СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по экологической тропе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по экологической тропе»











Внеклассное мероприятие



Путешествие по экологической тропе

( для начальных классов 1-4 кл)














Подготовила

учитель начальных классов

Кичаева Ирина Сергеевна







«Путешествие по экологической тропе».

Цели и задачи:

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

  • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.

  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

  • Учиться защищать природные ресурсы.

  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

  • выставка книг “Природа – твой дом”;

  • оформление стенда “Охрана окружающей среды”;

  • индивидуальные творческие задания;

  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений.

  • рисунки детей

  • жетоны

Ход мероприятия

Учитель – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. В пути вы сделаете шесть остановок: вас ждёт лесной доктор, грибная полянка, следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

Сейчас вы находитесь в начале тропы – « На опушке леса». Если вы назовёте «лесной пароль», мы пропустим вас на тропу. « Лесной пароль» это ваши знания о лесе, что можно и что нельзя делать в лесу. Назовите любого жука, цветок, бабочку, расскажите интересную историю или стихотворение, и вы пройдёте на лесную тропу и получите первый жетон. Старайтесь получить их и на других привалах. В конце тропы мы определим лучших знатоков леса. А сейчас слушаем ваши пароли.

Одуванчик

Вспыхнул, озарив лужок,

Ярко- жёлтый огонёк.

Ветер тот огнь не гасит,

Все горит под небом ясным.

Погорит он огоньком,

Станет шариком потом.

Дунешь – шарик разлетится,

В парашюты превратится.


Мать – и – мачеха

Ранней солнечной порой

На проталинках весной

Украшают бугорки

Мать – и – мачехи цветки

В ярких жёлтеньких платочках

Да в зелёненьких носочках.

Лютик

Звать его нам нечего,

Он и так придёт,

Расцветёт доверчиво

Прямо у ворот

Солнцем налитой

Лютик золотой.


Сказка про жучка

      В одной прекрасной волшебной стране жил маленький жучок. Жил он с папой, мамой, братьями и сёстрами. Дружно жили жучки. Родители любили детей и старались сделать всё, чтобы они были счастливы. Дети тоже очень любили родителей, и старались делать всё, чтобы ими были довольны. 
   Папа и мама были очень горды тем, что они – жучки.
   Мама мечтала, чтобы жучок стал бабочкой, потому что бабочек все любят и они очень красивые. Папа хотел видеть сына муравьём, потому что они трудолюбивые и их уважают. Жучок же мечтал стать колокольчиком – красивым синеньким цветочком, чтобы каждый день играть прекрасную музыку и радовать окружающих.   Шло время, маленький жучок вырос и стал большим.    Дни были скучными и неинтересными.    Однажды, гуляя, жучок услышал чудесную музыку, он пошёл узнать, кто же это играет? На большой поляне играл оркестр. Это был не простой оркестр, а цветочный. Цветов было много и каждый издавал свой неповторимый чудесный звук, но звуки были какие – то неполные. Чего – то в них не хватало. Жучок смотрел вокруг, чтобы понять, чего не хватает, и вдруг понял, что на поляне нет ни одного колокольчика. Ему вдруг так сильно  захотелось стать колокольчиком и слиться с оркестром, что он стал колокольчиком. Вдруг,  в общей мелодии появился новый дивный звук, и она стала лучше, чем была раньше. Такой прекрасной музыки ни поляна, ни лес, ни вся волшебная страна раньше не слышали.
    Все обитатели волшебной страны пришли на поляну послушать чудесный оркестр. Пришли и родители жучка. В колокольчике- музыканте они сразу узнали своего сына. Им стало радостно за жучка, что он оказался таким талантливым музыкантом.

Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся!
Происходят чудеса,
Здесь волшебник потрудился!
Но волшебник ни при чем!
Это бабочки слетелись
Ясным, солнечным деньком
Отдохнуть на травку сели!

С.Антонюк


Над травой порхает ... бантик?
Нет, наверно это фантик
разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда!
Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела,
отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок
я порхаю весь денёк.

М. Блинникова


Учитель: Молодцы ,ребята! У всех были очень интересные пароли. Вы много знаете стихов, интересных сказок. Нам было очень интересно их слушать. Поэтому с первым заданием вы прекрасно справились. И получите за это свои первые жетоны.

Ведущий:

А сейчас давайте познакомимся с правилами поведения в природе.

( Знакомство с правилами поведения в природе ( по схемам знакам))

Ученик

Экологических знаков много.

Не надо их забывать.

Они нам помогут

Безопасный путь выбирать.

Ученик

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

Ведущий:

Наиболее важной проблемой, на которой стоит заострить внимание, в первую очередь, это - лесные пожары.

Вот основные правила и знаки, их поясняющие:

1) Нельзя разводить костры в лесу.

2) Нельзя курить в лесу и бросать непотушенные окурки на землю.

3) Нельзя жечь сухую траву.

Ведущий: Также существуют некоторые общие правила поведения в лесу. Вот эти правила и знаки охраны леса к ним:

1) Нельзя ломать ветки кустарников и деревьев.

2) Нельзя разорять птичьи гнёзда.

3) Нельзя мусорить в лесу.

4) Нельзя рвать цветы, а также ловить бабочек и пчёл.

5) Нельзя причинять вред животным-обитателям леса.

Ведущий: Кроме того, дети должны знать, что в лесу можно встретить ядовитые растения и грибы, которые трогать нельзя.

Вот знак, запрещающий есть мухомор:


Ученик

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы.

Травку не топтали.

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Учитель:

Хотелось бы вам быть такими детьми?

Ученик

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришёл с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Ученик

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашёл один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошёл себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Учитель Давайте вспомним правила поведения в природе. Мы с вами пришли в гости и вести себя должны прилично.

Игра « Правила вежливости» Учитель читает предложения. Если смысл предложения не верен, то дети сидят, если верен – они встают.

- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты цветов нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – ещё вырастет.

- Наконец – то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.

- В лесу не шуметь, а то вы не узнаете ни одной его тайны.

- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротлиаую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

- Звери всякие нужны, звери всякие важны. У каждого из них своя роль в природе. Не пугайте животных!

- Пришли на луг, нарвите большие букеты цветов. Порадуйте мам.

- Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.

- Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются лесные животные.

- Хорошо разжечь в лесу или парке костёр!

- Не разоряйте муравейник! Муравьи – санитары леса.

- Диких животных нельзя приносить домой, они не могут жить в неволе.

Учитель Молодцы, вы очень хорошо знаете правила поведения в лесу. Ну а сейчас продолжаем двигаться дальше по нашей тропе. Следующий наш привал «Боровичок».


У ведущего – лукошко, в нём восемь больших грибов.


Ведущий. Дети, давайте собирать грибы. Берите по грибу и читайте вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в своё лукошко. Итак…

-- Из каких грибов можно сварить первый грибной суп в сезоне?

( Первый грибной суп варят из сморчков).

-- Какой гриб носит ласковое название животного?

( Лисичка)

-- Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города?

( Нельзя. Они впитывают в себя вредные промышленные выбросы)

-- Как правильно собирать грибы?

( Срезать гриб ножом, не повреждая корни)

--Назовите самый вредный гриб?

( Бледная поганка)

-- У каких грибов шляпки разного цвета, а название одно?

( У сыроежек)

--Какой гриб растёт с большой скоростью и в старости превращается в пыль?

( Дождевик)

Назовите грибы, которые растут целыми семьями?

( Грузди, опята, лисички)


Учитель. Ребята, я вижу вы хорошо знаете грибы. Это всё верно, но бывая в лесу можно и пораниться и поэтому двигаясь по нашей сказочной тропе мы подходим к следующему нашему привалу, который называется

« Зелёная аптека».

На столе разложены листовки аптекоуправления, иллюстрации лекарственных трав.

Ведущий. Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилось непредвиденная ситуация. Возможно вы заболели. Я не буду давать вам горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

-- Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение…

( Подорожник, тысячелистник, сок крапивы).

-- Отправляясь путешествовать по лесной тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение… и забинтовать ноги.

( Подорожник, мох)

-- Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня, Когда я приложил… боль стала стихать.

( Подорожник)

-- С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл холодный проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай..

( Из малины, липового цветка)

Учитель. Вот видите ,ребята, как можно лечиться с помощью лекарственных растений. Так давайте будем их беречь и охранять. Договорились?.

Ведущий. Итак двигаясь по нашей лесной тропе мы добрались до следующего привала, который называется « Чьи следы?»

Оформление: ( рисунки следов животных: зайца, белки, медведя, лося, кабана, волка, вороны, утки).

Ведущий.

Ребята! На этом привале вы превращаетесь в следопытов. Посмотрите, пожалуйста, какие следы оставляют животные на снегу. Вам остаётся только разобраться, кому какие следы принадлежат.

Учитель. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

А сейчас давайте немного отдохнём на следующем привале, который у нас называется « Отгадай загадку»

Предлагаются загадки короткие и длинные. Оформлены они по разному: короткие загадки вписаны в сердцевинки ярких цветов, длинные – на обратной стороне отдельных лепестков.

Ведущий. Много цветов на моём привале? Но мои цветы не простые, а с секретом -- с лесными загадками. Лёгкие загадки – на цветах, на лепестках – трудные. Выбирайте, кому какая нравится.

Короткие загадки

- Четыре листа вроде креста, да чёрный глаз глядит на нас.

( Вороний глаз)

-- Ползун ползёт, иголки везёт. ( Ёж)

-- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. ( Дятел)

--Весной зеленеет, осенью –желтеет, упадёт – почернеет. ( Яблоко)

-- Растёт стеной, её не тронь, сожжёт, как огонь. ( Крапива)

-- Нос долог, голос звонок. ( Комар)

-- Прыгает ловко, любит морковку. ( Заяц)

Длинные загадки

- Царства тёмного жильцы ползут в разные концы.

Неустанно влагу пьют, всем растениям жизнь дают. ( Корни)

- Я – старуха вредная, на мне шляпа бледная.

А нога в ботинке, на чулке пестринки.

Кто меня коснётся – больше не проснётся. ( Бледная поганка)

- Носит этот « мальчик» жёлтый сарафанчик.

Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.

Пышное, воздушное, ветерку послушное.

Нежный, хрупкий, небольшой, постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел. ( Одуванчик)

- Стоит дом, в нём тысяча хором

Хозяева из сада унося нам усладу.

Не мешай, не тронь – сожгут, как огонь. ( Пчёлы)

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Последний наш привал

« Лесные великаны»

Ветки деревьев: сосна, ель, берёза, клён, рябина, черёмуха. У ведущего - этикетки с названиями деревьев. Вопросы оформлены на листьях дуба.

Ведущий. Внимательно приглядитесь к этим веточкам. Они от самых высоких растений. От каких? Конечно, от деревьев. Я их всех знаю и называю лесными великанами. Ваша задача – на моём привале узнать своего великана. Кому я предложу этикетки, должны положить их к веточкам. Самым любознательным – вопросы о деревьях:

- К каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно?

( В еловых и пихтовых – они очень тёмные даже днём)

- Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека?

( Ель. Из –за новогодней традиции)

- Из древесины какого дерева дома наиболее долговечные?

( Из лиственницы)

- У какого дерева хвоя держится на веточке до десяти лет?

( У пихты)

- Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара?

( Берёза, она светолюбивая)

- Какое дерево известно своей неприхотливостью и нетребовательностью к условиям произрастания?

( Сосна)

- Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде?

( Рябины)

- У какого дерева самые красивые и длинные иголки?

( У кедра).

Учитель.

Молодцы ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по лесной тропе.

Ведущий. На последнем привале дети сдают свои жетоны ведущему. Он считает количество набранных жетонов. Подводятся итоги.

Ведущий называет победителей и вручает им награды и сувениры, благодарит всех детей за активное участие в игре « По экологической тропе»

Итог

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам. ( Презентация)

Звучит музыка «В мире животных». Выходят дети и читают стихи: 


1. На нашем шарике земном, 
Где мы родились и живем, 
Где в травах летняя роса 
И голубые небеса, 
Где море, горы, степи, лес – 
Полно таинственных чудес. 

2. По лесу бродит серый волк, 
И ландыш тоненький цветет, 
В степи ковыль, как нежный шелк, 
Расчесывает ветерок. 

3. Гремит на скалах водопад, 
И брызги радугой летят. 
А в синем море толстый кит – 
Большой, как дом, на волнах спит. 


4. Не разрушайте этот мир, 
Девчонки и мальчишки, 
Иначе эти чудеса 
Останутся лишь в книжке. 

5. Дерево, трава, цветок и птица 
Не всегда умеют защититься. 
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни. 

6. Мы обещаем: 
Нор звериных, птичьего гнезда 
Разорять не будем никогда! 
Пусть птенцам и маленьким зверятам, 
Хорошо живется с нами рядом! 

Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Спасибо всем за работу! Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Ребята нарисовали рисунки, подобрали загадки, пословицы и поговорки о бережном отношении к природе.

Берегите землю родимую, как мать любимую!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!