СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по огородам Бабы-яги. Докучные сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продолжит знакомство с докучными сказками, будет учить самостоятельно составлять докучные сказки.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по огородам Бабы-яги. Докучные сказки.»

МБОУ «Пригородная СОШ»





















Открытый урок литературного чтения в 1А классе по теме «Путешествие по огородам Бабы Яги. Докучные сказки»





Учитель: Бойко Татьяна Фёдоровна





г. Ульяновск

Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака"

Класс: 1
УМК: Перспективная начальная школа
Пед. технология: развивающее обучение с деятельностным подходом по Петерсону.
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Законы докучной сказки. "Сказка про сороку и рака"
Предметные цели урока:
ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие умения составлять самостоятельно докучную сказку.
Метапредметные цели урока:

1) Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля;
формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.
2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения постановки и формулирования проблемы (третий этап урока); развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования (8 этап урока); развитие навыка переработки полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других (7 этап урока).
Личностные цели урока: формировать навык оценки поведения как своего, так и товарища; формировать навык корректной и справедливой критики в адрес партнёра по работе на уроке (9 этап урока).

Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности (Чтение учителем стихотворения)

Поднялось над лесом солнце
И в дорогу нас зовёт.
С Мишей, Машей за околицу
На чудесный огород.

-Куда опять мы отправляемся? ( На огороды Бабы Яги.)

Мишу и Машу сопровождает Учёный Кот. В прошлый раз он использовал волшебные предметы (шапку-невидимку и сапоги-скороходы) для помощи детям, а сегодня на уроке нам нужно самим проявить находчивость и смекалку, чтоб пробираться по огородам Бабы Яги к волшебному лесу. Нам потребуется пропуск, отгадаем ребусы (слайд 4).

100л ?ист

(стол) (комната) (ам) (зубы) (канава) (аист)

Прочитайте первую букву каждого слова, чтоб узнать это слово (сказка)

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

-Кто же нас не пропускает? Отгадайте:

Кто ни прикасается, за того цепляется. (Репейник.)

– Смотрите, знакомый знак. (Слайд «Репейники». В огородах Бабы Яги мы повстречали того, кого можно обозначить вот таким знаком: (на слайде нарисовать три колючие улыбающихся головы репейника, соединённые между собой по кругу стрелочками)
-Почему они нас не пропускают? (Любят рассказывать и слушать докучные сказки)
-Кто может объяснить, что значит "докучная сказка"? (Слайд8 . «Докучная, докучливая сказка-коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и повторяется одно и то же» (Даль В.И. «Толковый словарь»)

-А какой из этих знаков, которые показывает Учёный Кот, можно назвать законом докучной сказки? (РАБОТА В ПАРАХ) (на центральной доске заранее под цифрами нарисованы схемы:
1.по кругу три двусторонние стрелочки
2.по кругу четыре двусторонние стрелочки, но посередине на них поочерёдно нарисованы:на первой кружок, на второй звёздочка, на третьей кружок, на четвёртой звёздочка.
3.круг (отчёты пар)

III.Выявление места и причины затруднения:
-В чём у вас возникло затруднение? Что вы не знаете? (- ...)
-Какую цель поставим перед собой на уроке? (- Узнать законы докучной сказки и какой схемой их можно изобразить)

IV.Построение проекта выхода из затруднения
1)-Чтобы узнать законы докучной сказки, Учёный Кот советует прочитать репейникам "Сказку про сороку и рака" (Чтение по цепочке сказки в учебнике на стр. 8).
2)-Учёный кот решил вам немного помочь и принёс законы докучной сказки. Но! Я сейчас прочитаю закон, а вы в паре обсудите, какой из знаков подходит к этому закону.
-Итак, законов Учёный Кот принёс три:
1.докучная сказка бесконечная
(обсуждение в паре - отчёты пар = запись на доске напротив схемы № 3 "бесконечная")
2. элементы докучной сказки повторяются
(обсуждение в паре - отчёты пар = запись на доске напротив схемы № 2 "повторяется")
3. сюжет сказки (то, что в ней происходит) движется по кругу
(обсуждение в паре - отчёты пар = запись на доске напротив схемы № 1 "по кругу")

1. Знак «Сюжет сказки движется по кругу».

2. Знак «Элементы сказки повторяются». 3. Знак «Сказка бесконечная».

V.Реализация построенного проекта
-Докажите, что сказка про сороку и рака - докучная, используя при доказательстве эти законы (см.на доске).(Спрашивать по желанию)

VI.Первичное закрепление с проговариванием
1) -Рассмотрите внимательно в учебнике на странице 8 рисунок (Слайд11)

-Какой из законов докучной сказки подходит к этому рисунку и почему? (- второй закон, т.к. сюжет повторяется: "И так без конца"; третий закон, так как по кругу)
2) -А какой из законов докучной сказки помогает легко её запомнить? Почему?
(- первый закон, так как повторяется бесконечно)

Физкультминутка.

Я на скрипочке играю

-Тили-тили-тили. (Ученики имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке

-Тили-тили-тили. (Прыжки на месте.) (Повторить 2–3 раза.)


– Миша заметил, что эта физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(РАБОТА В ПАРАХ: -Старший Репей попросил Машу и Мишу рассказать докучную сказку, а Маше ничего в голову не идёт, придётся их выручать (чтение учителем задания для Машиной и Мишиной сказки в учебнике на стр.9): 1 человек сочиняет Машину сказку и рассказывает её соседу, а второй - Мишину и тоже рассказывает её соседу)
(Текст задания: "Пусть героями Машиной сказки будут Белочка и Дятел. Белочка сидит на сосне и щёлкает орешки. Дятел долбит ствол сосны; А героями Мишиной сказки пусть будут Медведь и Пчела. Медведь лезет по липе за мёдом. Пчела жужжит и отгоняет его от дупла с мёдом.")

Чтение сказки по ролям.

Учитель обращает внимание на ритм докучной сказки. Например:

– Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк-щелк.

– Дятел долбит ствол сосны: тук-тук.

– Белочка щелкает: щелк-щелк, щелк-щелк.

– Дятел все долбит: тук-тук, тук-тук... И так без конца


Чтение сказки по ролям.Например:

– Медведь лезет по липе за медом: выше и выше.

– А Пчела жужжит и отгоняет: вж-ж, вж-ж.

– Медведь лезет да лезет, все выше и выше.

– А Пчела жужжит.

– Медведь лезет: выше, выше.

– А Пчела жужжит, жужжит: вж-ж, вж-ж. И так без конца

VIII. Включение в систему знаний и повторение

-Некоторые ребята из нашего класса нашли или сочинили докучные сказки, послушаем:

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

Пусть ворона мокнет. (И опять начинать все сначала, пока не надоест.)



«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» – «Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли?..» и так без конца.


Лечу я в космос на ракете, чтоб узнать,

Кто живёт на другой планете.

Лечу, лечу - не долечу.

Сказку снова рассказать хочу.


Рассказать тебе сказку про Красную Шапку,

Как она к бабушке пошла, телефон нашла.

Села, позвонила и дальше пошла, и так без конца


Жил – был Жук, у него был ноутбук,

Чтобы в игры играть.

Сказку снова рассказать?


Домашнее задание № 4 в рабочей тетрадке на стр. 6.
(Текст задания: "Помоги Маше и Мише избавиться от надоедливых и приставучих репейников. Нарисуй картинку к сказке Маши про Белочку и Дятла или к сказке Миши про Медведя и Пчелу. Рисуй так, чтобы стало понятно, что эта сказка - докучная".)

IX. Обобщение изученного.

– Репейники остались довольны Машей и Мишей и вашей работой, ребята. Репейники заслушались докучными сказками так, что перепутали слоги в словах, которые хотели вам сказать. ДЕ ДО ДОБ ТИ РО РОЙ ГИ

Кот ученый знает, что все слова начинаются на Д. Переставьте слоги и прочитайте. (Доброй дороги, дети.)

Маша считает, что репейники многому нас научили. Кто согласен с Машей? Чему мы научились? Что узнали?

X. Рефлексия учебной деятельности
Дети отмечают, понравилось ли им знакомство с докучными сказками:
"+" – понравилось

"-" - не понравилось

"?" - не очень понравилось (или показывают смайлики)

(Попросить ребят дать устную оценку своей деятельности на уроке и работе соседа по парте, так как на уроке проводилась работа в паре. Отвечают ребята по желанию.)

-От Учёного Кота за работу дети награждаются детскими книжками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!