СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Путешествие по стране местоимений".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя разработка направлена на то, чтобы ученики в игровой форме повторили и закрепили знания по теме"Местоимение". Подобные уроки вызывают интерес к русскому языку

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие по стране местоимений".»

Путешествие по стране Местоимений.


Цели:

1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение».

2) Развивать мышление, память, речь, творческие способности, орфографическую грамотность обучающихся.

3) Воспитывать интерес к изучению русского языка.


Оборудование:

  • Карта страны Местоимений с отмеченным маршрутом путешествия.

  • Слайды с заданиями.

  • Карточки с заданиями для работы.

  • Сигнальные карточки (красного и жёлтого цвета).

  • Кораблики красного, зелёного и синего цвета.

  • Иллюстрации ребят с изображением королевы страны Местоимений (задание даётся заранее).

  • Письмо от королевы страны Местоимений ( с похвалой за пройденный путь и цветами из бумаги)

  • Автобус (нарисован на листе)

Класс поделен на постоянные группы по способностям (1, 2, 3). Каждый ученик получает на уроке задания, соответствующие своей группе.


Ход урока.


  1. Вступительное слово. Организационный момент.


Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну одной загадочной части на волшебном автобусе. Разделимся на 3 группы.

Создание проблемной ситуации. Я прочитаю предложение, а вы постарайтесь самостоятельно определить её.

Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без нее ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.

-О чем идет речь?

Это высказывание известного учёного-филолога А.А.Реформатского. почему она всегда в маске, почему скрывает свое лицо и почему мы не можем обойтись без нее.

Тема нашего урока "Местоимение". Запишите её в тетрадь.


    1. Каковы цели и задачи сегодняшнего урока? ( Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки).

    2. Где могут пригодиться эти знания? ( Много вопросов встречается в заданиях ЕГЭ, в ежедневной речевой практике).

Значит, нас ждёт разнообразная, интересная работа, которая принесёт и пользу, и удовольствие.

Основная часть.

Мир местоимений действительно чрезвычайно широк и разнообразен. Мы постоянно пользуемся ими в речи. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

Устный опрос .-Кто может пояснить, что это за страна? (Что называется местоимением?)


Что такое местоимение?

На какие вопросы отвечает?

Какие значения имеет?

Каковы морфологические признаки?

Какова синтаксическая роль?

-Рассмотрим карту нашего путешествия. Но что это? На карте нет городов (все города закрыты листами белой бумаги). Её нужно расшифровать (все разряды местоимений). В каждом предложении найдите местоимения и определите их разряд.

  1. Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.

  2. Друга любить - себя не щадить.

  3. Кое - какие иллюстрации ребятам понравились.

  4. Учёным никто не родится.

  5. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные? Мальчики вышли на дорогу, которая вела в лес.

  6. Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.

  7. Книга- окно в мир, почаще заглядывай в это окно.

8.Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

За правильный ответ получите лепесток цветка из сада королевы страны местоимений. А вы в конце урока проверим, у кого больше лепестков


-Карту мы расшифровали. А теперь в путь!

II. Обобщение и систематизация материала( путешествие по стране, в каждом городе выполняются задания).

1.Город Личных местоимений. Так в этом городе живут гордые и независимые иногда эгоистичные местоимения. А в подтверждение моих слов послушаем стих о личных местоимениях 

- Здесь нас встречают поэты

Стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика»

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет всем моя семья,

Что, конечно, Именительный –

Это я и только я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня.

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дарят мне подарки. Дательный –

Это значит – только мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не мной!

Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.




























-Что вы можете сказать о личных местоимениях


Задание: из текста выписать все личные местоимения, указать н. ф. -


2.Имение Возвратного местоимения.

Самый маленький город в стране. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах.

-Какова особенность этого местоимения?

А ещё это местоимение любит дружить с фразеологизмами. Что это?

-Объясните значения следующих фразеологизмов:


Читать про себя - не произнося, не вслух.

Владеть собой - не терять самообладания, быть сдержанным, спокойным в какой либо ситуации.

Судить по себе - по своим силам.

Уйти в себя - стать замкнутым, необщительным.

Не похож на себя - не такой, как обычно.

Себе на уме - скрытен, хитёр.

-Составьте и запишите предложения с фразеологизмами. 1 группа - 1, 2 группа - 2, 3 группа - 3.


3. Город Неопределённых местоимений.

У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО.

-Почему эти местоимения называются неопределёнными?

Запись местоимений под диктовку на доске и в тетради.(секретная комната. по одному из группы))

Кое-что, с кем - нибудь, из-за чего-то, несколько, кое с кем, некоторые, кто-то, о чём-либо, в каком-то, на какой- нибудь.

4. Город Отрицательных местоимений.

Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».

-Что вы можете о них сказать?

Запись местоимений под диктовку на доске и в тетради.(секретная комната. по одному из группы))

. В местоимениях вставить пропущенные буквы, графически объяснить свой выбор.

(Н...)где (не)встретил, (н...) с чем (не) спутаешь, (н...)кому (не)сказал, (н...)к кому (не)подошёл, (н...)куда спешить, как (н...)в чём (не)бывало, (н...) о чём (не) спросил, (н...)когда (не)слышал, (н...)кого взять с собой.


Разминка

-Придумайте  пантомиму, чтобы  проиллюстрировать  фразеологизмы  с  местоимениями.

1.Намотай  себе  на  ус.

2.Не  видать как  своих  ушей.

3. Рвать на себе волосы

4.Кусать себе локти.

5- Возьми себя в руки

6.Руки на себя наложить





































5. Город Вопросительных и Относительных местоимений.

-Почему эти местоимения живут в одном городе? Как их отличить?

Работа с сигнальными карточками (красный цвет – вопросительное, жёлтый – относительное).


  1. Какое озеро самое большое на земле?

  2. Я знаю, какое озеро самое большое на земле.(Байкал)

  3. Кто написал картину «Три богатыря»?( Бурлаки на Волге)


.Все знают, кто написал картину «Три богатыря» Бурлаки на Волге)

.( Виктор Михайлович Васнецов, Илья Ефимович Репин)


6. Город притяжательных местоимений.

В нём живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. 

-Что вы знаете о притяжательных местоимениях?


 -Найдите притяжательные местоимения. Правильно ли они употреблены. Запишите, устранив речевые ошибки, притяжательные местоимения вместе со словами, к которым они относятся.

Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
“Так, съедите вы у пса весь обед евоный!”
Закричала хрюшка-мать: “Отойди от будки.
Детям надо наполнять ихние желудки”.
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
“Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут.”

И такая дребедень происходит каждый день.

И у нас во дворе слышала однажды,

Как ребята говорят ихний, ейный, кажный.

Чтобы вы никогда не попали в лужу,

Их, его и еѐ говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,

Намекали на ребят.

То, что можно поросятам,

Непростительно ребятам.



7. Город Указательных местоимений

Здесь живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

 -Что знаете о указательных местоимениях?

Стихотворение А. Фета:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Эта ночь без сна,

Это все – весна!

-Выписать указательные местоимения. Найти олицетворение.

-Какое средство выразительности еще имеется?

-Какие еще помните указат. мест (таков, этого, столько, такому, тот)


8. Город Определительных местоимений.

В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ. 

-Расскажите об определительных местоимениях.

Задание: исправить орфографические ошибки в предложениях, найти и подчеркнуть определительные местоимения(работа в парах).


  1. У нас учиться каждый рибёнок.

  2. Всякая работа мастера хвалет.

  3. Он боялся любого шёроха.

  4. Чего в другом не любиш, того и сам неделай.

  5. Знайка всё с полуслова панимает, а незнайка на всё только рот разкрывает.

Взаимопроверка, обмен тетрадями.


9. Дворец королевы местоимений.

Подарки королеве. Демонстрация рисунков- портретов королевы.

Испытания от королевы

1 Вопросы-шутки

1Из какого местоимения, если к нему прибавить сто, можно испечь пирог? (Те)

2Какие местоимения самые чистые (Вы-мы-ты)

3.За какое местоимение можно спрятать букву ц , чтобы получилось животное? (Я: за-я-ц)

1Какие местоимения встречаются на русских дорогах? (Я-мы)

2К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить средство умывания? (Мы)

3Сколько личных местоимений в слове семья? (7-я)

Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Тыква)

2.Подготовка к ЕГЭ

1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.всех МИЛЕЕ 
2.двести КИЛОГРАММОВ 
3.подошел к ЕМУ 
4.жарких ПУСТЫНЬ 
5.в день ИМЕНИН



2.Грамматические ошибки. Редактирование предложений

- Я приготовила предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Давайте устраним ошибки и поясним причины таких ошибок.

1«Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)

2.«Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии». (Не соответствует литературной норме.)

 3.«Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)



3. Среди предложений 1—3 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы. 
(2)Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3)И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище.


Исполнение песни «Родина моя»


Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!

Над тобою солнце светит,
Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя!

Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озера и бурлящие моря.
Над полями выгнет спину
Радуга-дуга,
Нам откроет сто тропинок
Синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
как будто праздник!
Припев:
Будут на тебя звезды удивленно смотреть,
Будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь,
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»!
Над тобою солнце светит,
Льется с высоты.
Все на свете, все на свете
Сможем я и ты.

Я прильну, земля, к твоим березам,
Я взгляну в глаза веселым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.
Обняла весна цветная
Ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю,
Солнечно в судьбе.
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе, как
будто праздник!
Припев. Стихи Р. Рождественского

III. Домашнее задание По желанию: написать сказку « В гостях у местоимений» или « Путешествие по стране Местоимений». Или сочинение –рассуждение « Что будет, если местоимения исчезнут?»

IV. Итог урока.

Урока время истекло…

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.


Рефлексия. Угощение « Формула счастья»

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути









































































Открытый урок по русскому языку в 6 «а»классе на тему : «Путешествие по стране Местоимений».











































Учитель русского языка и литературы :

Дука Людмила Николаевна






























































































































































Задание: из текста выписать все личные местоимения, указать н. ф. -


Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так.

Перво-наперво решительно

Скажет всем моя семья,

Что, конечно, Именительный –

Это я и только я!






















































Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж родительный

Для кого? А для меня.

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

Дарят мне подарки. Дательный –

Это значит – только мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните: Винительный

Не касается меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж Творительный

Сотворен совсем не мной!

Ждете, видимо, Предложного?

Новых данных обо мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.




Задание.  Найдите притяжательные местоимения. Правильно ли они употреблены. Запишите, устранив речевые ошибки, притяжательные местоимения вместе со словами, к которым они относятся.


Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
“Так, съедите вы у пса весь обед евоный!”
Закричала хрюшка-мать: “Отойди от будки.
Детям надо наполнять ихние желудки”.
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
“Слушать я уже устал ейные упреки.
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут.”


Стихотворение А. Фета:

Задание: выписать указательные местоимения.

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий небосвод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Эта ночь без сна,

Это все – весна!











Задание: исправить орфографические ошибки в предложениях, найти и подчеркнуть определительные местоимения


1.У нас учиться каждый рибёнок.

2.Всякая работа мастера хвалет.

3.Он боялся любого шёроха.

4.Чего в другом не любиш, того и сам неделай.

5.Знайка всё с полуслова панимает, а незнайка на всё только рот разкрывает.



Подготовка к ЕГЭ

1.Задание 6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1.всех МИЛЕЕ 
2.двести КИЛОГРАММОВ 
3.подошел к ЕМУ 
4.жарких ПУСТЫНЬ 
5.в день ИМЕНИН

2.Задание 7

Грамматические ошибки. Редактирование предложений

- Я приготовила предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Давайте устраним ошибки и поясним причины таких ошибок.

1«Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)

2.«Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии». (Не соответствует литературной норме.)

 3.«Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)



3.Задание 23

1.Среди предложений 1—3 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1)Уходил Оська на войну в конце октября из опустевшей Москвы. 
(2)Его уже дважды требовали с вещами на призывной пункт, но почему-то отпускали домой. (3)И вот стало точно известно: Оську и его товарищей по выпуску отправляют на восток в трёхмесячное пехотное училище.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!