СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 кл Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения

Просмотр содержимого документа
«Пунктуация и орфография. Знаки препинания знаки завершения, разделения, выделения»

Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения


Цели: восстановить знания и умения, полученные в 5—7 классах; обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания; развивать умения готовить сообщения и выступать с ними.


Тип урока: повторительно-обобщающий


Педагогические задачи: создать условия для обучения разграничению знаков препинания по их функциям; организации и проведения объяснения синтаксических условий употребления знаков препинания. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку


Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)


Метапредметные:

Познавательные - адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях


Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Учитель спрашивает, почему важно изучать русский язык; организует проверку домашнего задания

1. Упр. 2 — пересказ текста.

2. Упр. 3 — краткие сообщения о старославянском, греческом и латинском языках, доклад о трудах М. В. Ломоносова как лингвиста.


III. Актуализация знаний

— Каковы основные функции языка, в том числе русского?

— Назовите официальные языки ООН.

— В каких сферах международного общения применяется русский язык?

— Каков главный источник развития русского языка?


IV. Работа по теме урока

1. Беседа по вопросам

— С какими разделами науки о языке связаны орфография и пунктуация?

— Почему устная и письменная речь должна соответствовать нормам литературного языка?


2. Работа по учебнику

1. Прочитайте отрывок из семейного письма А. Чехова на с. 7 учебника. Почему писатель воспроизвел в письме меню? Все ли сразу понятно в этой записи? Почему? Почему важно соблюдать орфографические и пунктуационные нормы? Докажите свою мысль на примере известной фразы: «Казнить нельзя помиловать»

2. Упр. 5 — обсуждение вопросов и заданий, выразительное чтение стихотворения.

3. Изучение таблицы (с. 10), обсуждение вопросов после таблицы.

- Какие знаки препинания вы знаете?

- Каждый знак препинания выполняет свою функцию. Посмотрите на таблицу на с. 8-10 учебника и назовите назначение знаков препинания.

- Какие знаки препинания мы можем поставить в конце предложения? Как знак препинания влияет на интонацию предложения? Покажите это на примере четверостиший из упр. 5.

- Какие знаки препинания стоят внутри предложения? Что может разделять запятая? Двоеточие? Тире?

- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Почему знаки выделения так называются? Что они могут выделять в предложении?


Комментарии

Наибольшее количество знаков содержит группа «Знаки разделения». Чаще других разделительных знаков употребляется запятая.

4. Закрепление материала и проверка понимания темы (упр. 7).

- Найдите в тексте упражнения предложения с разделительными запятыми. (Обращает внимание на словарные слова, приведенные в рамках; устно разбирает с классом орфографические случаи.) Выпишите их, графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения которых служат знаки препинания.

По этому же принципу проводит работу с предложениями: 1) со знаками выделения, 2) знаками выделения и разделения.


3. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 11).

— Объясните лексическое значение слов.

— Составьте с ними предложения.


V. Закрепление изученного материала

1. Практическое задание

— Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым они принадлежат.

1) Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.

2) «Ты откуда приехал, капитан?» — важно спросила Ассоль. (А. Грин)

3) Сибирская тайга — бесценное творение природы.

4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.


Комментарии

Знаки завершения — точки в предложениях 1—4; знаки разделения — запятая в предложении 1, тире в предложениях 2 и 3; знаки выделения — запятая в предложении 2, запятые в предложении 4.


2. Работа по учебнику

(Упр. 9 — письменное выполнение.)


Работа с четверостишием Е. Баратынского.

И вот сентябрь! Замедля свой в..сход

С..яньем хладным солнце блещ..т

И луч(?) его в з..рцале зы(б,п)ком вод

(Не)верным зол..том тр..пещ..т

Ученики списывают четверостишие с доски, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, расставляют знаки препинания. Над разделительными знаками препинания надписывают букву р, над выделительными - в.

Графически обозначают условия употребления знаков препинания


VI. Подведение итогов урока

(Упр. 6 — устное выполнение.)

- На какие три группы делятся знаки препинания по своему назначению?

- Какие знаки препинания относятся к знакам завершения предложения? Как они влияют на интонацию предложения?

- Какие знаки препинания относятся к знакам разделения? Что они разделяют?

- Какие знаки препинания относятся к знакам выделения? Что они выделяют?



Домашнее задание

Упр. 8, 10, 11.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!