Просмотр содержимого документа
«Публицистический стиль»
Стили речи .
Публицистический стиль речи.
Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Что такое
«стиль речи»?
Стиль - это разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, деловые отношения, науку, художественное творчество и т.д.
Стили речи
Разговорный
Книжный
Официально -
деловой
Художественный
Научный
Публицистический
Этимология слова «публицистический»
- от латинского publicus , что означает «общественный, государственный».
Однокоренные слова
публицистика публицист
публика
Общественно-политическая литература на современные, актуальные темы
Автор произведений на общественно-политические темы
Задача публицистического стиля
- Воздействие на читателя, слушателя,
- Убеждение его в чем-то,
- Внушение ему определенных идей,
- Побуждение его к поступкам, действиям
Жанры публицистического стиля
- Статья в газете, журнале,
- очерк,
- репортаж,
- фельетон,
- ораторская речь,
- судебная речь,
- выступление по радио, телевидению,
на собрании,
Для публицистического стиля характерны
- логичность,
- образность,
- эмоциональность,
- оценочность,
- призывность.
Языковые средства публицистического стиля
- эпитеты,
- сравнения,
- метафоры,
- обращения,
- риторические вопросы и восклицания,
- разговорные слова,
- фразеологические обороты.
Строение публицистического текста
- Общественная проблема ( не забыть про обращение к публике! )
- Пути её решения ( доводы, размышления )
- Обобщения и выводы ( возвращается к проблеме ).
!!! Текст рассчитан на широкую аудиторию и должен быть понятен всем
Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник !»
- «Лозунг». Проблема чистоты на улице.
- Почему надо устроить субботник? Зачем это нам, людям? Что нужно сделать?
- Вывод-призыв.
Попробуем составить свой публицистический текст на тему « Все на субботник !»
Друзья, скажите мне, кто из вас не любит чистоту? Чистоту любят все: и люди, и животный, и сама природа. Поэтому необходимо организовать субботник.
Никто из вас не станет жить в нечистом доме, есть из грязной посуды, пить несвежую воду. Так и улицы наши должны быть чистыми, ведь и нам самим неприятно ходить по ним, если кругом мусор и грязь. Дело не только в нашем ощущении, но и чувствах самой природы! Она нас буквально приютила у себя, и мы должны ей ответить благодарностью за такое великодушие. Для этого надо лишь придти на субботник и сделать хотя бы маленький вклад в чистоту
Берегите природу! Берегите наш Мир.
Вывод: публицистический стиль речи…
- Цель – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя или слушателя; побуждение к действию, призыв.
- Стилевые черты – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Часто тексты представляют собой рассуждение на общественно значимые темы. Отличается достоверностью, точностью, конкретностью, страстностью, призывностью, общедоступностью.
- Языковые средства- общественно-политическая лексика, лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии и т.д.; образные средства, слова в переносном значении, тропы; разнообразные синтаксические конструкции, однородные члены, вводные слова, причастные и деепричастные обороты.
- Жанры- статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления по радио, телевидению, доклад и т.д.
Мы – публицисты!
- Задание: написать выступление-призыв на одну из тем
- День Учителя – нужный праздник.
- День Пожилого человека – особенный день.
- «Учиться, учиться и, еще раз, учиться!..»
(о проблеме успеваемости)
4) «Возлюби ближнего своего» (о необходимости согласия и понимания между людьми)