СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пунктуационный анализ. Практические задания 21 из ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания в этой теме по своей сути направлены на итоговую проверку ваших знаний по пунктуации — знаете ли вы правила постановки тех или иных знаков препинания и умеете ли применять эти знания на конкретном языковом материале — в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Пунктуационный анализ. Практические задания 21 из ЕГЭ по русскому языку»

21. Задание ЕГЭ-2020

1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5) Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

2. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.

3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) До тринадцати лет Лермонтов воспитывался в Тарханах – пензенском имении бабушки. (2) «Я в мире боец», – говорил о себе В.Г. Белинский. (3) Из камня деспот выстроит тюрьму – поэт из камня вырубит Венеру. (4) Думать обо всём, что происходит, – это роскошь, доступная только тем, у кого много свободного времени. (5) Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (6) Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка – два атома водорода, а один атом алюминия – три атома водорода. (7) Конечно, ждать – это большое искусство. (8) Составлен план мероприятий на сентябрь – декабрь.

4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Н.В. Гоголь говорил, что смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный как связанный заяц. (2) Весь день моросил дождь – гулять не хотелось. (3) Мгновение – и публика замерла. (4) Отправившись в путь – это было морозным зимним утром, – мы взяли направление на северо-восток. (5) «Мой дед землю пахал!» – с гордостью отвечал Базаров. (6) Зной всё увеличивался – становилось тяжело дышать. (7) Не болезнь мучила его – раздражало сознание ненужности.

5. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Я не ошибся: он прекрасно знал легенду о Гуамском ущелье, но почему-то не хотел сегодня рассказывать. (2) Два водопада, что текут рядом, были, согласно преданию, влюбленными парнем и девушкой, но не было суждено им быть вместе: жестокий жених красавицы Гуамки в порыве ревности убил ее возлюбленного раскатом молнии, расколов надвое скалы. (3) Сейчас за скалами такая картина: немногочисленные леса, горные реки, сельские просторы и разнообразные базы отдыха. (4) Отцом Гуамки был старец, который вскоре впал в глубокую печаль: он потерял единственную дочь. (5) Печаль его была так сильна, что старец окаменел, превратившись в могучий хребет Гуама, слезы отца стали рекой Курджипс, которую по-разному называют: бурной, кипучей, грозной. (6) Глядя на этот хребет, эту реку, всегда представляю их одухотворенными и вспоминаю тютчевское: «Не слепок, не бездушный лик…»

6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Наступит весна – расцветёт сирень под моим окном. (2) И снова – в который раз! – он перечитывал эти выученные почти наизусть письма. (3) Простить – значит забыть. (4) Ещё напор – и враг бежит. (5) «Ты ничего не замечал?!..» – только и воскликнул я. (6) Сейчас забить один гол – значит выиграть первенство мира. (7) Стол, кресло, стулья – всё стояло в беспорядке.

7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Ни лошади, ни дороги – ничего не видно. (2) «Завтра я уезжаю», – сказал он. (3) Любить – значит доверять друг другу. (4) Всё здесь: скамейки, трава, дорожки, уходящие в глубь парка, – было покрыто жёлтыми листьями. (5) С одной стороны, он прав, с другой – его правда принесла матери только огорчения. (6) Лишнее говорить – значит себе вредить. (7) Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!

8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Я не слишком люблю это дерево – осину. (2) Риск – дело благородное. (3) Ещё мгновение – и птица, взмахнув крыльями, исчезла в небе. (4) «Что случилось?» – поинтересовался Валентин, заметивший, как изменилось мое лицо. (5) Лётчики вспоминали, как впервые совершили перелёт Москва – Архангельск – Северный полюс. (6) Я знал, что Лена не придёт – мы были в ссоре, – но всё-таки ждал. (7) «Вы пили чай?» – спрашивала Ольга Михайловна, и тот, к кому относился этот вопрос, просил не беспокоиться.

9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Он посмотрел на часы – цифры показывали семь минут девятого – и подошёл к телефону. (2) Это очень тяжело – не видеть родных столько лет! (3) «Завтра я уезжаю, – сказал он, – приходи на вокзал». (4) Служить бы рад – прислуживаться тошно. (5) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (6) Я вздохнул, представив, как огорчится мать – в последнее время мы почти не разговаривали по вечерам, – и шагнул за порог. (7) Уже лет двадцать – двадцать пять он изучает историю своего края.

10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Три часа по автомагистрали – и вы у моря. (2) В Сибири – неслыханное дело! – почти до декабря не было снега. (3) «Что с вами? – полюбопытствовал он. – Что вы обнаружили?» (4) Жизнь прожить – не поле перейти. (5) Кстати, надо осмотреть и то место, где – помните? – играли вашу пьесу. (6) Хлеб, одежда, сувениры – всё продавалось в этих маленьких магазинах. (7) Проснёшься утром – мы будем уже в Хабаровске.

11. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) А.П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». (2) В теле горы словно вздохнул великан: качнулись стены ущелья и послышался хриплый стон. (3) Всё вокруг: густой тихий лес, избушка на поляне – казалось мне ненастоящим, сказочным. (4) Но я вижу: вы недовольны. (5) По структуре простые предложения могут быть: двусоставными и односоставными, полными и неполными, распространёнными и нераспространёнными. (6) Всё, что нравилось, ласкало, давало надежду: шум дождя, раскаты грома, мысли о счастье, разговоры о любви, – всё это стало воспоминанием. (7) Испанское влияние сказывалось во всём: в сводчатой форме дверей, окон, в чёрных металлических решётках.

12. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Главная часть телескопа – большое, хорошо отполированное вогнутое зеркало. (2) «Она замечательный человек, – сказала мать. – Таких днём с огнём поискать». (3) Дивизия за это время продвинулась на десять – двенадцать километров, и мы не должны от неё от-ставать. (4) Ландыш – символ вечной молодости и свежести. (5) Наступил самый печаль-ный месяц – ноябрь. (6) Никита любит смотреть мультфильмы, Даша – листать мамины журналы. (7) Весна – пора пробуждения природы.

Запишите номера этих предложений.

13. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) На лекции присутствовало двадцать пять – тридцать человек. (2) «Что за гора?» – спросил я. (3) Темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа. (4) Дубечна – так называлась наша первая станция – находилась в семнадцати верстах от города. (5) Сумел завоевать доверие больного – успех лечения наполовину обеспечен. (6) «Прощай, брат!» – сказал он Аркадию, уже взобравшись на телегу. (7) Ягоды, грибы, дичь – словом, все дары леса появились на столе.

Запишите номера этих предложений.

14. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1)Уральские горы – уникальный для нашей страны природный объект – пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны.
(2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру – настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал – примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались – крупных движений земной коры здесь не наблюдается. 
(6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка – гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Урала – гора Ямантау – находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.

15. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина – 50 километров, общая площадь поверхности – 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров – оно мелководно.

(6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна – Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, – Гдов.

(9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.

16. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Каждый человек знает: историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать. (2) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные картины: грустные, а порой и горестные. (3) На Бородинском поле – поле нашей славы – в 1932 году было совершено преступление: взорван чугунный памятник на могиле Багратиона, защитника национальной свободы России. (4) Ещё одна трагедия, о которой рассказал Д.С. Лихачёв: Путевой дворец архитектора Растрелли в Петербурге, спасённый во время войны, был снесён в конце шестидесятых годов. (5) Д.С. Лихачёв писал: «Пусто там, где он стоял, и пусто в душе, когда это место проезжаешь». (6) Утрата любого памятника культуры невосполнима: все они индивидуальны, связаны с той или иной конкретной эпохой, с именами мастеров. (7) Мы должны беречь: архитектурные сооружения, произведения скульптуры и живописи, предметы древности, все творения рук человеческих, имеющих ценность с точки зрения истории и культуры.

17. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) В 1886 году в Париже объявили конкурс на архитектурное сооружение, которое должно служить входом на промышленную выставку, и одним из участников конкурса стал Гюстав Эйфель – французский инженер и конструктор. (2) После внесения небольших изменений в проект его башни был объявлен результат: «железная леди» Эйфеля – победитель конкурса! (3) Сначала огромная башня вызывала у парижан негативные эмоции – со временем французы её полюбили. (4) Всемирно известная Эйфелева башня принимает ежегодно шесть – семь миллионов посетителей. (5) Для многочисленных туристов в каждой опоре конструкции открыт сувенирный магазин, а в южной колонне – ещё и почтовое отделение. (6) Эйфелева башня – самая узнаваемая достопримечательность Парижа, символ Франции и объект всеобщего восхищения. (7) В мире популярны её уменьшенные копии; Токио, Берлин, Москва – эти и многие другие города имеют свои «Эйфелевы башни».




Ответы:

1. Ответ: 36 или 63

  1. Тире между подлежащим и сказуемым.

  2. Используется не тире, а дефис.

  3. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

  4. Тире для обозначения количественных пределов.

  5. Используется не тире, а двоеточие.

  6. Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

  7. Тире между частями бессоюзного сложного предложения.

2. Правильный ответ – 3, 6 и 7, поскольку это сложные предложения с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно):

Предложение 1 – бессоюзное сложное предложение, значение причины (потому что).

Предложение 2 – простое предложение с однородными членами, двоеточие ставится после обобщающего слова.

Предложение 4 – бессоюзное сложное предложение, значение дополнения (что).

Предложение 5 – предложение с прямой речью, двоеточие ставится после слов автора.

3. Правильный ответ – 4 и 7: тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

В предложении 1 выделено распространённое приложение.

В предложении 2 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 3 – бессоюзное сложное, значение противопоставления.

Предложение 5 – бессоюзное сложное, значение следствия.

Предложение 6 содержит в своём составе два неполных простых предложения, тире ставится на месте пропуска сказуемых.

В предложении 8 тире используется для обозначения временных пределов: «от … до».

4. Правильный ответ – 2 и 6: бессоюзные сложные предложения со значением следствия.

В предложении 1 тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Предложение 3 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий.

В предложении 4 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

Предложение 7 – бессоюзное сложное, значение противопоставления».

5. В предложениях 2 и 4 двоеточие ставится согласно одному и тому же правилу. Бессоюзная связь, значение причины (потому что).

Предложение 1 – бессоюзное со значением пояснения (а именно).

В предложении 3 двоеточие ставится перед однородными членами после обобщающего слова.

В предложении 6 двоеточие ставится перед прямой речью (цитатой).

6. Правильный ответ – 3 и 6: тире ставится между подлежащим и сказуемым (оба выражены инфинитивом) перед частицей «значит».

Предложение 1 – бессоюзное сложное, значение времени.

В предложении 2 с помощью тире выделяется вставная конструкция.

Предложение 4 – сложносочинённое, тире ставится, так как с его помощью передаётся быстрая смена событий, динамика действий.

В предложении 5 тире стоит после прямой речи перед словами автора.

В предложении 7 тире ставится после однородных членов перед обобщающим словом.

7.Правильный ответ 36 1.Тире после однородных членов перед обобщающим словом.

2Тире после прямой речи перед словами автора.

3Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.

4Тире после однородных членов с обобщающим словом перед продолжением предложения.

5Тире на месте отсутствующего слова («стороны»).

6Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.

7Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

8. Ответ: 47 или 74

1Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

2Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.

3Тире в сложносочинённом предложении для обозначения быстрой смены событий.

4Тире после прямой речи перед словами автора.

5Тире для обозначения пространственных пределов.

6Тире для обозначения вставной конструкции.

7Тире после прямой речи перед словами автора.

9.ответ 16

1.Тире для обозначения вставной конструкции.

2Тире между сказуемым и подлежащим.

3Тире в предложении с прямой речью, разорванной словами автора.

4Тире в бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления.

5Тире после однородных членов с обобщающим словом перед продолжением предложения.

6Тире для обозначения вставной конструкции.

7Тире для обозначения временных пределов («от … до»).

10. ответ25

1Тире в сложносочинённом предложении для обозначения быстрой смены событий.

2Тире для обозначения вставной конструкции.

3Тире в предложении с прямой речью, разорванной словами автора.

4Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами инфинитива.

5Тире для обозначения вставной конструкции.

6Тире после однородных членов перед обобщающим словом.

7Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени.

11. ответ 367

1Двоеточие перед прямой речью после слов автора.

2Двоеточие в сложном предложении, где вторая и третья части поясняют первую.

3Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.

4Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения во второй части.

5Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова.

6Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.

7Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.

12. ответ 147

1Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.

2Тире в предложении с прямой речью, разорванной словами автора.

3Тире для обозначения количественных пределов.

4Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.

5Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.

6Тире на месте отсутствующего слова в неполном предложении.

7Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены формами именительного падежа.

13. ответ 26

  1. Тире для обозначения количественных пределов («от … до»).

2Тире после прямой речи перед словами автора.

3Тире в сложносочинённом предложении, части которого противопоставлены по смыслу.

4Тире для обозначения вставной конструкции.

5Тире в бессоюзном сложном предложении со значением условия в первой части.

6Тире после прямой речи перед словами автора.

7Тире после однородных членов перед обобщающим словом.

14. В предложениях 1, 3, 7 тире выделяет обособленные приложения.

В предложении 4 ставится тире, поскольку пропущено сказуемое (это неполное предложение). В предложении 5 тире отделяет части сложного бессоюзного

предложения. В предложении 6 тире ставится между подлежащим и сказуемым.

15. В предложениях 2 и 8 ставятся запятые, выделяющие согласованные определения (в данном случае – причастные обороты). В предложении 2 причастный оборот - расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии; в предложении 8 - построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера.

Больше запятых, ставящихся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации, в этом тексте нет:

  • в предложении 1 запятые выделяют деепричастный оборот (будучи третьим по величине на территории Европы);

  • в предложении 3 запятые отделяют однородные члены предложения (Псковское, Чудское, Среднее);

  • в предложении 4 запятые отделяют части сложного бессоюзного предложения;

  • в предложении 6 запятая стоит между частями сложносочинённого предложения;

  • в предложении 9 запятая находится между частями сложноподчинённого предложения (на подчинительную связь указывает слово которых).

16. ответ 34

  1. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения во второй части (знает, что…)

  2. Двоеточие перед однородными членами после обобщающего слова.

  3. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения во второй части (а именно).

  4. Двоеточие в предложении с бессоюзной связью и значением пояснения (а именно).

  5. Двоеточие перед прямой речью после слов автора.

  6. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины во второй части (потому что).

  7. Двоеточие перед перечислением без обобщающего слова.

17. Ответ: 26 или 62 Тире перед приложением, имеющим пояснительный характер.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!