СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пушкинский бал в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пушкинский бал в начальной школе»

Сценарий Пушкинского бала в начальной школе

(Звучит музыка «Экосеза» П.И.Чайковского (фрагмент из оперы «Евгений Онегин»). Гости, участники бала входят в зал и рассаживаются.

ведущий Я свечи зажигаю и молчу

И смотрит мне в глаза волшебный вечер

Рукою тьмы, притронувшись к плечу,

Впервые бала зажигаю свечи…

Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты, солнце святое, гори!

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость меркнет и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Ведущий 2. Дамы и господа!

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас на Пушкинском балу.

Ведущий 2. Сегодняшний праздник - это романтическая возможность окунуться в обаяние XIX века, ощутить атмосферу, окружавшую Александра Сергеевича Пушкина во времена его юности и зрелости.

Ведущий 1. Так пусть же наш бал станет настоящим праздником поэтического и танцевального искусства, данью признательной любви великому русскому поэту!

Ведущий 2.

Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.

ведущий Мы открываем наш бал. Сегодня мы отправимся в пушкинское время. Бал — это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века. Бальный сезон начинался поздней осенью. Подъезжали кареты к празднично освещенному подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещенной лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречала хозяйка. И вот уже музыка и праздничное сияние…

Ведущий 2. И в соответствии с традицией бала, имею честь объявить первый церемониальный танец.

Ведущий 1. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

Ведущий 2.

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

(исполнение полонеза)

Ведущий 1. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.

Ведущий 2. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии! Эти аплодисменты для вас!

(аплодисменты)

Ведущий . Бал пушкинской поры. Несметное количество экипажей всех видов по вечерам стекалось к ярко освещённому подъезду, выстраиваясь шеренгой вдоль Невского проспекта.
Балы обычно начинались в 8 – 9 часов вечера. В светском обществе, в особенности на балу, ценилось умение кавалеров развлекать дам.
Веселый анекдот, короткий занимательный рассказ, замысловатый комплимент, любовное признание — вот основные жанры бальной словесности, называвшейся «мазурочной болтовней». Бальный сезон продолжался круглый год, исключение составляли только семь недель Великого поста, чаще всего балы давали зимой, начиная с ноября. Танцевали ежедневно, иногда на нескольких балах за день. Давать один два бала ежегодно считали своей общественной обязанностью» представители дворянских фамилий не только столиц, но и провинции.

Ведущий 1. Балы, собиравшие многочисленное общество было закрытым для свободного посещения попасть на них можно было только имея именной пригласительный билет.

Ведущий 2. Молодой поэт А.С.Пушкин был сам, действительно «от балов без ума». А уже в 20-е годы известный поэт был бесконечно выбираем дамами и замечаем ими.

Инсценировка «Пушкин женится»

1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.

2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3-я дама -Но кто ж она?

1-я дама -Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

2-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

3-я дама Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

1-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования

2-я дама Но, слышно, там появилась холера.

3-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.

1-я дама Брак для поэта – это такая проза!

2-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс.Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

3-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали

1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех ,

Без притязаний на успех.

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.

3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

1-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен. Шарман, шарман! Эль этэ фий, эль этэ амурёз.

Ведущий 1 Наш бал посвящаем А.С.Пушкину.

Пушкина называли солнцем не только русской литературы, но и солнцем музыки, потому что поэтические стихотворения Пушкина очень музыкальны, в них чувствуется мелодия.

Ведущий 2 Слушаем стихотворение «Туча» в исполнении ученицы 4 класса Зарменских В.

Эти стихи так прекрасны, что и не скажешь, какое лучше. В любом случае они приносят наслаждение и музыку.


Ведущий 2 С удивительно трогательной простотой А.С.Пушкин рассказывает нам о русской зиме. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

Ведущий 1 Стихотворение «Зимнее утро» в исполнении ученика 4 класса Тимкина В.

Ведущий 1 Стихотворение «Зимний вечер» в исполнении ученика 3 класса Шуина М.

Ведущий 2 На наш бал прибывают гости.

Входит Царица с зеркальцем. (ученица)

Царица (детям, надменно): Какая честь вам выпала, приветствовать меня на вашем балу! Знаете ли вы, кто я такая? Эй вы, узнаёте меня? (Дети отвечают).

Царица: Царица-то, царица! А из какой сказки?

Дети: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царица: А много ли в сказках Пушкина цариц? В каких еще сказках мы встречаемся?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».

Царица: А кто из них всех милее, всех румяней и белее?

Дети: Ты, конечно.

Царица: Впрочем, что вы понимаете в красоте! Вот моё зеркальце лучше всех правду скажет! (Достает зеркальце). Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее? Хорошее зеркальце! Скучно мне с вами.

Ведущий А нам на балу не скучно. Мы и танцуем, и играем, и песни петь можем. Между прочим, на стихи Александра Сергеевича Пушкина, который вас, цариц, придумал. Вот послушай одну песню. (клип «Я помню чудное мгновенье»)

Царица: Хорошая песня, но мне всё равно скучно. Я лучше пойду с зеркальцем разговаривать! (Уходит, бормоча: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)

ведущий Вот она какая! Только о своей красоте и может думать! Даже поговорить с ней не о чем! Может, следующий гость интереснее будет?

Входят Старик с рыболовной сетью и Старуха.

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Помните нас со старухой? Из какой мы сказки?

Дети: «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Старик: Сколько же лет я рыбачил, прежде чем поймал золотую рыбку?

Дети: Ровно тридцать лет и три года.

Старик: А чего только она для меня не делала! Помните, ребята? (Дети перечисляют.)

Старуха (сварливо): А что же это, дурачина ты, простофиля, у меня кроме разбитого корыта ничего не осталось?

Ведущий Объясните, ребята, Старухе, кто виноват в том, что она осталась с разбитым корытом!

(дети объясняют: потому что была слишком жадной и заносчивой.)

Старуха: Ну ладно, ладно. Все-то вы знаете. А стихи рассказывать умеете? (Заносчиво): Хочу, чтобы стихи вы для меня рассказали!

Ведущий Ребята, выполним еще одно желание Старухи? Нам это не трудно, с удовольствием расскажем стихи Пушкина! Серкова Диана «______________»

(обращаясь к Старухе): Ну, теперь твоя душенька довольна?

Старуха: Вот если бы на мои вопросы они ответили…

Ведущий А наши дети все знают. Спрашивай!

Старуха:

Фанты, господа!

В корзине вопросы

  1. Как звали няню поэта? Арина.

  2. Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». Елисей.

  3. Чудесный предмет, говорящий всю правду. Зеркальце.

  4. Фрукт, которым была отравлена молодая царевна. Яблоко.

  5. Имя царя в одной из сказок. Салтан.

Выбегает Бесенок.

Бесенок: Кто это тут меня вспоминает?

Старуха (испуганно крестясь): Ой, спаси и сохрани! (Поспешно уходят.)

Бесенок: И чего нас, чертей, боятся? Никогда не понимал! Вот Балда – это да! Это силища! Это интеллект! А как мы героически состязались! Прямо Олимпийские игры были какие-то! Ну-ка, кто из вас помнит, как мы соревновались-то?

Дети: Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

Бесенок: И этот великий человек работал за такую плату на какого-то попа!

А сейчас я буду читать отрывки из сказок Пушкина, а вы мне говорите, о ком и о чем идет речь. Хорошо? (Дети отвечают).

Вопросы.

- Кто это кричал «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» (Золотой петушок из «Сказки о золотом петушке»)

- Какое обещание не выполнил царь Дадон? («За такое одолженье\», - говорит он в восхищенье, - волю первую твою я исполню, как свою», но шамаханскую царицу не подарил.)

- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря».)

Молодцы, неужели все сказки Пушкина так хорошо помните? (Да!) А вот сейчас проверим. Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки.

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)

Царь Дадон и шамаханская царица? (Да.)

Царь Салтан и семь богатырей? (Нет.)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да.)

Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)

Бесенок: Да, всё вы знаете. Интересно мне тут было с вами, но пора мне в море. До свидания!

Дети, свободно группируясь, стоят по двое-трое в разных местах зала. Разыгрываются импровизированные диалоги.

1 девочка:Вы были вчера на приеме у графини?

1 мальчик: О, нет! Какое сожаленье!

1 девочка: Там Пушкин был! Мы все в восторге от его стихов!

Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры,

Звездою Севера явись!

 1 мальчик: О Пушкине все разговоры! Каков он? (обращается ко всем). Господа, вы знаете его?

 2 пара (мальчик и девочка) выходит на середину зала

 2 девочка (выходит с ежедневником): Ах, Александр Пушкин, шутник и балагур!  Он написал свои стихи в моем альбоме! 

 2 мальчик: Позвольте, я прочту их, мадемуазель?

 2 девочка: Прошу вас, месье! (отдает ему ежедневник)

2 мальчик (делает вид, что читает):

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга,

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(пауза) «Евгений Онегин», 7 глава.

 1 девочка (хлопает в ладошки): Браво, браво! Как прелестно! Шарман, шарман!

  Музыкальный руководитель:

На балах гостей развлекали самыми разными играми. Одной из любимых игр была игра «Ручеек», мы с вами тоже знаем эту игру. Поиграем? Игра «Ручеек»

Ведущий 1. Прелесть бала заключалась не только в танцах. Бал становится лирическим центром» общественной жизни эпохи.

Ведущий 2. Залы и гостиные домов, где собирались на бал, были великолепны! Обилие цветов, уютная изящная мебель, украшенные картинами стены. Все было продумано, обставлено с необыкновенным вкусом. Отсюда исключительность людей искусства не оспаривалась.

Ведущий 1. На балах, в гостиных, в залах, все было устроено так, чтобы стеснительные люди чувствовали себя уютно.

Ведущий 2. Сегодня на нашем балу работает художественный салон, где вы можете заказать портрет или дружеский шарж, оставить свои записи-отзывы в альбоме .Понравившейся даме или кавалеру вы можете написать и отправить любовное послание или подарок в салоне «Тайный друг»

Ведущий 2. Театр - одно из прочих любимых развлечений светской публики на балах и обедах со времен Петра I до Пушкинских времен. «Волшебным краем» называет поэт театр. Самого же можно по праву назвать «почетным гражданином кулис».

Ведущий 2. Дамы и господа! Просим занять места в домашнем театре.
ДОМАШНИЙ ТЕАТР

Наш свет — театр; жизнь — драма; содержатель —
Судьба; у ней в руке всех лиц запас:
Министр, богач, монах, завоеватель
В условный срок выходит напоказ.

Пушкин. Что за прелесть эти сказки! И каждая есть поэма!

Приветствуем самых юных участников нашего вечера.(инсценировка сказок Пушкина)

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.(музыка)
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.

Ведущая:

Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала , кроме танцев, были развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины даже любительский спектакль.

На балах не только танцевали, но вели светские беседы, читали стихи, слушали музыку, писали друг другу пожелания, играли.

И сейчас мы сыграем в стихотворную игру – сочинить буриме. Что это такое ?

Напомню. Это такое стихотворение, которое нужно сочинить по заданным рифмам.

(оценивается жюри).

Развлекательная программа.

Ведущий : А сейчас конкурс «Дефиле». Ведущий (я): А сейчас «Дефиле».

Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит «Я помню чудное мгновенье…»)

В ней все гармония, все диво,- написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.

(Дефиле участниц бала.) Звучит медленная музыка. Девочки проходят круг, демонстрируя свои наряды. После присаживаются на свои места. (Дефиле участниц бала. )Звучит медленная музыка.

Подведение итогов конкурса. Жюри. Награждение .

«Царица бала»«Галантный кавалер»«Чистейшей прелести чистейший образец»«Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..»

«Все в ней гармония, все диво »

ведущий …Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

О вальсе сказано немало,

Он в песнях и стихах воспет.

И сколько б танцев ни бывало,

А лучше вальса, право , нет!

 ведущий Вальс - один из самых романтичных и любимых танцев, объединяющий поколения .

ведущий Так в чем же секрет этого танца?

Вероятнее всего в том, что он наполнен самой жизнью и неотделим от ее радостей и печалей.

И как знать, может быть, именно в этом разгадка долголетия вальса, такой неувядаемой любви к нему у всех без исключения возрастов.

Господа, новомодный европейский танец – вальс, господа!

Звучит музыка. Пары танцуют вальс.


Окончен бал, погасли свечи,

Чудесный получился вечер.

Вот и закончился наш бал.

…Веселый вечер в жизни нашей

Запомним, юные друзья…

Приглашаю всех на вальс (вальс Свиридова к повести А.Пушкина «Метель»

Всего хорошего ! До новых встреч!!!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!