СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путь поиска способов исправления человеческих и общественных пороков Пьера Безухова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет разобраться в духовных исканиях главного героя романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьера Безухова. Материал содержит отрывки из романа.

Просмотр содержимого документа
«Путь поиска способов исправления человеческих и общественных пороков Пьера Безухова»

Путь поиска способов исправления человеческих и общественных пороков  Пьера Безухова  Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие - душевная подлость.  Л.Толстой «Война и мир». Реж. и исп. Роли Пьера – С.Бондарчук.

Путь поиска способов исправления человеческих и общественных пороков Пьера Безухова

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться... а спокойствие - душевная подлость.

Л.Толстой

«Война и мир». Реж. и исп. Роли Пьера – С.Бондарчук.

Пьер Безухов В Европе – в знаниях; в высшем свете – развлечения; в масонстве – обновление, быть полезным России; в войне – своего Я, противостояние злу; Искания в простом народе – находит силу, возрождение к жизни; в любви – семейного благополучия, счастья, понимания; в петербургском кружке - революционные идеи декабристов, обновления России.

Пьер Безухов

В Европе – в знаниях;

в высшем свете – развлечения;

в масонстве – обновление, быть полезным России;

в войне – своего Я, противостояние злу;

Искания

в простом народе – находит силу, возрождение к жизни;

в любви – семейного благополучия, счастья, понимания;

в петербургском кружке - революционные идеи декабристов, обновления России.

«… массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».
  • «… массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».
Пьер Безухов В начале романа перед нами предстает массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью. Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

Пьер Безухов

В начале романа перед нами предстает массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой, живостью.

Писатель показывает нам его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии.

Выход в свет после  возвращения в Россию из-за границы  «Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. … в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома…»

Выход в свет после возвращения в Россию из-за границы

«Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. … в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх… но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной. И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома…»

В салоне Анны Павловны Шерер. Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путанны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который « велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона. Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

В салоне Анны Павловны Шерер.

Пьер Безухов выступает горячим защитником Наполеона. Его мысли путанны, слова неточны, но его симпатии очевидно на стороне французского императора, который « велик, потому что он стал выше революции, подавил ее злоупотребления, удержав все хорошее - и равенства граждан, и свободу слова и печати - и только поэтому приобрел власть». Пьер готов простить многое своему кумиру, потому что сущность его скрыта и неясна ему. Он находит оправдания преступлениям Наполеона.

Пьер, посмевший защищать Наполеона в кругу людей, настроенных монархически и потому ненавидевших французского узурпатора, подвергся дружному нападению. Его выручает князь Андрей, завершая спор примирительной фразой: «Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но… есть другие поступки, которые трудно оправдать».

 «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности…»

«Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал её, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нём выкупались выражением добродушия, простоты и скромности…»

« …массивный ,толстый молодой человек с стриженою головой ,в очках ,светлых панталонах по тогдашней моде ,с высоким жабо и в коричневом фраке.» «-А обо мне что говорить? Что я такое? ...Я незаконный сын!» «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить , что ненавидеть ? Для чего жить и что такое я?»

« …массивный ,толстый молодой человек с стриженою головой ,в очках ,светлых панталонах по тогдашней моде ,с высоким жабо и в коричневом фраке.»

«-А обо мне что говорить?

Что я такое?

...Я незаконный сын!»

«Что дурно? Что хорошо?

Что надо любить , что ненавидеть ? Для чего жить и что такое я?»

В кругу аристократической молодёжи. Дружба с Андреем Болконским.  «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...»

В кругу аристократической молодёжи. Дружба с Андреем Болконским.

«Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света. Тебе хорошо. Выбери, что хочешь; это всё равно. Ты везде будешь хорош, но одно: перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и всё...»

мягкость искренность доброта Пьер Безухов детская наивность,  чистота безволие подверженность влиянию открытость склонность к духовным исканиям

мягкость

искренность

доброта

Пьер Безухов

детская

наивность,

чистота

безволие

подверженность

влиянию

открытость

склонность к

духовным исканиям

Смерть графа Безухова.

Смерть графа Безухова.

Пьер ничего не понял в истории с завещанием. «…Столь молодому быть отягощённым таким огромным состоянием –через сколько искушений надо будет пройти ему.»  Спор из-за наследства графа Безухова. Рисунок М. Башилова. 1866

Пьер ничего не понял в истории с завещанием.

«…Столь молодому быть отягощённым таким огромным состоянием –через сколько искушений надо будет пройти ему.»

Спор из-за наследства графа Безухова.

Рисунок М. Башилова. 1866

Получение наследства  «Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. .. Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, всё будет хорошо, - и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее всё оставалось впереди».

Получение наследства

«Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. .. Он чувствовал себя центром какого-то важного общего движения; чувствовал, что от него что-то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то-то и то-то, всё будет хорошо, - и он делал то, что требовали от него, но это что-то хорошее всё оставалось впереди».

Пьер и Элен Курагина   «… он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».  «…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать её и уехать… каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на неё, что он не может и оторваться от неё, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу».

Пьер и Элен Курагина

«… он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой, как она может полюбить его, как она может быть совсем другою, и как всё то, что он об ней думал и слышал, может быть неправдою».

«…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать её и уехать… каждый день он больше и больше в глазах людей связывается с нею, что он не может никак возвратиться к своему прежнему взгляду на неё, что он не может и оторваться от неё, что это будет ужасно, но что он должен будет связать с нею свою судьбу».

 «Так уж все кончено! — думал он. — И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» — думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его». «Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю её», — подумал Пьер. — Je vous aime! — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

«Так уж все кончено! — думал он. — И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» — думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его».

«Теперь уже поздно, все кончено; да и я люблю её», — подумал Пьер.

— Je vous aime! — сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя».

Семейная жизнь  «Я спросил у неё однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».  Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...» — говорила она. Часто, глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил её. «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».

Семейная жизнь

«Я спросил у неё однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет».

Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу. «Я не какая-нибудь дура... поди сам попробуй...» — говорила она. Часто, глядя на её успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин, Пьер не мог понять, отчего он не любил её. «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер. — Я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом».

Дуэль с Долоховым. Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова.

Дуэль с Долоховым.

Безусловно, одним из испытаний Пьера является дуэль с Долоховым. Граф думает, что Долохов и его жена Элен – любовники, и после тоста, произнесенного его «врагом»: «За здоровье красивых женщин и их любовников», Безухов понимает, что его подозрения не напрасны. Пьер вызывает обидчика на дуэль, но делает это неуверенно, робко, можно даже подумать, что слова : «Вы…вы…негодяй!..я вас вызываю…» – нечаянно вырвались у него. Он не осознает, к чему может привести этот поединок, не осознают это и секунданты: Несвицкий – секундант Пьера, Николоай Ростов – Долохова.

Состояние дуэлянтов перед поединком Пьер «имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью» Долохов Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.

Состояние дуэлянтов перед поединком

Пьер

«имеет вид человека занятого какими-то соображениями , вовсе не касающимися предстоящего дела. Осунувшееся лицо его желто. Он, видимо, не спал ночью»

Долохов

Накануне дуэли все ночь сидит в клубе, слушая цыган и песенников. Он уверен в себе, в своих силах, идет с твердым намерением убить соперника, но это только видимость, на душе у него – беспокойство.

Дуэль

Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Понимание того, что он чуть не убил человека, повергает Пьера в глубочайший кризис.

« Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться. - Боком, закройтесь пистолетом, - проговорил Несвицкий. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. - Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова. - Глупо…глупо! Смерть…ложь…- твердил он, морщась».

Дуэль Пьера с Долоховым.

Художник Д. Шмаринов. 1953

Дуэль с Долоховым  Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошёл в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова. — Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась.

Дуэль с Долоховым

Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошёл в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова.

— Глупо... глупо! Смерть... ложь... — твердил он морщась.

Несмотря на отказ от примирения, дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка, которую Лев Николаевич Толстой характеризует так: «Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали» . Нерешительность персонажей передает и описание природы: туман и оттепель. Началось. Долохов, когда стали расходиться, шел медленно, рот его имел подобие улыбки, он осознает свое превосходство и хочет показать, что ничего не боится. Пьер же идет быстро, сбиваясь с протоптанной дорожки, он как бы пытается убежать, закончить все поскорее. Возможно, именно поэтому он стреляет первым, при этом наугад, вздрагивая от сильного звука, и ранит соперника. Пьер абсолютно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова.

«При слове «три» Пьер быстрым шагом пошел вперед…держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад… Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил…» ответного выстрела не последовало. «…Слышны были торопливые шаги Долохова… Одною рукой он держался за левый бок…» Выстрелив, Долохов промахнулся.

Пьер ничего не понимает, он полон раскаяния и сожаления, едва сдерживая рыдания, хватаясь за голову, идет назад куда-то в лес, то есть убегает от содеянного, от своего страха. Долохов же ни о чем не жалеет, не думает о себе, о своей боли, а боится за мать, которой он причиняет страдания.

Духовный кризис  «Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“, которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь…Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор…и позор имени и честь — всё условно, всё независимо от меня».

Духовный кризис

«Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“, которое было ложь, и ещё хуже, чем ложь…Я виноват и должен нести... Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор…и позор имени и честь — всё условно, всё независимо от меня».

В Торжке  «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрёшь — всё кончится. Умрёшь, и всё узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.  Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, — думал Пьер. — И зачем нужны ей эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги? Разве может что-нибудь в мире сделать её и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая все кончит и которая должна прийти нынче или завтра, — всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью».

В Торжке

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» — спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «Умрёшь — всё кончится. Умрёшь, и всё узнаешь — или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.

Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, — думал Пьер. — И зачем нужны ей эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги? Разве может что-нибудь в мире сделать её и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая все кончит и которая должна прийти нынче или завтра, — всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью».

Пьер у Баздеева. Художник М. Родионов. 1936 Масонство  Склонность к философским рассуждениям сводит Пьера Безухова с видным масоном Баздеевым и способствует увлечению масонством. «Очисти себя , и по мере очищения ты будешь познавать мудрость.» «Он твёрдо верил в возможность братства людей , соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели . И таким представлялось ему масонство.»

Пьер у Баздеева. Художник М. Родионов. 1936

Масонство

Склонность к философским рассуждениям сводит Пьера Безухова с видным масоном Баздеевым и способствует увлечению масонством.

«Очисти себя , и по мере очищения ты будешь познавать мудрость.»

«Он твёрдо верил в возможность братства людей , соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели . И таким представлялось ему масонство.»

Встреча с Баздеевым Истина для Пьера и Андрея – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы:

Встреча с Баздеевым

Истина для Пьера и Андрея – это путь, идущий через череду кризисов и возрождений, состоящий в последовательности потерь и обретений. На станцию в Торжке Пьер приехал несчастным, не видящим в жизни смысла, а покидал ее радостным, обретшим цель жизни человеком. Не случайно это изменение происходит именно на станции. Это, своего рода, перекресток: Пьер выбирает путь, по которому дальше пойдет, задает себе нелегкие вопросы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я..."

Поиски правды и смысла жизни приводят его к масону Баздееву, который, зная о его несчастьях, предлагает ему помощь. В учении масонов Пьера привлекают идеи "равенства, братства и любви", оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.

Пьер и масонство. Преобразования в имениях.  «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!»  Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».

Пьер и масонство. Преобразования в имениях.

«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!»

Он счастлив был выказываемой ему благодарностью, но стыдился, принимая её. Эта благодарность напоминала ему, насколько ещё больше он бы был в состоянии сделать для этих простых, добрых людей».

Преобразования в деревнях Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни .

Преобразования в деревнях

Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни .

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни:  « И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы отменили телесные наказания, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой и в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы.

Ему кажется, что он нашел наконец смысл жизни: « И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях.

Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его "братьями", и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют лицемерие и карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.

В Богучарове. Разговор Андрея и Пьера на пароме.  «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».

В Богучарове.

Разговор Андрея и Пьера на пароме.

«Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо)».

«Только теперь , когда я живу ,по крайней мере стараюсь , …жить для других ,только теперь я понял всё счастье жизни.» Пьер : нужно делать людям добро . Андрей: нужно жить так , чтобы не делать никому зла. Разговор Пьера с Андреем на пароме. Художник А. Николаев. 1981

«Только теперь , когда я живу ,по крайней мере стараюсь , …жить для других ,только теперь я понял всё счастье жизни.»

Пьер : нужно делать людям добро .

Андрей: нужно жить так , чтобы не делать никому зла.

Разговор Пьера с Андреем на пароме. Художник А. Николаев. 1981

« Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись в дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому».  Князь Андрей вздохнул и лучистым , детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.  - Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться».

« Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись в дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул и лучистым , детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но все робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера. - Да, коли бы это так было! – сказал он. – Однако пойдем садиться».

Разочарование в масонстве  Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

Разочарование в масонстве

Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.

 «К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена…  Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.  К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о её содержании и значении…  К четвёртому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе».

«К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена…

Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.

К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о её содержании и значении…

К четвёртому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе».

В 1808 году Пьер становится во главе петербургского масонства и постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках. он « начал чувствовать , как та почва масонства ,на которой он стоял ,тем более уходила из-под его ног , чем твёрже он старался стать на ней.» Пьер опять испытывал безысходную тоску , и снова его мучил всё тот же вопрос: как жить?

В 1808 году Пьер становится во главе петербургского масонства и постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках.

он « начал чувствовать , как та почва масонства ,на которой он стоял ,тем более уходила из-под его ног , чем твёрже он старался стать на ней.»

Пьер опять испытывал безысходную тоску , и снова его мучил всё тот же вопрос: как жить?

Чувства к Наташе Ростовой

Чувства к Наташе Ростовой

Любовь Канун войны ознаменован для героя ясно осознанным им чувством глубокой любви к Наташе Ростовой, в разговоре с которой он проговаривается о своем чувстве. У Пьера нет надежды на взаимность, но он, тем не менее, счастлив. Сам того не зная ,он всю свою жизнь любил Наташу-с тех пор ,как он , двадцатилетний ,нелепый ,сидел за парадным столом у Ростовых , и взгляд «смешной оживлённой девочки» иногда обращался на него.

Любовь

Канун войны ознаменован для героя ясно осознанным им чувством глубокой любви к Наташе Ростовой, в разговоре с которой он проговаривается о своем чувстве. У Пьера нет надежды на взаимность, но он, тем не менее, счастлив.

Сам того не зная ,он всю свою жизнь любил Наташу-с тех пор ,как он , двадцатилетний ,нелепый ,сидел за парадным столом у Ростовых , и взгляд «смешной оживлённой девочки» иногда обращался на него.

— … считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, — вспомните обо мне. .. Я счастлив буду, ежели в состоянии буду... — … Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением. — Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

— … считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь — не теперь, а когда у вас ясно будет в душе, — вспомните обо мне. .. Я счастлив буду, ежели в состоянии буду...

— … Для меня все пропало, — сказала она со стыдом и самоунижением.

— Всё пропало? — повторил он. — Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.

Начало Отечественной войны и решение Пьера  «Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами….Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и всё твердил: — И жизнь и имущество возьми, ваше величество!  Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что всё ему нипочём и что он всем готов жертвовать….Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдаёт тысячу человек и их содержание».

Начало Отечественной войны и решение Пьера

«Когда Пьер увидал государя, он выходил, сопутствуемый двумя купцами….Оба они плакали. У худого стояли слезы, но толстый откупщик рыдал, как ребенок, и всё твердил:

— И жизнь и имущество возьми, ваше величество!

Пьер не чувствовал в эту минуту уже ничего, кроме желания показать, что всё ему нипочём и что он всем готов жертвовать….Безухов тут же объявил графу Растопчину, что он отдаёт тысячу человек и их содержание».

 «Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчёта, да и её старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что всё то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчёта, да и её старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство».

На Можайской дороге

На Можайской дороге

"Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!" -- думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.

1812 г. Пьер тратит на ополченцев миллион рублей. Уезжает в Можайск. Радуется, что своими пожертвованиями делает пользу. Наблюдает, как строятся укрепления на Бородино, как Кутузов и генералы после молебна целуют икону Иверской Божьей матери. Кутузову говорит, что жизнью готов пожертвовать ради Отечества.

1812 г.

Пьер тратит на ополченцев миллион рублей. Уезжает в Можайск. Радуется, что своими пожертвованиями делает пользу.

Наблюдает, как строятся укрепления на Бородино, как Кутузов и генералы после молебна целуют икону Иверской Божьей матери. Кутузову говорит, что жизнью готов пожертвовать ради Отечества.

1812 год. Приняв близко к сердцу события войны, Пьер отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя.

1812 год.

Приняв близко к сердцу события войны, Пьер отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя.

Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.
  • Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера.
«Мысль народная»  «Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

«Мысль народная»

«Въехав на гору …. Пьер увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что-то работали …Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят».

Пьер в Бородинском сражении  «Мысль народная»  «Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище.

Пьер в Бородинском сражении «Мысль народная»

«Солдаты … убедились, что этот человек в белой шляпе не только не делал ничего дурного, но или смирно сидел на откосе вала, или с робкой улыбкой, учтиво сторонясь перед солдатами, прохаживался по батарее под выстрелами … тогда понемногу чувство недоброжелательного недоуменья к нему стало переходить в ласковое и шутливое участие… Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. "Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой».

 Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

Одно, чего желал теперь Пьер всеми силами своей души, было то, чтобы выйти поскорее из тех страшных впечатлений, в которых он жил этот день, вернуться к обычным условиям жизни и заснуть спокойно в комнате на своей постели. Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет в состоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычных условий жизни нигде не было.

В кругу солдат

В кругу солдат

"Слава богу, что этого нет больше, - подумал Пьер, опять закрываясь с головой. - О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему! А они... они все время, до конца были тверды, спокойны...- подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе они, ясно и резко отделялись в его мысли от всех других людей.

"Солдатом быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

В оставленной Москве

В оставленной Москве

Приключения в занятой Наполеоном Москве: 1.Вооружил на свои средства полк в тысячу солдат, 2.Решил убить Наполеона, 3.Спасает француза, 4.Спасает ребёнка, 5.Его судили как поджигателя, 6.Был в плену.  Пьер спасает девочку в горящей Москве. Художник А. Николаев. 1981

Приключения в занятой Наполеоном Москве:

1.Вооружил на свои средства полк в тысячу солдат,

2.Решил убить Наполеона,

3.Спасает француза,

4.Спасает ребёнка,

5.Его судили как поджигателя,

6.Был в плену.

Пьер спасает девочку в горящей Москве.

Художник А. Николаев. 1981

Плен  «Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его».

Плен

«Пьер заглянул в яму и увидел, что фабричный лежал там коленами кверху, близко к голове, одно плечо выше другого. И это плечо судорожно, равномерно опускалось и поднималось. Но уже лопатины земли сыпались на все тело. Один из солдат сердито, злобно и болезненно крикнул на Пьера, чтобы он вернулся. Но Пьер не понял его и стоял у столба, и никто не отгонял его».

Духовный кризис после расстрела пленных  «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Духовный кризис после расстрела пленных

«С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога… Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога .

Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога .

мягкость твёрдость искренность доброта детская наивность,  чистота Пьер Безухов безволие воля открытость независимость подверженность влиянию склонность к духовным исканиям  решительность патриотизм независимость

мягкость

твёрдость

искренность

доброта

детская

наивность,

чистота

Пьер Безухов

безволие

воля

открытость

независимость

подверженность

влиянию

склонность к

духовным исканиям

решительность

патриотизм

независимость

Пьер и Платон Каратаев («мысль народная») Рис.худ А.Николаева

Пьер и Платон Каратаев («мысль народная»)

Рис.худ А.Николаева

То новое ,что он принёс из плена была «улыбка радости жизни», которую он оценил теперь, и то , что в глазах его светилось участие к людям –вопрос: довольны они так же , как и он?» Теперь он научился ценить жизнь каждого человека , уважать их внутренний мир не меньше , чем свой. Пьер в плену. Художник А. Николаев. 1981

То новое ,что он принёс из плена была «улыбка радости жизни», которую он оценил теперь, и то , что в глазах его светилось участие к людям –вопрос: довольны они так же , как и он?»

Теперь он научился ценить жизнь каждого человека ,

уважать их внутренний мир не меньше , чем свой.

Пьер в плену.

Художник А. Николаев. 1981

Плен. Встреча с Платоном Каратаевым В плену для Пьера открывается новый мир и новый смысл существования: он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека. Солдат Апшеронского полка Платон Каратаев живёт, как птица, так же внутренне свободно в плену , как и на воле. «Положи ,господи, камушком , подними калачиком…Лёг –свернулся, встал-встряхнулся.» Его крестьянский склад, прибаутки, доброта стали для Пьера «олицетворением духа, простоты и правды.» В результате общения Пьер постигает народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение .

Плен. Встреча с Платоном Каратаевым

В плену для Пьера открывается новый мир и новый смысл существования: он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека.

Солдат Апшеронского полка Платон Каратаев живёт, как птица, так же внутренне свободно в плену , как и на воле. «Положи ,господи, камушком , подними калачиком…Лёг –свернулся, встал-встряхнулся.»

Его крестьянский склад, прибаутки, доброта стали для Пьера «олицетворением духа, простоты и правды.»

В результате общения Пьер постигает народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение .

Прозрения и перерождение Пьера в плену

Прозрения и перерождение Пьера в плену

Новая философия жизни  «Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».  «Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.  «В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Новая философия жизни

«Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев!» — вспомнилось Пьеру.

«В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Возвращение домой

Возвращение домой

Пьер не сразу узнал Наташу в женщине с печальными глазами , сидевшей возле княжны Марьи , к которой он приехал. Пьер у княжны Марьи в Москве. Встреча с Наташей (4, 4, XVII). Художник А. Николаев. 1981

Пьер не сразу узнал Наташу в женщине с печальными глазами , сидевшей возле княжны Марьи , к которой он приехал.

Пьер у княжны Марьи в Москве. Встреча с Наташей (4, 4, XVII).

Художник А. Николаев. 1981

Отец семейства, будущий декабрист

Отец семейства, будущий декабрист

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в "Войне и мире" духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Эпилог Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом.  Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. В конце романа Пьер – организатор тайного политического общества, будущий декабрист.

Эпилог

Любовь Наташи – награда Пьеру за все лишения и душевные мучения. Она, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом.

Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни.

В конце романа Пьер – организатор тайного политического общества, будущий декабрист.

Раньше он думал о себе , о самоусовершенствовании. Теперь его мысль проста: «возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро…»  Эта мысль привела его к созданию тайного общества , она выведет его на Сенатскую площадь, с ней он пойдёт на каторгу . И следом за  ним, оставив детей брату и невестке, поедет Наташа… Эпилог. Пьер обличает современные порядки. Художник В. Серов

Раньше он думал о себе , о самоусовершенствовании.

Теперь его мысль проста: «возьмёмтесь рука с рукою те, которые любят добро…»

Эта мысль привела его к созданию тайного общества , она выведет его на Сенатскую площадь, с ней он пойдёт на каторгу . И следом за

ним, оставив детей брату и

невестке, поедет Наташа…

Эпилог. Пьер обличает современные порядки. Художник В. Серов

Выводы  Жизнь Пьера – путь прозрения и обретения высоких истин через испытание обманом, страданиями, лишениями, смертью.  Обретения Пьера – самоценность жизни в её радости и страдании, слияние с общенародной судьбой

Выводы

Жизнь Пьера – путь прозрения и обретения высоких истин через испытание обманом, страданиями, лишениями, смертью.

Обретения Пьера – самоценность жизни в её радости и страдании, слияние с общенародной судьбой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!