ в дневное и вечернее время (6:00- 22:00) по телевидению телепередач и фильмов, содержащих сцены насилия, убийства, программ, которые смакуют подробности и детали уголовных преступлений. Сцены кровавых расправ пугают и травмируют детскую психику, учат насилию, стирают грань между страшным, противоестественным и обыденным.

Сегодня в Российской Федерации сформирована хорошая база семейного законодательства, основами которой послужили международные конвенции и Конституции РФ. И единственным условием нормального функционирования правоотношений детей и родителей в настоящее время, на мой взгляд, является следование нормам международного права и совершенствование законодательства Российской Федерации.



Список использованной литературы:

I. Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 25 декабря 1993 года.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) // Библиотечка Российской газеты", выпуск №22-23, 1999 г.

3. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты, выпуск №22-23, 1999 г.

4. Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, №45. - Ст.955.

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1 января 1996 г., №1. - Ст. 16.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №32. – Ст. 3301.

7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996 г., - №25. - Ст. 2954.

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., №31. - Ст. 3802.

9. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // Собрание законодательства Российской Федерации, 24 ноября 1997 г., №47. - Ст. 5340.

12. Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.64г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1964. - №24. - Ст. 406; 1966. - №32. - Ст. 771; 1973. - №51. - Ст. 1114; 1974. - №51. - Ст.1346; 1986. - № 23. - Ст. 638; 1987. - №9. - Ст. 250; 1988. - №1. - Ст. 1; 1991. - №15. - Ст. 494; 1992. - №15. - Ст. 768; - №29. - Ст. 1689; - №34. - Ст. 1966.

13. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 мая 1996 г., №19, Ст. 2304.

14. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 "О приемной семье" // Собрание законодательства Российской Федерации, 29 июля 1996 г., - №31. - Ст. 3721.


II. Специальная литература:

1. Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми – М.: Инфра-М, Норма, 1997.

2. Беспалов Ю. Причинитель вреда – несовершеннолетний // Российская юстиция, 1996, №10.

3. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, 1996, №12.

4. Ежов Ю.А. Семейное право России. – М.: Дашков и К., 2000.

5. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. Кузнецовой И.М. – М.: Бек, 1999.

6. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция, 1998, №11.

7. Пчелинцева Л.Н. Семейное право России. Учебник – М.: Норма, 1999.

8. Сорокин С. Конвенция ООН "О правах ребенка" // Российская юстиция, 1999, №6.

9. Тарусина Н.Н. Семейное право. Учебное пособие – М.: Проспект, 2001.

10 . Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие – М.: Мир образования, 2001.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!