СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие на поле славы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино".

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие на поле славы"»

Подготовка к сочинению «Путешествие на поле Славы».

Подготовка

к сочинению «Путешествие

на поле Славы».

План сочинения. Вступление. Основная часть. Заключение.

План сочинения.

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Заключение.
Вступление. Кто написал стихотворение. Какой исторический факт лежит в основе стихотворения. Зачем вы пишите это сочинение. От чьего лица будете вести повествование. М. Ю. Лермонтов. Бородинское сражение, решающий бой. Заинтересовала тема. Ветеран Бородинского сражения, старый солдат.

Вступление.

  • Кто написал стихотворение.
  • Какой исторический факт лежит в основе стихотворения.
  • Зачем вы пишите это сочинение.
  • От чьего лица будете вести повествование.
  • М. Ю. Лермонтов.
  • Бородинское сражение, решающий бой.
  • Заинтересовала тема.
  • Ветеран Бородинского сражения, старый солдат.
Пример  Стихотворение «Бородино» написал М. Ю. Лермонтов. В основе стихотворения лежит историческое событие – решающее сражение с Наполеоном. Меня заинтересовала эта тема, и я решил (а) представить себе, как бы эта ситуация происходила на самом деле. Далее повествование буду вести от лица рассказчика, старого солдата, ветерана Бородинского сражения.

Пример

  • Стихотворение «Бородино» написал М. Ю. Лермонтов. В основе стихотворения лежит историческое событие – решающее сражение с Наполеоном. Меня заинтересовала эта тема, и я решил (а) представить себе, как бы эта ситуация происходила на самом деле. Далее повествование буду вести от лица рассказчика, старого солдата, ветерана Бородинского сражения.
Основная часть. 1.  Время года, суток. Место действия. Занятия солдат Как начинается разговор Теплый летний вечер. Холодный морозный день Солдаты сидят у костра. Чистят оружие. Стало скучно. Завязался разговор.

Основная часть.

  • 1.
  • Время года, суток.
  • Место действия.
  • Занятия солдат
  • Как начинается разговор
  • Теплый летний вечер. Холодный морозный день
  • Солдаты сидят у костра. Чистят оружие.
  • Стало скучно. Завязался разговор.
К вечеру третьего дня готовились к бою Утром в бой Перед боем разговор с полковником Сражение ( кровопролитный бой, много убитых) Вечер (устали, считаем раны, убитых) Готовность на следующий день идти в бой и стоять до последнего. Основная часть 2 Сейчас таких богатырей нет Долго отступали Перед Москвой нашли поле для сражения Три дня перестреливались
  • К вечеру третьего дня готовились к бою
  • Утром в бой
  • Перед боем разговор с полковником
  • Сражение ( кровопролитный бой, много убитых)
  • Вечер (устали, считаем раны, убитых)
  • Готовность на следующий день идти в бой и стоять до последнего.

Основная часть

  • 2
  • Сейчас таких богатырей нет
  • Долго отступали
  • Перед Москвой нашли поле для сражения
  • Три дня перестреливались
Образец Теплый летний вечер. Я с остальными солдатами сижу у костра, чищу оружие. Постепенно всем становится скучно. Сам по себе завязывается разговор. Молодой солдат подходит ко мне и просит рассказать о Бородинском сражении. Я расположился поудобней и начал рассказ.

Образец

  • Теплый летний вечер. Я с остальными солдатами сижу у костра, чищу оружие. Постепенно всем становится скучно. Сам по себе завязывается разговор. Молодой солдат подходит ко мне и просит рассказать о Бородинском сражении. Я расположился поудобней и начал рассказ.
образец Хорошо, я расскажу тебе, как было дело. Это было героическое сражение, много было убито отважных бойцов. Сейчас таких богатырей нет. Все ждали этого боя, но мы долго отступали и многим солдатам это не нравилось. Наконец, перед Москвой нашли поле для сражения. Сначала три дня перестреливались с французами.  К вечеру третьего дня стали готовиться к бою. Чистили и проверяли оружие. Перед боем подошел полковник и настроил нас на победу. Мы обещали мужественно сражаться и умереть, но Москвы французам не отдать. Утром ринулись в бой Сражение было кровопролитное, много было убитых, раненых. Отовсюду сыпались ядра, лететь которым мешала гора кровавых тел. Наконец, наступил вечер мы очень устали, стали считать раненых, убитых. Несмотря ни на что все были готовы и на следующий день идти в бой и стоять до последнего. Да, таких богатырей, как в то время, сейчас нет.

образец

  • Хорошо, я расскажу тебе, как было дело. Это было героическое сражение, много было убито отважных бойцов. Сейчас таких богатырей нет. Все ждали этого боя, но мы долго отступали и многим солдатам это не нравилось. Наконец, перед Москвой нашли поле для сражения. Сначала три дня перестреливались с французами. К вечеру третьего дня стали готовиться к бою. Чистили и проверяли оружие. Перед боем подошел полковник и настроил нас на победу. Мы обещали мужественно сражаться и умереть, но Москвы французам не отдать. Утром ринулись в бой
  • Сражение было кровопролитное, много было убитых, раненых. Отовсюду сыпались ядра, лететь которым мешала гора кровавых тел. Наконец, наступил вечер мы очень устали, стали считать раненых, убитых. Несмотря ни на что все были готовы и на следующий день идти в бой и стоять до последнего. Да, таких богатырей, как в то время, сейчас нет.
Заключение Мое мнение Рассказ заинтересовал солдата Задумался, что такое подвиг Я считаю, что подвиг – это.. Любить родину и защищать ее любой ценой, даже ценой жизни. Понравилось стихотворение Произвело впечатление.

Заключение

  • Мое мнение
  • Рассказ заинтересовал солдата
  • Задумался, что такое подвиг
  • Я считаю, что подвиг – это..
  • Любить родину и защищать ее любой ценой, даже ценой жизни.
  • Понравилось стихотворение
  • Произвело впечатление.
Образец Мне кажется, что рассказ ветерана заинтересовал солдата. Он задумался, что же такое подвиг. Я считаю, что подвиг – это быть храбрым солдатом, любить родину и защищать ее любой ценой, даже ценой жизни. Мне понравилось стихотворение М. Ю. Лермонтова и произвело на меня неизгладимое впечатление. Младшее поколение должно знать о подвигах ветеранов войны.

Образец

  • Мне кажется, что рассказ ветерана заинтересовал солдата. Он задумался, что же такое подвиг. Я считаю, что подвиг – это быть храбрым солдатом, любить родину и защищать ее любой ценой, даже ценой жизни. Мне понравилось стихотворение М. Ю. Лермонтова и произвело на меня неизгладимое впечатление. Младшее поколение должно знать о подвигах ветеранов войны.
Итоги урока Достигли цели? Что было легко, а что трудно? Закончите сочинение синквейном.

Итоги урока

  • Достигли цели?
  • Что было легко, а что трудно?
  • Закончите сочинение синквейном.
План работы. 1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.

План работы.

1.Выбрать героя, от имени которого будет идти повествование.

2.Отобрать факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования. 3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика. 4. Отобрать слова, которые необходимо использовать в сочинении.
  • 2.Отобрать факты, эпизоды, свидетелем и участником которых было действующее лицо – автор повествования.
  • 3.Во временной последовательности расположить отобранные факты, эпизоды в их связи с судьбой рассказчика.
  • 4. Отобрать слова, которые необходимо использовать в сочинении.
 1. Как выглядит ветеран Бородинского сражения?  2.Что рассказал ветеран сражения о событиях, предшествующих Бородинской битве? 3.О каких моментах сражения рассказал ветеран? 4.Каких героев изобразил в своём рассказе старый солдат? 5.Как он относится к этому историческому событию? 6.Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?

1. Как выглядит ветеран Бородинского сражения?

2.Что рассказал ветеран сражения о событиях, предшествующих Бородинской битве?

3.О каких моментах сражения рассказал ветеран?

4.Каких героев изобразил в своём рассказе старый солдат?

5.Как он относится к этому историческому событию?

6.Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?

Конструирование начала сочинения.  Тёплая летняя ночь. У походного костра собрались однополчане. Ничто не нарушает спокойствия. Но не привыкли сидеть без дела русские воины. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – раздаётся в тишине молодой голос. Старый ветеран, неторопливо закуривая трубку, начинает рассказ о легендарном сражении.

Конструирование начала сочинения.

Тёплая летняя ночь. У походного костра собрались однополчане. Ничто не нарушает спокойствия. Но не привыкли сидеть без дела русские воины. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?» – раздаётся в тишине молодой голос. Старый ветеран, неторопливо закуривая трубку, начинает рассказ о легендарном сражении.

 Ключевые моменты  Командный пункт генерала Д.С.Дохтурова. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала. к сочинению. Дмитрий Сергеевич Дохтуров

Ключевые моменты

Командный пункт генерала Д.С.Дохтурова.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Атака войск Наполеона, ранение Багратиона, командование принимает «железный» генерал Д.С.Дохтуров. Офицеры приветствуют генерала.

к сочинению.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров

 Ключевые моменты  Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.  к сочинению.

Ключевые моменты

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Оборона русских войск. Лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

к сочинению.

 Ключевые моменты  Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский – «выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться».  к сочинению.  Гренаде́ры (неправильно: гренадёр) (фр. Grenadiers) — отборные части европейской пехоты и кавалерии, изначально предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

Ключевые моменты

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский – «выжили французов из гнёзд, в которых они не успели ещё отсидеться».

к сочинению.

Гренаде́ры (неправильно: гренадёр) (фр. Grenadiers) — отборные части европейской пехоты и кавалерии, изначально предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

 Ключевые моменты  Семёновские (Багратионовы) флеши. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.  к сочинению.  Флеши (фр. fleche — стрела) — полевые (иногда долговременные) укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20—30 метров каждый под тупым углом. Угол вершиной обращен в сторону противника. Пётр ИвановичБагратион

Ключевые моменты

Семёновские (Багратионовы) флеши.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. Тяжело ранен П.И.Багратион, русские оставили укрепления. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

к сочинению.

Флеши (фр. fleche — стрела) —

полевые (иногда долговременные) укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20—30 метров каждый под тупым углом. Угол вершиной обращен в сторону противника.

Пётр ИвановичБагратион

 Ключевые моменты  Командный пункт Наполеона. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха. к сочинению.

Ключевые моменты

Командный пункт Наполеона.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Со всех сторон к Наполеону спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках. Идёт восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха.

к сочинению.

 Ключевые моменты  Атака саксонских кирасир. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона. к сочинению. Кираси́ры (в буквальном переводе — ла́тники, фр. cuirasse — латы) — род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. Появились в XVI веке во многих странах Европы как тяжёлая кавалерия.

Ключевые моменты

Атака саксонских кирасир.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Корпус Латур-Мобура атакует. На их пути – Семёновский овраг. Атака ослабела. Позиция, выбранная Кутузовым, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

к сочинению.

Кираси́ры

(в буквальном переводе — ла́тники, фр. cuirasse — латы) — род тяжелой кавалерии, одетой в кирасы. Появились в XVI веке во многих странах Европы как тяжёлая кавалерия.

 Ключевые моменты  Кавалерийский бой во ржи. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Самый динамичный и напряжённый фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино. к сочинению. Кавале́рия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), или конница — род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

Ключевые моменты

Кавалерийский бой во ржи.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Самый динамичный и напряжённый фрагмент панорамы. Неприятель отброшен назад. Горит село Бородино.

к сочинению.

Кавале́рия

(фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), или конница — род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

 Ключевые моменты  Подвиг неизвестного героя. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей. к сочинению.

Ключевые моменты

Подвиг неизвестного героя.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Русский кирасир мужественно отбивается от неприятелей.

к сочинению.

 Ключевые моменты  Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы Шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы. к сочинению.

Ключевые моменты

Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

Шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководит сражением. Кутузов стремится сохранить резервы.

к сочинению.

 Ключевые моменты  Раненого генерала П.И.Багратиона увозят с поля битвы. Бородинского сражения, изображённые на панораме. Рабочие материалы С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина. к сочинению.

Ключевые моменты

Раненого генерала П.И.Багратиона увозят с поля битвы.

Бородинского сражения, изображённые на панораме.

Рабочие материалы

С поля битвы увозят тяжелораненого генерала Багратиона. Офицеры, привстав в стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

к сочинению.

Конструирование финала сочинения.   «Да, были люди в наше время…» – закончил старый солдат. «А вам, молодым, нужно стремиться во всём быть достойными своих дедов и отцов», - добавил он.

Конструирование

финала сочинения.

«Да, были люди в наше время…» – закончил старый солдат. «А вам, молодым, нужно стремиться во всём быть достойными своих дедов и отцов», - добавил он.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!