СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие по странам и континентам

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

проверка и совершенствование знаний, основных умений и навыков учащихся по теме «Действия с дробями».

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по странам и континентам»

Технологическая карта

к внеклассному мероприятию по математике в 6 классе

«Путешествие по странам и континентам»




Цели

Образовательные: проверка и совершенствование знаний, основных умений и навыков учащихся по теме «Действия с дробями».

Способствовать развитию математической речи, памяти, внимания, абстрактно-логического мышления, созданию ситуаций, способствующих повышению мотивации, улучшению эмоционального фона в классе.

Воспитывать культуру поведения при совместной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке; веру в свои силы, знания; ответственность за свои действия; стремление занять свое место в коллективе.

Регулятивные: оценить и осознать то, что усвоено; сравнивать свой ответ с образцом и вносить корректировку, выполнять знаково-символические действия.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; способность брать на себя инициативу.

Планируемые результаты

Предметные: проверить усвоение выполнения действий с положительными и отрицательными числами, умение решать уравнения, знание правил по математике.

Личностные: формирование внутренней позиции ребенка.

Метапредметные:

Умение организовывать и выполнять учебную деятельность совместно с учителем. (Регулятивные УУД)

Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. (Коммуникативные УУД)

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных (Познавательные УУД)

Место игры в учебном плане.

После изучения темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Координатная прямая».

Учебник Виленкина Н.Я. Математика 6 класс.

Межпредметные связи

Геометрия, история.

Ресурсы

Презентация, раздаточный материал







Этапы игры

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Вступительное слово учителя

Слушают учителя.

Представляет команды, объявляет правила игры. Создает положительный эмоциональный настрой на работу.




1 этап. Проверка готовности к путешествию

Кроссвордная

Команды выполняют задания, затем сравнивают свои результаты с правильным решением. Зрители слушают рассказ учителя о

Рене Декарте

Ставит задачи перед командами

Контролирует время выполнения

Расширяет кругозор болельщиков, рассказывая о французском философе, математике, физике, физиологе Рене Декарте

Проверить вычислительные навыки: умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.

Проверить навык работы с координатной прямой.

Проверить умение работать с формулой.

По итогам наметить план коррекции знаний

Совместно договариваться о правилах поведения, порядке взаимопомощи. (Коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: определять нужное правило, алгоритм и пользоваться им. (Познавательные УУД)

2 этап.

Работаем с координатной

прямой

Копилка знаний

Ученики выполняют задания, связанные с координатной прямой

Организует выступления учащихся, задавая вопросы, связанные с координатной прямой

Привить интерес к предмету, показать этапы развития математики, расширить кругозор по предмету

Умение слушать и уважать выступающего. Умение оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Умение искать и выделять нужную информацию. (Познавательные УУД)

3 этап.

Повторяем правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

Колесо истории



Ученики отвечают на вопросы.

Сравнивают и выделяют несоответствие с образцом ответа. Корректируют недостатки.

Оценивают свой ответ.

Выявляют последовательность действий (алгоритм) для выбора нужного слова

Задаёт вопросы, выдаёт буквы в правильном порядке, комментирует ответы, даёт образцы ответов, привлекает болельщиков

Проверить знание правил и алгоритмов.

Продемонстрировать образцы ответа.

Расширить знания учащихся по астрономии

Умение слушать и уважать выступающего. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение преодолевать волнения при устном ответе.

(Коммуникативные УУД)

Умение проводить самооценку (Личностные УУД).

Умение оценить и осознать то, что усвоено. Умение сравнивать свой ответ с образцом и вносить корректировку. (Регулятивные УУД)

4 этап.

Ищем примеры с ошибками

Детективное агентство


Командир и инженер – исследователь каждой команды решают задачу на местах. Остальные участники команды выходят по очереди к доске и выполняют нужное действие.

Болельщики команд следят за правильностью решения, имея право вмешаться

Организовывает работу.

Контролирует решение задачи, выполняемой командиром и инженером, объясняя при необходимости правильное решение

Проверить вычислительные навыки


Умение выполнять знаково-символические действия (при решении задачи). (Познавательные УУД)

5 этап.

Проверяем умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа

Ключи от башни Разума


Ученики отвечают на вопросы.

Следят за временем.

Участники команды работают совместно над заданиями.

Болельщики отвечают на поставленные вопросы, зарабатывая баллы своей команде

Учитель задает вопросы и дает правильные ответы

Повысить общий математический уровень, повторить правила.

Привить навыки исследовательской работы.

Отработать навыки устного счета


Умение быстро реагировать, быть сосредоточенным определенное время, принимать решение. Умение составлять план действий и придерживаться его. (Регулятивные УУД)

Умение выделять закономерность в построении серии.

(Познавательные УУД).







Подведение итогов

Слушают учителя

Подводит итоги, поощряет победителей


Умение радоваться своему успеху и успеху товарища. Сопереживать. Умение критично оценивать свою деятельность. (Личностные УУД)

Рефлексия деятельности

Отвечают на вопросы, изображенные на слайде.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке. (Регулятивные УУД)







Содержание

внеклассного мероприятия по математике для 6 класса

Путешествие по странам и континентам

Девиз игры: «В математике есть своя красота,

как в живописи и поэзии».

Н. Е. Жуковский



Вступительное слово учителя

Сегодня мы проведем с вами интересное занятие. Мы отправимся в путешествие по некоторым странам и континентам. Многие из вас большинство их хорошо знают, но кое – что будет и для вас новое.

Правила игры:

Ведёт игру учитель, один или два ученика являются помощниками. Они помогают проверять задания и раздавать жетоны.

В игре принимают участие команда «путешественников», отправляющихся знакомиться с новыми странами и континентами.

Роль руководителя путешествия играет учитель. В команде «путешественников» роли распределяются следующим образом:

  1. Командир, его помощник, врач, инженер.

  2. Шифровальщики – группа из 2-3 человек.

Остальные ученики класса являются болельщиками.



ХОД ИГРЫ


Учитель представляет команду путешественников, сообщает условия игры.

Все люди на земле любят путешествовать. И мы с вами отправимся в игровое путешествие по странам и континентам. Некоторые из них нам будут хорошо известны, а некоторые – нет. На пути к ним мы будем останавливаться на станциях, вспоминать ранее известное и узнавать новое. Итак, мы отправляемся в путешествие (Слайд 1)


1 этап

Проверка готовности к путешествию


А можем мы уже начать путешествие? Сейчас мы с вами находимся на станции «Кроссвордная». Давайте проверим готовность. Каждому члену команды необходимо принять самое активное участие в решении заданий. Надо как можно быстрее решить данную задачу, и ответы передать ведущему. Даётся не более 3 минут. Не забывайте, что Вы работаете командой, поэтому после выполнения своего задания, по мере надобности, помогите соседу.

Руководитель путешествия (учитель) выдает командиру пакет с заданиями для команды, а для шифровальщиков – свое.


Задания для команды: командира, его помощника, штурмана, врача, инженера.


По горизонтали:


  1. Числа со знаком "-" называются …


6. Положительное направление на координатной прямой указывает …


7. Число, показывающее положение точки на координатной прямой, называется … точки.


По вертикали:


  1. Числа со знаком "+" называются …


  1. Расстояние от нуля до данной точки называется … числа.



  1. Натуральные числа, противоположные им и нуль - это … числа.


5. Ни положительным, ни отрицательным числом является число …




В то время, когда команды работают над заданиями, проходит беседа со зрителями - болельщиками


Беседа со зрителями - болельщиками


П ока команды готовятся к путешествию, мы с вами посмотрим маршрут их путешествия.

Копилка знаний

(Работаем с координатной прямой)



Колесо истории

(Повторяем правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел)


Детективное агентство

(Ищем примеры с ошибками)



Ключи от башни разума

(Проверяем умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа)




Вы обратили внимание на то, что маршрут, который предстоит пройти команде путешественников, очень интересный. Но вам предстоит оказывать ребятам помощь, чтобы облегчить им путь.


Посмотрите на число, которое записано перед вами, и ответьте верно на все основные вопросы и вопросы, дополнительные к ним.



- 26


В опросы

Дополнительные вопросы

К акое это число?

Чем отличаются положительные и

отрицательные числа?

Его модуль?

Что такое модуль?

Г де оно располагается на координатной прямой?

Что такое координатная прямая?

С оседние с ним целые числа

Какие числа называются целыми?

Ч исло противоположное данному?

Какие числа называются противоположными?



Ребята! Вы молодцы! Ответили верно на все вопросы и этим помогли команде сэкономить время на выполнение ими более сложных заданий.


Итак, время для подготовки команды путешественников подошло к концу. Помощники проверяют выполнение задания командиром, его помощником, штурманом, врачом, инженером. А мы с вами посмотрим, как справились шифровальщики со своим заданием.



- 6 + 2


8 + (- 1)


- 10,6 + 2,6


- 3 + (- 3)


2 + (- 7)


- 1 + 1








Ответы к выполненным заданиям:


-6

А

0

Т

- 4

Д

3

И

- 5

Р

- 9

М

7

Е

- 8

К


Расшифровав все задания, ребята получили слово «Декарт». Кто это? Вы что–нибудь слышали о нем?


Рене Декарт (родился 31 марта 1596 года во Франции, умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме (Швеция)) – французский философ, математик, физик, физиолог. В юности Декарт мечтал о военной карьере. В 21 год попал в армию, участвовал в осаде крепости Ла-Рошель. Среди открытий, сделанных Декартом, закон преломления света, поясняющий образование радуги. Декарт сформулировал предположение о том, как образуются тела в солнечной системе. В физиологии он ввел понятие о рефлексе. В 1637 году была написана известная работа «Рассуждение о методе». Рене Декарт является одним из создателей аналитической геометрии (которую он разрабатывал одновременно с П.Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.


2 этап

Копилка знаний

(Работаем с координатной прямой)


Команда путешественников готова к выходу и руководитель полёта (учитель) начинает отсчёт времени:


10;9;8;7;6;5;4;3;2;1; старт!


(Провожая команду в путешествие, один из учеников-болельщиков читает стихотворение, его сменяет другой)


Мы любим путешествия, скитаемся по странам,

Меняем самолеты, паромы, поезда.

И не страшат цунами нас и прочие ненастья,

Пусть лучше путь укажет нам далекая звезда.


Жилища наши новые разбросаны по странам,

По разным континентам и разным городам.

От города Рязани до солнечной Панамы

Вы путь наш повторите по памятным следам!




Вместе весело шагать по просторам. Ребята отправляются к Москве. Именно отсюда начнется их большое путешествие. Но сначала им предстоит вспомнить координатную прямую и выполнить задания, связанные с ней.


1 задание (слайд 9) Назовите координаты точек.


2 задание (слайд 10) Запишите координаты точек.


3 задание (слайд 11) Отметьте на координатной прямой точки А(2); В(-2,5)

С(-1/2); Д(1 ½); М(- 1); К(1,25).


Выполнив все задания, команда путешественников добралась до Москвы.


3 этап

Колесо истории


Путешествие по странам и континентам начинается в Москве – столице нашей Родины.


Получив ответ к примеру, вы можете узнать дальнейший маршрут. Учитывайте, что запись каждого примера начинается с уже полученного ранее ответа. Укажите маршрут путешествия, соединяя линиями названия стран.


Москва Греция

- 15 – 17 = Великобритания - 32 + 3,2

- 0,6 + 0,06 =


Италия

2,4 – (- 4,7)= США

- 0,54 - 0,5 =



Ватикан

- 28,8 + 31,2=

Австралия

-1,04 -13,96=


Франция

7,1 – 7,7 =


Взлетели. Посмотрите, как красива наша планета. Представьте, как мы пролетаем над Европой.

Ватикан – государство, расположенное в пределах столицы Италии Рима. Имеет площадь 0,44 км2. Это государство – город является центром католической церкви и резиденцией её главы –

Папы Римского.


А вот прекрасная страна Франция! В 17 веке здесь жил математик Рене Декарт. Он создал метод координат, с помощью которого мы можем определить положение любой точки на плоскости. Сегодня мы о нём уже говорили.



4 этап

Детективное агентство




М ы продолжаем наше путешествие. И сейчас вам предстоит выполнить следующие задания:

  1. Соедини числа стрелками в порядке возрастания: 1; - 6; 4; 5; - 1; - 3.

  2. Соедини числа стрелками в порядке возрастания: - 1; - 2 ½; 0; 1 1/3; -3/4; - 0,25.

  3. Найдите ошибки: -5 + 2 = 7

-4 + (-1) = 3

5 + (-2) = -3

0 +(-1) = 0

16 + (-2) = 18

- ½ + ½ = 1

4) Найдите примеры с ошибками:


-37 + (-12) = -49 ; - 45 + 27 = - 72; 675 + (-105) = 780; - 3,4 + (-2,1) = - 5,5; - 7,3 + (-9) = - 8,2 ; - 78 + 56 = - 22.


При затруднении можно обратиться к болельщикам своей команды. После ответа ученика, учитель дает и правильный ответ. Ученики сравнивают его со своим решение.








5 этап

Ключи от башни Разума


Наше путешествие подходит к концу. Мы на последней станции и нам предстоит проверить умение складывать и вычитать положительные и отрицательные числа: - 12 + 7 =

- 8 + (-13) =

3 + (-8) =

- 7 + 11 =

- 5 + (-12) =

6 + (-14) =

-8 + (-7) =

- 7 + 7 =

-6 + (-8) =

-10 +(–10) =

0 + (- 7) =

0 + (-3) =

0,5 + (-0,6) =

-1,7 + ( - 3) =

Пока капитан со своим помощником, штурманом, инженером и врачом выполняют вычисления, шифровальщики выполняют следующее задание:


Фигуры P, R, S и Q – квадраты. Периметр квадрата P равен 16 см, а периметр квадрата Q равен 24 см. Чему равен периметр квадрата S. (64)


Наши путешественники находятся так далеко от нас, без нас им очень одиноко. Давайте напомним о себе, а для этого поможем им набрать как можно больше баллов.


В это время болельщики выполняют интересное задание, помогая команде заработать баллы для их быстрейшего возвращения.













Найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа.


При выполнении можно воспользоваться планом: а) Определить, в каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или разных); б) определить последовательность действий для выведения правила размещения чисел. (Надо рассмотреть сегменты, находящиеся в разных полукругах.)


Теперь и команда, и её болельщики выполняют последнее задание.


Шмели выдерживают температуру до – 7,8°С, пчелы – выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?


Рефлексия деятельности.

Путешествие подошло к концу. Когда команда отправлялась в путь, перед ними была поставлена задача. Что это за задача? Что им предстояло вспомнить и сделать? Как вы думаете, они достигли поставленной цели?

  • Было ли Вам интересно?

  • Пригодится ли это вам на уроках? На каких?

  • Нужно ли проводить такие внеклассные мероприятия?

Подводим итоги и награждаем победителей.

Литература


  1. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Интеллект – центр. Москва 2001.

  2. Глейзер Г.И. История математики в школе (V-VII классы). Пособие для учителя математики. Просвещение 1982 г.

  3. Депман И. Я. История арифметики Пособие для учителя. Просвещение 1965.

  4. Газета «Математика в школе» 13. 2000.









17 из 18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!