СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путь к звездам. (Урок-проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

2016 год – год  космонавтики. Это год 55-летия со дня старта первого человека в космос. Проект «Путь к звездам» направлен на расширение знаний учащихся о развитии космонавтики в нашей стране. Данный проект будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию школьников

     Цель проекта - вызвать у учащихся интерес к познанию окружающего мира, истории страны в области космонавтики, познакомить детей с героями космоса.

      В проекте школьники покажут приобретенные знания, проявят  творчество в подготовке материалов к уроку и, конечно же,  проникнутся гордостью за свою страну и великий народ.

В процессе работы у учащихся будут формироваться новые знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос, о нелегком и ответственном труде космонавтов в космосе. Дети глубже осознают такие понятия как мужество, героизм, стойкость, преданность, долг.

Кроме того знания, приобретенные на проекте, расширят кругозор учащихся.

   Также будут совершенствоваться  у учащихся навыки работы с информацией, происходить формирование культуры речевого общения,  развиваться коммуникативные  качества.

Просмотр содержимого документа
«Путь к звездам. (Урок-проект)»

«Путь к звёздам»


Внеклассное мероприятие Классный час-проект


План проведения проекта

Этап проведения проекта

Описание этапа

Сроки проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя


1


Вводное занятие по проекту


1 занятие

Прослушивание информации, выбор темы исследования

Проведение вводной беседы, разделение на группы





2






Сбор материалов




2 занятия


1 .Использование разных источников информации.


Наблюдение за учениками.

Помощь в сборе информации


2. Выбор методов исследования.

Составление плана исследования. Проведение исследования.


Деятельность наблюдателя и помощника



3




Подготовка результата проекта



2 занятия


Оформление результатов.

Систематизация полученных данных

Деятельность наблюдателя



4



Подведение итогов проекта



1 занятие

Итоговая конференция по проекту.

Оценочная и познавательная деятельность


Оценочная деятельность











Паспорт проекта


Тема проекта

«Путь к звёздам»

Внеклассное

мероприятие

Межпредметное: окружающий мир, литература, история.

Класс

2-3 класс


Продолжительность проекта

2 недели











Краткое содержание проекта


2016 год – год космонавтики. Это год 55-летия со дня старта первого человека в космос. Проект «Путь к звездам» направлен на расширение знаний учащихся о развитии космонавтики в нашей стране. Данный проект будет способствовать гражданско-патриотическому воспитанию школьников

Цель проекта - вызвать у учащихся интерес к познанию окружающего мира, истории страны в области космонавтики, познакомить детей с героями космоса.

В проекте школьники покажут приобретенные знания, проявят  творчество в подготовке материалов к уроку и, конечно же, проникнутся гордостью за свою страну и великий народ.

В процессе работы у учащихся будут формироваться новые знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос, о нелегком и ответственном труде космонавтов в космосе. Дети глубже осознают такие понятия как мужество, героизм, стойкость, преданность, долг.

Кроме того знания, приобретенные на проекте, расширят кругозор учащихся.

Также будут совершенствоваться у учащихся навыки работы с информацией, происходить формирование культуры речевого общения, развиваться коммуникативные качества.

3


Ожидаемые результаты обучения

Образовательные цели:

  1. Сформировать первоначальные знания учащихся об освоении космоса.

  2. Познакомить детей с достижениями современной космонавтики, трудом и бытом космонавтов в космосе.

Развивающие цели:

  1. Способствовать развитию логического мышления.

  2. Развивать память.

Воспитательные цели:

1.Воспитывать чувство гордости за свою страну и народ

2. Формировать навыки работы в группе.

3.Формировать презентационные навыки

Этапы работы над проектом

До работы над проектом

  • Вводная беседа.

  • Путевой лист

  • Памятка «Создание презентации»

  • Памятка «Как правильно выступать перед слушателями»

Деление учащихся на группы

№ 1 – Из истории возникновения космонавтики

№ 2 – Первый отряд космонавтов

№ 3 – Герои космоса

№ 4 – Космические корабли

№ 5 – Работа и жизнь на космическом корабле

№ 6 Рекорды космоса. Интересные факты.

Ученики работают над проектом и выполняют задания

Обсуждение промежуточных результатов деятельности.

Критерии оценивания оформления результатов исследования, кроссворд, критерии оценивания проекта, диагностика уровня комфортности учащегося, промежуточное оценивание и обсуждение предварительных результатов каждой группы.

После завершения работы над проектом

Результаты исследований:

Презентация

Публикация

Защита работы


Сведения о проекте.

Необходимые начальные знания, умения, навыки


Знания: понятия «космонавтика», «космос», «космонавт», «космический корабль»

Умения: работа с различными источниками информации, анализ и обобщение информации.

Навыки: поиск информации в Интернете, создание презентаций, публикаций, работа в группе.

Учебные мероприятия:

  1. Актуализация знаний учителем.

  2. Выявление проблем для исследования.

  3. Разбиение учащихся на группы и формулировка заданий для каждой группы.

  4. Выполнение каждой группы своего задания. Учащиеся проводят исследовательскую работу.

  5. Демонстрация учениками презентаций проделанной работы.

Подведение итогов работы.








Преимущество метода проекта




1.Каждый ребёнок вносит свой вклад в работу группы, класса, в учебный процесс в целом.

2.Учащиеся получают возможность работать в удобном для них темпе, обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают интерес именно у них.

3.Во время учебного процесса ведётся сбор и классификация информации, реализуется возможность учащегося переработать громадный поток информации.

4.Ребята осваивают те стороны учебной деятельности, которые берёт обычно на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и т.д.


Материалы для дифференцированного обучения


Ученик с проблемами усвоения учебного материала. (Проблемный ученик).

Т.к. работа проходит в группах, каждая из которой работает над своей темой, у учащихся есть возможность выбрать то направление, которое ему ближе и интереснее.

Одаренный ученик.

Отводится ведущая роль в группе.


Технологии

Проектная, ИКТ, коммуникативная, технология сотрудничества


Оборудование

Компьютер, принтер, проекционная система, интернет-соединение, видеоролик с записью полета Ю.Гагарина, музыкальный видеоролик.


Другие принадлежности

Ватман, фломастеры, словари и т.п.

Формы продукта

Мультимедийная презентация, печатные материалы.


Материалы на печатной основе

Детские энциклопедии

Журналы

Газетные статьи


Интернет-ресурсы

http://izhevsk.rfn.ru

http://www.vokrugsveta.ru

http://www.astronaut.ru


Умения и качества современного ученика


Ответственность и адаптивность – контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте.

Коммуникативные умения – понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.

Умение работать с информацией и медиасредствами – находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию.





Ход мероприятия

  1. Вводное слово учителя

Есть удивительное время – 108 минут. Эти минуты потрясли мир, это были минуты триумфа и счастья. 108 минут сделали человечество иным, открыли человечеству путь в будущее, о котором люди мечтали. Всего 108 минут. Что же это за минуты? Кто знает? (Ответы учащихся)

Верно. 108 минут продолжался первый полет человека в космос.



Показ видеофрагмента «Первый полет Гагарина в космос».



А с чего же всё начиналось?



  1. Основная часть



  1. Начало космической эры

Выступление I группы учащихся с подготовленным материалом.

Группа рассматривала вопросы: что такое космос, когда появилось это слово, как оно трактуется в словаре, кто был отцом русской космонавтики, создателем ракет, запуски животных в космос.



  1. Первый отряд космонавтов

Выступление II группы учащихся.

Рассматриваемые вопросы: физические качества космонавтов из первого отряда, их обучение, подготовка к полетам, выбор первого космонавта, судьбы космонавтов первого отряда.

  1. Герои космоса

Выступление III группы учащихся.

Рассматриваемые вопросы: погибшие космонавты, первый выход человека в открытый космос, женщины- космонавты.



  1. Космические корабли

Выступление IY группы учащихся.

Рассматриваемые вопросы: космическая ракета – ракета-носитель, устройство космического корабля, орбитальные станции, как космонавты возвращаются на Землю.

5.О жизни на МКС

Выступление Y группы учащихся.

Рассматриваемые вопросы: космическое снаряжение, космический быт (работа, питание, сон, баня на орбите, аптечка)


6.Рекорды и факты космоса

Выступление YI группы учащихся.

Учащиеся подбирают интересные факты о космосе, готовят для одноклассников вопросы по интересным фактам и сами же дают верные ответы – «коротко о разном» :


III.Рефлексия


-Был ли полезен этот проект для вас? Почему?

-Какими качествами должен обладать космонавт?

-Какие черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть достойными гражданами своей страны, прославлять её своими делами?


Музыкальный видеоролик (звучит песня о космосе, показаны фрагменты из подготовки космонавтов, их нахождении в космосе )



Материалы к проекту


  1. В помощь учителю

Космический дневник.


4 октября 1957

СССР запускает первый искусственный спутник Земли.

3 ноября 1957

Лайка - первое живое существо, облетевшее вокруг Земли.

12 апреля 1961

Ю. Гагарин совершает виток вокруг Земли на корабле «Восток 1».

6 августа 1961

Герман Титов совершает космический полет вокруг Земли продолжительностью в сутки.

16 июня 1963

Валентина Терешкова – первая женщина в космосе.

18 марта 1965

Первый выход в открытый космос – Алексей Леонов.

19 апреля 1971г.

Первый запуск орбитальной станции «Салют»

17 июля 1975

Первая совместная экспедиция СССР и США: стыковка «Союза» и «Аполлона».

20 февраля 1986

Запуск советской станции «Мир» (выведен с орбиты 23.03.2001)

21 декабря 1988

Владимир Титов и Муса Манаров завершают первый космический полет продолжительностью 1 год.

6 декабря 1998

Астронавты НАСА соединяют американский и российский модули, начав строительство орбитальной МКС.

8 апреля 2011 г

Запуск юбилейного космического корабля «Юрий Гагарин » с 3 космонавтами на борту.


Знаменательные даты.

4 октября 1957 года – был запущен первый искусственный спутник Земли. Начало космической эры (Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов).



3 ноября 1957 года – запущен 2-ой искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка.

15 мая 1958 года – запущен 3-ий спутник.

2 января 1959 года был запущен искусственный спутник «Луна-1»,он прошёл около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

12 сентября 1959 года «Луна-2», автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля-Луна.

4 октября 1959 года «Луна-3», автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.

12 февраля 1961 года – «Венера-1» космический аппарат, а затем и «Марс».



  1. Материалы, собранные учащимися из различных источников



I группа

А) Мечта о проникновении в космос, стремление человека к звездам родились тысячелетия назад.

Слово «космос» (трактовка по словарю)…

Константин Эдуардович Циолковский

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно, но изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы. Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам

Что он сделал для освоения космоса?



1.Разработал теорию многоступенчатости ракет

2. Заложил основы теории ракет и двигателя для них

3. Вычислил запасы топлива для полета ракет сквозь атмосферу

4. Решил задачу посадки ракет на поверхность планет



Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев.

  1. Создал многие искусственные спутники Земли и первые межпланетные разведчики

  2. Руководил строительством первых пилотируемых космических кораблей

  3. Руководил запусками первых ракет

  4. Руководил созданием ракет дальнего действия

  5. Создал первую крылатую ракету

Б) Дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали во дворах. Всего отловили 32 собачек. Собак в подопытные решили взять, потому что собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали, потому что они с первого дня вынуждены бороться за выживание, неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были быть не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере. Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились! Больше всех радовался Королев. Он гладил животных, угощал их колбасой, потом посадил в свою машину и повез "домой" - в вольер, где те жили. Но второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы и других неполадок.

Через 3года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Потом стали готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую кабину, разработать систему восстановления воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.
После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленькую кабину с собакой. Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары. Потом в космос отправились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.
Настоящими космонавтами стали Белка и Стрелка. Они из космоса благополучно возвратились на землю. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам.

Ученые продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Настала очередь Пчелки и Мушки, эти собаки пробыли на орбите сутки. Все шло гладко, но когда дали команду на возвращение, произошел сбой. Вероятнее всего корабль сгорел. Старт человека отложили, потом место в корабле-спутнике заняли Жемчужина и Жулька. И опять случилась авария. Спускаемый аппарат совершил аварийную посадку. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки остались живы. Сергей Павлович Королев не решил, что после двух удачных стартов с собаками, в космос полетит человек. 9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко. 25 марта 1961 года стартовала Звездочка. И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. До полета человека в космос оставалось 18 дней.


II группа

А) В то время, когда производились запуски с животными, стали набирать отряд будущих космонавтов. Кому лететь? Генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв считал, что лучше всего подготовлены лётчики. Решили, что возраст лётчиков – кандидатов в космонавты должен быть около 30 лет, рост не более 170 см и вес до 70 кг. Но не только на рост и вес обращали внимание. Нужно было ещё и отменное физическое здоровье, бодрое настроение, успехи в учебе и работе, а также желание летать на необычных машинах. К февралю 1960 года было отобрано 20 кандидатов.  Эти лётчики и составили первый отряд советских космонавтов.  Им приходилось очень много учиться, тренироваться, испытывать большие нагрузки. Проводить занятия со всеми вместе было трудно, тогда из отряда выбрали шесть человек для ускоренной подготовки к первому полету. Среди них был и Юрий Гагарин. Готовились к старту по 18 часов в сутки. После обучения все 6 успешно сдали экзамены. Любой был готов совершить первым полет в космос. Первыми в списке стояли фамилии Гагарина и Титова. И только за 4 дня до полёта комиссия сделала выбор: Гагарин был назван основным космонавтом, а Титов – дублером.

Вы спросите почему? Вот послушайте, что о Ю.А. Гагарине написала авторитетная комиссия:

«Любит зрелища с активным действием, в которых преобладает героика, воля к победе...В спортивных играх занимает место… вожака, капитана команды»… Любимое слово – «работать»…Уверен в себе, в своих силах…его очень трудно вывести из состояния равновесия. Настроение обычно приподнятое…, юмором, смехом до краев полна голова. Вместе с тем.. рассудителен…Чистосердечен. ..Вежлив, тактичен, аккуратен…Любит повторять: «Как учили!» Скромен…прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам… Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной…»

По разному сложились судьбы космонавтов первого отряда. 4 были отчислены из отряда за нарушение режима и дисциплины, 3 отчислены по здоровью, 1 погиб во время тренировок, при испытаниях в барокамере. Многие стали первыми, записав своё имя в историю мировой космонавтики:

  • трижды побывали в космосе Быковский Валерий Федорович, Горбатко Виктор Васильевич

  • дважды - Попович Павел Романович ,Николаев Андриян Григорьевич, Леонов Алексей Архипович , Волынов  Борис Валентинович

  • 1 раз - Титов Герман Степанович , Беляев Павел Николаевич, Хрунов Евгений Васильевич

  • Комаров Владимир Михайлович погиб во время своего второго космического полёта


III группа

а) Погибшие космонавты

Комаров Владимир Михайлович

Его последний полет длился 1 сутки 2 часа 17 минут. Трудности в полете возникли с первых минут. Сначала не раскрылась одна из панелей солнечной батареи, потом не прошла команда на ориентацию корабля на Солнце, отказала коротковолновая связь... Когда космонавту дали жесткий приказ идти на посадку, автоматика "запретила" выдавать тормозной импульс. Программа, по которой он летел, была уникальной: она впервые предусматривала стыковку двух новых кораблей. Комаров стартовал на трехместном "Союзе-1", а на следующий день на "Союзе-2" должны были лететь Быковский, Елисеев и Хрунов. "Союз-1" подходит к "Союзу-2" и стыкуется с ним. Елисеев и Хрунов через открытый космос переходят в корабль Комарова и все идут на посадку. . Знал "Союз" буквально "до винтика". Чтобы вывести взбунтовавшийся корабль из критического положения, он выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. И выполнил филигранно! Но когда уже казалось, что самое трудное позади, произошло скручивание строп парашюта. "Союз-1" со скоростью около 60 метров в секунду врезался в землю и взорвался...


Добровольский, Пацаев, Волков

Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли 30 июня 1971 года при возвращении с первой орбитальной станции "Салют-1", тоже при спуске, из-за разгерметизации спускаемого аппарата космического корабля "Союз-11". На космодроме перед стартом основной экипаж (Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин) был заменен дублирующим (Добровольский, Волков, Пацаев). Трагедии могло не быть, если бы не политические амбиции. Поскольку американцы уже летали на Луну на трехместных кораблях Apollon, требовалось, чтобы и у нас летело не менее трех космонавтов. Если бы экипаж состоял из двух человек, они могли быть в скафандрах. Но три скафандра не проходили ни по весу, ни по габаритам. И тогда было решено лететь в одних спортивных костюмах.

б) Первый выход человека в открытый космос

40 лет назад с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз", на борту которой был космический корабль "Восход-2". Его экипаж стоял из двух человек: командир корабля Павел Беляев и второй пилот Алексей Леонов. Весь полет продолжался немногим более суток, но это был исторический полет. Во время него - 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля и совершил первый в истории выход человека в открытый космос. Этот эксперимент занял двадцать минут, из которых двенадцать Леонов находился в открытом космосе Алексей Леонов выдержал эмоциональный стресс колоссальной силы. Не случайно частота пульса космонавта поднялась до 143 ударов в минуту, частота дыхания увеличилась почти вдвое, температура тела повысилась до 38 градусов – космонавт находился на грани теплового удара. За сутки полёта он потерял шесть килограмм веса, пот залил его скафандр по колени. Вот, что такое “в цифрах” эти 12 минут жизни Алексея Леонова. Перед выходом Алексея Леонова в космос скафандр одел и Павел Беляев. В случае какой бы то ни было аварии, он должен был помочь Леонову вернуться на корабль.



в) Женщины- космонавты

В. Терешкова С. Савицкая Е. Кондакова (рассказы о них )

IYгруппа

Космическая ракета – ракета-носитель

Многие ракеты состоят из нескольких меньших ракет – ракетных ступеней. При запуске в космос они работают последовательно. Сначала весь «ракетный поезд» везет первая ступень. Когда в ней израсходуется все топливо, она отделяется от ракеты и падает на Землю, тут же включаются двигатели второй ступени. Затем эстафета передается последней, третьей ступени, которая несет полезный груз – автоматическую станцию или космический корабль – и достигает нужной космической скорости.



Что выводит в космос ракета - носитель?

  1. Искусственные спутники Земли

  2. Космические корабли

  3. Доставляет грузы в космос

  4. Автоматические межпланетные станции

  5. Орбитальные станции



Космический корабль – это летательный аппарат, предназначенный для полета людей или перевозки груза в космическом пространстве

Космические корабли для полета по околоземным орбитам называются кораблями-спутниками, а для полета к другим небесным телам – межпланетными кораблями. В корабле три отсека: орбитальный, приборно-агрегатный и спускаемый аппарат. В орбитальном отсеке космонавты работают и отдыхают во время полета по орбите. В приборно-агрегатном отсеке находятся основные служебные системы корабля. В спускаемом аппарате космонавты находятся во время выведения на орбиту, стыковки и спуска на Землю.

Как космонавты возвращаются на Землю?

Спускаемый аппарат, внутри которого находится космонавт, выполнен в форме шара диаметром 2,3 метра, весит он 2,4 тонны. Когда корабль летел в космическом пространстве со скоростью восемь тысяч метров в секунду (28800 километров в час), то это, разумеется, нисколько не влияло на состояние его оболочки. Но, когда спускаемый аппарат входит в атмосферу Земли, его оболочка сильно накаляется, а в кабине между тем сохраняются обычные условия жизни. Это стало возможным благодаря тому, что усилиями ученых и специалистов был найден материал, способный выдержать очень высокие температурные перепады.

Пилотируемые корабли типа «Восток» в космосе побывали шесть раз. В общей сложности за 381 час они 259 раз облетели вокруг Земли. Их суммарный путь составляет 10,5 миллиона километров. На кораблях «Восток» установлен 21 мировой рекорд. Первые три принадлежат Юрию Алексеевичу Гагарину: продолжительность полета – 1 час 48 минут, высота полета – 327 километров, вес корабля – 4725 килограммов.

Орбитальная станция – это тяжелый искусственный спутник, длительное время совершающий полет по околоземной, окололунной или околопланетной орбите. На ней можно проводить комплекс разнообразных исследований, так как здесь имеются все необходимые условия для продолжительной работы космонавтов. В отличие от пилотируемых кораблей орбитальные станции не возвращаются на Землю. Станция имеет большие размеры, в ней создается максимум удобств для обитателей, размещено необходимое оборудование и аппаратура, экипаж имеет возможность нормально жить и работать.

Yгруппа

Космический быт.


Космическое снаряжение

Космический скафандр – это герметичный костюм, в котором космонавт может жить и работать в открытом космическом пространстве, на поверхности небесных тел. Он содержит почти все блоки и системы, имеющиеся в отсеках корабля. В скафандре космонавт нормально дышит, двигается, ему не жарко и не холодно, хотя снаружи температура меняется в самых широких пределах.

Одежда

Раньше космонавт не снимал скафандр на протяжении всего полёта. Теперь в повседневной жизни он облачается в майку с шортами или комбинезон. Майки на орбите шести цветов, чтобы выбрать в зависимости от настроения. Вместо пуговиц - молнии и липучки: они не оторвутся. Чем больше карманов, тем лучше. Они позволяют быстро прятать предметы, чтобы не разлетались в невесомости. Вместо обуви носят толстые носки.

Космическая еда.

С самого начала разработки программ полетов в космос разрабатывались новые методы обработки и упаковки обычной пищи. Космическую пищу приготовляют главным образом методом сублимационного обезвоживания. Этот способ обработки пищи в настоящее время в ограниченных масштабах применяется в странах Европы и Америки. Большую часть натуральной пищи по весу составляет вода. Если удалить воду, то вес продуктов питания будет значительно уменьшен, а простое добавление воды в такую пищу сделает ее съедобной. Этим способом можно снизить вес пищи на 70%. На борту корабля «Аполлон» для хранения пищи отводится пространство объемом всего лишь 0,13, такой выигрыш в объеме продуктов питания кажется особенно привлекательным. Всего лишь 0,589 кг такой пищи будет достаточно для одного космонавта в течение суток.

Для приема пищи на орбитальных станциях имеется специальное помещение — космическая кухня. Там установлен стол с двумя откидными крышками, углублениями и фиксаторами для крепления приборов (ножей, вилок). К нему подведена горячая и холодная вода. Также используется «чемоданчик» для подогрева пищи. Все напитки: чай, кофе, какао, соки упаковываются в алюминиевые тубы. Так же упакованы первые блюда, различные пюре. Мясные блюда приготовлены в виде консервов.

Кроме вышеперечисленных продуктов, в рацион космонавтов входят обезвоженные продукты, т. е. порошки, которые для приготовления нужно залить горячей водой. В пакет с сухой смесью заливается горячая вода - и обед готов. По вкусу они не отличаются от настоящих продуктов.

Пища космонавтов мелко расфасована. Хлеб представляет собой маленькие буханки, предназначенные на один укус, чтобы крошки не разлетались по отсеку: это чревато проблемами. Каждая буханка упакована в пленочный пакет. Печенье тоже имеет небольшой размер и обернуто в тонкую оболочку, тающую во рту. Если есть печенье без этой оболочки, могут образоваться крошки, которые будут плавать в воздухе и могут случайно попасть в глаз или в нос (любая крошка в невесомости, перемещаясь, может попасть в дыхательные пути кого-нибудь из членов экипажа, когда он, например, спит, и стать причиной его смерти).

Сегодня астронавты могут солить и перчить свою еду, но в форме жидкости, чтобы высыпанные крупинки не вызвали затруднение дыхания. Тюбики сейчас используются для соков и небольшого комплекта питания, используемого в полете к станции. Пустые консервные банки, полиэтиленовые пакеты и прочий мусор складывают в специально предназначенные для этого контейнеры из легкого металла. После заполнения контейнер выбрасывают в открытый космос через шлюзовую камеру. Попадая в плотные слои атмосферы, контейнер сгорает.


Душ

Космонавты проводят на орбите много времени, поэтому в станциях предусмотрен душ. Он представляет собой цилиндр из полиэтиленовой пленки, который можно хранить в сложенном состоянии. Для того чтобы принять душ, его нужно развернуть и прикрепить к потолку. Цилиндр имеет верхнюю и нижнюю крышку. На верхней крышке имеются краны, через которые поступает холодная и горячая вода и теплый воздух. В нижней крышке находится устройство, при помощи которого удаляется использованная вода. К ней же космонавт крепится ногами, чтобы не перемещаться по цилиндру. Душ принимают нечасто. Для поддержания тела в чистоте обтираются специальными гигиеническими салфетками. Для чистки зубов используют щетки и непенящуюся зубную пасту.

Баня на орбите


    Космонавтов часто спрашивают о том, как на орбите с личной гигиеной. Оказывается, не так уж проблематично. Сначала космонавты пользовались только влажными салфетками, но по мере того, как сроки пребывания на орбите удлинялись, в космос привезли... баню. Это специальная бочка, в которой есть "свои космические" особенности (вроде не стекающей грязной воды), и тем не менее некоторые космонавты стали брать на орбиту веники. Кстати, на станции "Салют-6" был душ, которого на МКС уже нет. Быт на орбите все еще не удобен. Главное, определенно, это работа и ради нее приходится мириться со многими неудобствами. Многие космонавты вообще не любят говорить об организации питания или туалетов: вода, например, многоразовая (вся выделяемая организмом человека влага собирается, обрабатывается и снова используется). Для туалетов, вместо привычной на земле воды используется вакуум.

Что касается пищи, то тюбики давно уже не "в моде" - теперь космонавты питаются обычной едой, только предварительно обезвоженной. Уже на орбите кусок мяса или картофеля заливают горячей водой, и он становится вполне нормальным на вкус.

Аптечка

Кроме этих необходимых вещей, на космических кораблях имеется аптечка. В условиях невесомости нет возможности принимать микстуры и порошки, поэтому лекарства, входящие в состав аптечки, имеют вид порошков или жидкостей, которыми наполнены одноразовые шприцы.

Каюта

В невесомости всё равно где спать, главное - надёжно зафиксировать тело. На МКС спальные мешки с молниями прикреплены прямо к стенам. Кстати, в каютах российских космонавтов есть иллюминаторы, позволяющие перед сном любоваться видом Земли. А у американцев «окон» нет. В каюте находятся личные вещи, фото родных, музыкальные плееры. Все мелкие предметы (инструменты, карандаши и пр.) либо подсовываются под специальные резинки на стенах, либо крепятся на липучках. Для этого стены МКС обклеены ворсистым материалом. Также на станции много поручней, чтобы было удобно передвигаться.

YIгруппа

Самый короткий из всех космических полетов был совершен, когда начала осуществляться программа «Меркурий», Аланом Шепардом (США) на борту корабля «Фридом» 5 мая 1961 г. Суборбитальный полет длился 15 мин 28 с. Шепард оказался вторым человеком в мире, побывавшем в Космосе.

Самое большое количество человек в космосе одновременно- 14 марта 1995г. рекордное количество - 13 человек - одновременно находились в космосе. Из них 7 американцев на борту "US STS 67 Endeavour" (космической транспортной системы), 3 космонавта из СНГ на борту российской космической станции "Мир", а также находящиеся на корабле "Союз ТМ21" 2 космонавта из СНГ и американский астронавт.

Самый долгий космический полет осуществил Валерий Поляков (Россия), который на борту корабля "Союз-ТМ18" прибыл на космическую станцию "Мир" 8 января 1994г. и вернулся на Землю на корабле "Союз-ТМ20" 22 марта 1995г. Общее время его полета - 437 дней 17 ч. 58 мин. 16с.
Рекорд по национальному признаку.

31 июля, 1992, в космосе были одновременно космонавты 5 стран: 4 русских и француз на борту станции Мир , один итальянец, один бельгиец и один американец с миссией "Атлантис" STS 46. 22 февраля, 1996, 4 американца, 2 итальянца и один швейцарец были на борту Columbia Shuttle STS 75, и один немец и один русский работали на орбитальной станции "Мир".
Большинство людей на космическом корабле

Рекорд был установлен в июне 1995 года, когда 10 человек (6 американцев и 4 русских) были на борту космической станции "Мир.

Старейший космонавт.

Является астронавт Джон Гленн младший (США), которому было 77 лет и 103 дня, 29 октября, 1998 года, когда он входил в состав экипажа корабля "Дискавери STS 95. Миссия продолжалась 11 дней, и завершилась 7 ноября, 1998.



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!