СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по литературным местам Брянщины (элективный курс по литературе)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брянская земля, ее природа, героическая история всегда были неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Своим рождением и творчеством связаны с Брянской землей Ф.И. Тютчев, А.К. Толстой, А. Погорельский (А.А. Перовский), В.А. Перовский и др.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по литературным местам Брянщины (элективный курс по литературе)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доманичская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено» «Утверждаю»

на заседании МО Директор школы:_________

гуманитарного цикла Погуляева А.А.

_________ Рассоленко Т.Г.

Протокол № 01 Приказ № 80

от «30» августа 2016г. от «30» августа 2016г.









Программа

элективного курса по литературе

«Путешествие по литературным местам Брянщины»

для учащихся 9 класса

на 2015 - 2016 уч. г.















Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

МБОУ «Доманичская ООШ»

Погуляева А.А


Пояснительная записка.

Брянская земля, ее природа, героическая история всегда была неиссякаемым источником вдохновения многих выдающихся деятелей литературы. Более тысячи книг, начиная со «Слова о полку Игореве» и «Задонщины», созданы писателями, родившимися на нашей земле. Своим рождением и творчеством связаны с Брянской землей Ф.И.Тютчев, А.К. Толстой, А. Погорельский (А.А. Перовский), В.А. Перовский. Козьма Прутков (детище А.К. Толстого и двоюродных братьев Жемчужниковых). Брянщине посвятил А.С. Пушкин сцены из драмы «Борис Годунов» («Севск», «В лесу»).

В разные годы на короткий или длительный срок приезжали на Брянщину И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Н. Лесков, К. Паустовский и А. Твардовской. Брянская земля взрастила талантливых писателей современности: Героя Советского Союза Д. Медведева, лауреатов Государственных премий- Н. Грибачева, П. Проскурина, Е. Виноградова.

Не должны быть забыты многочисленные пушкинские тропинки, хотя сам А.С. Пушкин ни разу не бывал в наших пределах, но на «ты» был с А.А. Перовским и В.А. Перовским, А.И. Галич был любимым профессором поэта.

Предлагаемый курс отличается от традиционного курса литературы. Специфично соединение литературы как искусства слова с краеведением.

Цели элективного курса:

-оказать помощь девятиклассникам в выборе дальнейшего профиля образования средствами данного курса;

-углубление и расширение программного материала элективного курса «Путешествие по литературным местам Брянщины»;

  • пропагандировать историю литературы и культуры Брянщины, произведения современных писателей, наших земляков;

  • воспитывать в душах детей любовь к своему краю, уважение к его героической истории.

Задачи элективного курса:

-реализация потребности учащихся в дальнейшем самоопределении;

-пробуждение и углубление чувства любви к своей малой Родине, Брянской земле, раскрытие удивительных человеческих судеб прозаиков и поэтов, издателей и филологов, краеведов, живших в нашем крае;

-воспитание художественного вкуса и воспитание творческого читателя с одной стороны, с другой стороны, предполагает углубление представлений о роли Брянской земли в формировании русской литературы и культуры.

В старших классах углубляется представление о литературных традициях Брянщины. В центре внимания школьников - творчество великих русских писателей, родившихся и проживших на Брянской земле многие годы — Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Перовского (Антония Погорельского), П.Л. Проскурина, А.И. Галича и др., знакомство с литературно-поэтическими оценками их творчества, с монографиями ученых.

На занятиях элективного курса, так же, как и на занятиях основного курса литературы, отрабатываются теоретические понятия, овладение которыми повышает культуру чтения.

Проведение элективного курса предполагает сочетание различных видов деятельности школьника и учителя:

I. Учебная:

    1. классная работа (уроки различных типов, в том числе лекции,

проведение литературно-краеведческих викторин, олимпиад; элементы

фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Брянской земле с использованием литературной карты и др.);

    1. внеклассная работа с книгой (изучение художественных сочинений, изучение литературно-критических отзывов, литературоведческих монографий, конспектирование изучаемых текстов, отыскивание справок в словарях, энциклопедиях, справочниках; составление библиографических описаний);

    2. развитие устной и письменной речи (классное и внеклассное). Опора на идеи, изложенные в книге Парыгина «Из глубины веков», стараться развивать речь богатую, интонационно и лексически насыщенную, в которой отражается история и бытие народа, отдельно человека. Форма работы: устное рассказывание, запись рассказов своих родных о прошлом.

II.Творческая:

  • выпуск литературно-краеведческих стенных газет;

  • проведение литературно-краеведческих вечеров, классных часов;

  • встречи с писателями-земляками.

Элективный курс реализуется межпредметными связями. Проведение элективного курса на должном уровне зависит прежде всего от учителя.


























Программа элективного курса «Путешествие по литературным местам

Брянщины»

№ п/п

Примерное содержание

Тема

Кол-во час

1.

Брянщина в «Слове о полку Игореве». «Яръ туре Всеволодъ! Стоили на брони, прощами на вой стрелами, гремлеши о шеломы мечи харолужными»,... так говорит в «Слове» о трубчевском князе Всеволоде Святославиче, брате Игоря, разделившем со своим братом и героизм на поле брани, и горечь поражения своей рати.

Брянщина в «Слове о полку Игореве»

1

2.

Г.С.Винский. Основные сведения о жизни и творчестве Винского. Почеп в записках Винского. Обучение детей в XVIII веке. Живое ощущение русской жизни в мемуарах писателя. Критическое изображение правления Екатерины II. Антикрепостнические суждения Винского.

Г.С.Винский «Мое время»


1

3.

А.М.Жемчужников, его жизнь в Почепе. Стихотворения: «Родная природа», «Лесок при усадьбе», «Грачи», «Конец лета», «Притча о сеятеле и семенах», «Осеннее ненастье», «Я музыку страстно люблю», «Зимний вечер в деревне», «Еще воспоминание о Петербурге». А.М.Жемчужников - один из создателей образы Козьмы Пруткова. Сочинения Пруткова: «Цапля и беговые дрожки», «Честолюбие», «Перед морем житейским», «Помещик и садовник». Особенности стиля Жемчужникова - бессмертие Козьмы Пруткова.

A.M.

Жемчужников, его жизнь в Почепе.

1

4.

А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский), его жизнь в деревне Погорельцы, в Красном Роге. Сказка «Черная курица или подземные жители» (написана для маленького племянника Алеши - А.К. Толстого). «Двойник, или мои вечера в Малороссии».

А.А. Перовский (псевдоним Антоний Погорельский)

1

5.

Н.А.Вормс. основные факты жизни и творчества. Вольнолюбивый характер стихов молодого поэта. Осуждение царской власти в статье «Белый террор».

Поэт - демократ Н.А.Вормс


1

6.

Ф.И. Тютчев. И.С. Тургенев. Дружба писателей. Посещение Тургеневым Брянских лесов с.Овстуга И.С Тургенев «Пожар на море». «Можно без преувеличения сказать, что дети были дважды обязаны своей жизнью их матери» (И.С. Тургенев о жене Тютчева - Элеоноре).

Ф.И. Тютчев и И.С. Тургенев. Дружба писателей.

1

7.

А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова. Эпиграмма №1 («Вы любите сыр? - спросили раз ханжу»), «На небе вечерком светилась звезда...» (Звезда и брюхо), «Когда в толпе ты встретишь человека...» (К моему портрету), «Козьма Прутков» A.M. Жемчужникову («Вхожу в твой кабинет»), «Письмо из Коринфа», из Гейне «Вянет лист, проходит лето», «Память прошлого», «В борьбе суровой с жизнью душной», «Церемониал» (Погребение тем в бозе усопшего порочила и кавалера Фаддея Козьмича ...)

А.К. Толстой - один из создателей Козьмы Пруткова

1

8.

«Как сердцу высказать себя» Человек на земле, его дело, отношение к окружающему миру. Стихи современных поэтов о Брянщине.

«Как сердцу высказать себя» Стихи

современных поэтов о Брянщине

1

9.

В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет».

В.Динабургский.

«Александр

Пересвет»

1

10.

«Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др.

«Окно горело у поэта».

Стихотворения Н.Постнова

1

11.

Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др.


Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский)

1


Заключение.





8. В.Динабургский. Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Стихи автора. Поэма «Александр Пересвет»

В.Динабургский.

«Александр

Пересвет»

1

9. «Окно горело у поэта». История Брянского края и лирические стихотворения Н. Постнова. «Роман Брянский», «В чистом поле», «Десна», «Сон Святослава» и др.

«Окно горело у поэта».

Стихотворения Н.Постнова

1

10. Дмитровский А.З. Стихи о России и русском языке, малой родине, о предках. «Дорожные знаки», «Воспоминание», «Красный Рог», «Доманичи», «Живые и павшие» «Северные стихи» и др.

Три сердца именитого почепчанина (А.З. Дмитровский)

1

11 .Заключение.

Человек должен гордиться своими корнями

1











Литература:

  1. В. Динабургский. «После полудня». - Тула, 1985.

  2. Парыгин В. «Из глубины веков». - Брянск, 1993

  3. Парыгин В. «Брянщина литературная». - Брянск, 1993

  4. Парыгин В. «На ощупь мир правдивей...». - Брянск, 1999. - 656с.

  5. Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе». - Тула, 1937

  6. Соболев Н.А. «Земля брянская в русской литературе XVIII - начале веков». - Брянск, 1994

  7. Творогов О.В. «Литература Древней Руси».- М., 1984

  8. Шкроб А.,Соколов В «Брянская старина». - Брянск, 1961





















Рецензия

на программу элективного курса

«Путешествие по литературным местам Брянщины»

для учащихся 9 класса, разработанную учителем русского языка и литературы

МБОУ «Доманичская основная общеобразовательная школа»

Погуляевой А.А.






Не зная прошлого, - невозможно

понять подлинный смысл настоящего и цели будущего

М. Горький.

Программа курса дает представление о богатстве и многообразии талантов литературной Брянщины.

Предложенный курс знакомит учащихся с историей литературы и культуры Брянщины, с устными памятниками прошлого, со знаменитыми людьми настоящего, с произведениями наших земляков, чьи жизни и творчество неразрывно связаны с брянским краем. Раскрываются многообразные связи Брянщины с русской художественной литературой.

Учащиеся получают возможность расширить свой кругозор, испытать гордость за свой край, любовь к людям, живущим на этой земле, уважение к его героической истории.









Руководитель МО гуманитарного цикла

МБОУ «Доманичская ООШ»

_____________ Рассоленко Т.Г



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!