Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
Цели: восстановить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания; развивать умения готовить сообщения и выступать с ними.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению знаков препинания по их функциям; организации и проведения объяснения синтаксических условий употребления знаков препинания. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Планируемые результаты
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)
Метапредметные:
Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.
Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель спрашивает, почему важно изучать русский язык; организует проверку домашнего задания
1. Упр. 2 — пересказ текста.
2. Упр. 3 — краткие сообщения о старославянском, греческом и латинском языках, доклад о трудах М. В. Ломоносова как лингвиста.
III. Актуализация знаний
— Каковы основные функции языка, в том числе русского?
— Назовите официальные языки ООН.
— В каких сферах международного общения применяется русский язык?
— Каков главный источник развития русского языка?
IV. Работа по теме урока
1. Беседа по вопросам
— С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?
— Почему устная и письменная речь должна соответствовать нормам литературного языка?
2. Работа по учебнику
1. Прочитайте отрывок из семейного письма А. Чехова на с. 7 учебника. Почему писатель воспроизвел в письме меню? Все ли сразу понятно в этой записи? Почему? Почему важно соблюдать орфографические и пунктуационные нормы? Докажите свою мысль на примере известной фразы: «Казнить нельзя помиловать»
2. Упр. 5 — обсуждение вопросов и заданий, выразительное чтение стихотворения.
3. Изучение таблицы (с. 10), обсуждение вопросов после таблицы.
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Посмотрите на таблицу на с. 8-10 учебника и назовите назначение знаков препинания.
- Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? Как знак препинания влияет на интонацию предложения? Покажите это на примере четверостиший из упр. 5.
- Какие знаки препинания стоят внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире?
- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?
Комментарии
Наибольшее количество знаков содержит группа «Знаки разделения». Чаще других разделительных знаков употребляется запятая.
4. Закрепление материала и проверка понимания темы (упр. 7).
- Найдите в тексте упражнения предложения с разделительными запятыми. (Обращает внимание на словарные слова, приведенные в рамках; устно разбирает с классом орфографические случаи.) Выпишите их, графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения которых служат знаки препинания.
По этому же принципу проводит работу с предложениями: 1) со знаками выделения, 2) знаками выделения и разделения.
3. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамки (с. 11).
— Объясните лексическое значение слов.
— Составьте с ними предложения.
V. Закрепление изученного материала
1. Практическое задание
— Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым они принадлежат.
1) Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.
2) «Ты откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин)
3) Сибирская тайга — бесценное творение природы.
4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.
Комментарии
Знаки завершения — точки в предложениях 1—4; знаки разделения — запятая в предложении 1, тире в предложениях 2 и 3; знаки выделения — запятая в предложении 2, запятые в предложении 4.
2. Работа по учебнику
(Упр. 9 — письменное выполнение.)
Работа с четверостишием Е. Баратынского.
И вот сентябрь! Замедля свой в..сход
С..яньем хладным солнце блещ..т
И луч(?) его в з..рцале зы(б,п)ком вод
(Не)верным зол..том тр..пещ..т
Ученики списывают четверостишие с доски, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания. Над разделительными знаками препинания надписывают букву р, над выделительными - в.
Графически обозначают условия употребления знаков препинания
VI. Подведение итогов урока
(Упр. 6 — устное выполнение.)
- На какие три группы делятся знаки препинания по своему назначению?
- Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?
- Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?
- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?
Домашнее задание
Упр. 8, 10, 11.