Путешествие «Аргонавтов». Игра – викторина по теме «Древняя Греция»
Игра состоит из 6 конкурсов. Учащиеся делятся на команды. Заранее они выбирают из своего состава капитанов, придумывают название и рисуют эмблемы. Каждому игроку в команде выдается табличка в определенном цвете (количество цветов соответствует количеству команд) для поднятия, которая поднимается участником игры, когда у него имеется ответ.
Разминка
Заплутавший путник
Пойми меня
Конкурс капитанов
Историческая путаница
Да и Нет
Вступительное слово учителя -
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Древней Греции. Мы представим себя греческими путешественниками и охотниками за золотым руном – аргонавтами. Капитаны, представьте, пожалуйста название своей команды и ее эмблему.
5 минут.
I. Разминка (3 минуты)
Ребята должны понять, кому из известных исторических деятелей принадлежат следующие слова или о ком так говорили современники, и первым поднять табличку.
А) Когда у него спросили, хочет ли он состязаться в беге на олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари» (А. Македонский-великий полководец).
Б) Его спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека и за кражу луковицы из чужого огорода. Он ответил, «что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее» (Драконт, афинский законодатель).
В) Кто сказал следующую фразу: «Трудно в великих делах сразу же всем угодить» (Солон –афинский политик, законодатель).
Г) О каком правителе его послы говорили, что он «владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды» и что это означало? (Дарий I-персидский царь).
Д) Восхищаясь его красноречием и даром убеждения, о нем говорили, «что если даже этого человека борец положит на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден борец, и народ ему поверит» (Перикл –афинский государственный деятель).
II. Заплутавший путник. (10 минут)
На доске висит карта Древней Греции. Ребята должны понять о каком географическом объекте идет речь, первым правильно его назвать и показать на карте. (используем таблички)
Полуостров, на котором располагалось древнегреческий полисы. (Балканский п-ов).
Самая южная часть материковой Греции, где располагалась Спарта (п-ов Пелопоннес)
«Если ты был там и не восторгался, то ты - осёл!» О каком городе Древней Греции так говорили его жители?
Одна из областей в Средней части Греции, где располагался г. Афины (Аттика)
Какое из морей, омывающих Грецию названо в честь легендарного царя Аттики? (Эгейское море)
Какой порт стал главным портом Афин в V в. до н.э.? (порт Пирей)
Из Северной Греции в Среднюю имелся лишь один узкий горный проход, у которого в 480 г. до н.э. состоялась битва 300 спартанцев во главе с царем Леонидом и персидского войска. Назовите этот проход (Фермопильский проход).
Остров, располагающийся недалеко от Афин, рядом с ним в 480 году до н.э. произошло морское сражение с персидской армией. Этой битве были посвящены строки Эсхила:
«Был слышен громкий крик: Вперед сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков – бой теперь за всё!»
(Саламинское сражение, о. Саламин)
III. Пойми меня. (10 минут)
Цель данного конкурса – объяснить смысл известных крылатых выражений, связанных с историей и мифологией Древней Греции. Готовятся специальные карточки с иллюстрациями и заданиями, которые по очереди выбираются командами.
Драконовские меры.
Лаконичная речь
Авгиевы конюшни
Между Сциллой и Харибдой
Сизифов труд
Троянский конь
Нить Ариадны
Ахиллесова пята
IV. Конкурс капитанов (5 минут)
Капитанам предлагается две ленты времени с изображенными на них датами, а также набор иллюстраций, включая лишние экземпляры. Задача участников конкурса – подобрать к датам правильные иллюстрации и объяснить, что за даты располагаются на ленте времени и с какими событиями они связаны.
V. Историческая путаница (5минут)
Командам предлагается текст с ошибками. Ребята должны не только понять, что это за ошибки, но и исправить их верными данными. Заранее ведущим оговаривается количество ошибок в тексте.
VI. Да и Нет. (7 минут)
В данном конкурсе команда должна согласиться или опровергнуть утверждение, опередив при этом соперника.
Главным занятием жителей Спарты было земледелие. (нет)
Марафонская дистанция установлена в честь бегуна Фиддипида, сообщившего афинянам о победе над персами. (да)
В Древней Греции не было рабства. (нет)
События Троянской войны оптсывает древнегреческая поэма «Одиссея» (нет)
Экономическую реформу, отменившую все долги провел Перикл. (нет)
Корабли древних греков назывались триеры (да)
Афина – главное божество древнегреческой мифологии (нет)
Авторство «Илиады» и «Одиссеи» приписывают Гомеру.
Театр – это древнегреческое изобретение. (да)
Геродот – это известный древнегреческий баснописец. (нет)
Жюри подсчитывает результаты и объявляет победителя. Выставляются отметки за урок.
Рефлексия.
Ребятам предлагается проголосовать понравилось ли им мероприятие или нет также, как голосовали древние греки, выбирая, например, судей. С звонком ребята опускают в заранее приготовленную емкость (урну) фасолинки (можно заменить бумажками) белого или темного цвета, в зависимости от того, насколько они довольны своим участием в мероприятии.