Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Доманичская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО Директор школы:_________
гуманитарного цикла Погуляева А.А.
_________ Рассоленко Т.Г.
Протокол № 01 Приказ № 80
от «30» августа 2016г. от «30» августа 2016г.
Программа
элективного курса по литературе
«Путешествие по литературным местам Брянщины»
для учащихся 9 класса
на 2015 - 2016 уч. г.
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МБОУ «Доманичская ООШ»
Погуляева А.А
Пояснительная записка.
Брянская земля, ее природа, героическая история всегда была неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим рождением и творчеством связаны с Брянской землей Ф.И.Тютчев, А.К. Толстой, А. Погорельский (А.А. Перовский), В.А. Перовский. Козьма Прутков (детище А.К. Толстого и двоюродных братьев Жемчужниковых). Брянщине посвятил А.С. Пушкин сцены из драмы «Борис Годунов» («Севск», «В лесу»).
В разные годы на короткий или длительный срок приезжали на Брянщину И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Н. Лесков, К. Паустовский и А. Твардовской. Брянская земля взрастила талантливых писателей современности: Героя Советского Союза Д. Медведева, лауреатов Государственных премий- Н. Грибачева, П. Проскурина, Е. Виноградова.
Не должны быть забыты многочисленные пушкинские тропинки, хотя сам А.С. Пушкин ни разу не бывал в наших пределах, но на «ты» был с А.А. Перовским и В.А. Перовским, А.И. Галич был любимым профессором поэта.
Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфично соединение литературы как искусства слова с краеведением.
Цели элективного курса:
-оказать помощь девятиклассникам в выборе дальнейшего профиля образования средствами данного курса;
-углубление и расширение программного материала элективного курса «Путешествие по литературным местам Брянщины»;
пропагандировать историю литературы и культуры Брянщины, произведения современных писателей, наших земляков;
воспитывать в душах детей любовь к своему краю, уважение к его героической истории.
Задачи элективного курса:
-реализация потребности учащихся в дальнейшем самоопределении;
-пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине, Брянской земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов, издателей и филологов, краеведов, живших в нашем крае;
-воспитание художественного вкуса и воспитание творческого читателя с одной стороны, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Брянской земли в формировании русской литературы и культуры.
В старших классах углубляется представление о литературных традициях Брянщины. В центре внимания школьников - творчество великих русских писателей, родившихся и проживших на Брянской земле многие годы — Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Перовского (Антония Погорельского), П.Л. Проскурина, А.И. Галича и др., знакомство с литературно-поэтическими оценками их творчества, с монографиями ученых.
На занятиях элективного курса, так же, как и на занятиях основного курса литературы, отрабатываются теоретические понятия, овладение которыми повышает культуру чтения.
Проведение элективного курса предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:
I. Учебная:
классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции,
проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад; элементы
фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Брянской земле с использованием литературной карты и др.);
внеклассная работа с книгой (изучение художественных сочинений, изучение литературно-критических отзывов, литературоведческих монографий, конспектирование изучаемых текстов, отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках; составление библиографических описаний);
развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное). Опора на идеи, изложенные в книге Парыгина «Из глубины веков», стараться развивать речь богатую, интонационно и лексически насыщенную, в которой отражается история и бытие народа, отдельно человека. Форма работы: устное рассказывание, запись рассказов своих родных о прошлом.
II.Творческая:
выпуск литературно-краеведческих стенных газет;
проведение литературно-краеведческих вечеров, классных часов;
встречи с писателями-земляками.
Элективный курс реализуется межпредметными связями. Проведение элективного курса на должном уровне зависит прежде всего от учителя.
Программа элективного курса «Путешествие по литературным местам
Брянщины»
№ п/п | Примерное содержание | Тема | Кол-во час |
1. | Брянщина в «Слове о полку Игореве». «Яръ туре Всеволодъ! Стоили на брони, прощами на вой стрелами, гремлеши о шеломы мечи харолужными»,... так говорит в «Слове» о трубчевском князе Всеволоде Святославиче, брате Игоря, разделившем со своим братом и героизм на поле брани, и горечь поражения своей рати. | Брянщина в «Слове о полку Игореве» | 1 |
2. | Г.С.Винский. Основные сведения о жизни и творчестве Винского. Почеп в записках Винского. Обучение детей в XVIII веке. Живое ощущение русской жизни в мемуарах писателя. Критическое изображение правления Екатерины II. Антикрепостнические суждения Винского. | Г.С.Винский «Мое время» | 1 |
3. | А.М.Жемчужников, его жизнь в Почепе. Стихотворения: «Родная природа», «Лесок при усадьбе», «Грачи», «Конец лета», «Притча о сеятеле и семенах», «Осеннее ненастье», «Я музыку страстно люблю», «Зимний вечер в деревне», «Еще воспоминание о Петербурге». А.М.Жемчужников - один из создателей образы Козьмы Пруткова. Сочинения Пруткова: «Цапля и беговые дрожки», «Честолюбие», «Перед морем житейским», «Помещик и садовник». Особенности стиля Жемчужникова - бессмертие Козьмы Пруткова. | A.M. Жемчужников, его жизнь в Почепе. | 1 |
4. | А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский), его жизнь в деревне Погорельцы, в Красном Роге. Сказка «Черная курица или подземные жители» (написана для маленького племянника Алеши - А.К. Толстого). «Двойник, или мои вечера в Малороссии». | А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский) | 1 |
5. | Н.А.Вормс. основные факты жизни и творчества. Вольнолюбивый характер стихов молодого поэта. Осуждение царской власти в статье «Белый террор». | Поэт - демократ Н.А.Вормс | 1 |
6. | Ф.И. Тютчев. И.С. Тургенев. Дружба писателей. Посещение Тургеневым Брянских лесов с.Овстуга И.С Тургенев «Пожар на море». «Можно без преувеличения сказать, что дети были дважды обязаны своей жизнью их матери» (И.С. Тургенев о жене Тютчева - Элеоноре). | Ф.И. Тютчев и И.С. Тургенев. Дружба писателей. | 1 |
7. | А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова. Эпиграмма №1 («Вы любите сыр? - спросили раз ханжу»), «На небе вечерком светилась звезда...» (Звезда и брюхо), «Когда в толпе ты встретишь человека...» (К моему портрету), «Козьма Прутков» A.M. Жемчужникову («Вхожу в твой кабинет»), «Письмо из Коринфа», из Гейне «Вянет лист, проходит лето», «Память прошлого», «В борьбе суровой с жизнью душной», «Церемониал» (Погребение тем в бозе усопшего порочила и кавалера Фаддея Козьмича ...) | А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова | 1 |
8. | «Как сердцу высказать себя» Человек на земле, его дело, отношение к окружающему миру. Стихи современных поэтов о Брянщине. | «Как сердцу высказать себя» Стихи современных поэтов о Брянщине | 1 |
9. | В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет». | В.Динабургский. «Александр Пересвет» | 1 |
10. | «Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др. | «Окно горело у поэта». Стихотворения Н.Постнова | 1 |
11. | Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др. | Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский) | 1 |
| Заключение. | | |
8. В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет» | В.Динабургский. «Александр Пересвет» | 1 |
9. «Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др. | «Окно горело у поэта». Стихотворения Н.Постнова | 1 |
10. Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др. | Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский) | 1 |
11 .Заключение. | Человек должен гордиться своими корнями | 1 |
Литература:
В. Динабургский. «После полудня». - Тула, 1985.
Парыгин В. «Из глубины веков». - Брянск, 1993
Парыгин В. «Брянщина литературная». - Брянск, 1993
Парыгин В. «На ощупь мир правдивей...». - Брянск, 1999. - 656с.
Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе». - Тула, 1937
Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе XVIII - начале веков». - Брянск, 1994
Творогов О.В. «Литература Древней Руси».- М., 1984
Шкроб А.,Соколов В «Брянская старина». - Брянск, 1961
Рецензия
на программу элективного курса
«Путешествие по литературным местам Брянщины»
для учащихся 9 класса, разработанную учителем русского языка и литературы
МБОУ «Доманичская основная общеобразовательная школа»
Погуляевой А.А.
Не зная прошлого, - невозможно
понять подлинный смысл настоящего и цели будущего
М. Горький.
Программа курса дает представление о богатстве и многообразии талантов литературной Брянщины.
Предложенный курс знакомит учащихся с историей литературы и культуры Брянщины, с устными памятниками прошлого, со знаменитыми людьми настоящего, с произведениями наших земляков, чьи жизни и творчество неразрывно связаны с брянским краем. Раскрываются многообразные связи Брянщины с русской художественной литературой.
Учащиеся получают возможность расширить свой кругозор, испытать гордость за свой край, любовь к людям, живущим на этой земле, уважение к его героической истории.
Руководитель МО гуманитарного цикла
МБОУ «Доманичская ООШ»
_____________ Рассоленко Т.Г