Приложение к программе
Организациилетнего отдыха и оздоровления детей и подростков в загородном оздоровительном лагере «Солнышко»
«Лето – это маленькая жизнь»
Педагогический проект смены
«Путешествие в Лукоморье»
в форме сюжетной игры
Нижний Новгород 2016
Лето – благодатная пора для социализации и интеграции ребенка, создания в окружающей среде тех элементов, предпосылок, которые будут стимулировать деятельность ребенка, закреплять достигнутое и обеспечивать его развитие на уровне «зоны ближайшего развития». Невозможно полноценное психическое, личностное развитие, если ребенок не вовлечен в интересную, личностно значимую для него деятельность. Превращение личности в субъект деятельности происходит при определенных предпосылках, предполагающих развитие самостоятельности, сознательности и творческих способностей.
Одним из эффективных направлений воспитания детей – сирот является игровая деятельность. Среди игр, которые особенно сильно влияют на духовное, нравственное, интеллектуальное развитие личности, следует выделить театрализованные и сюжетные игры. Особенность таких игр в том, что здесь важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. И хотя ситуации, проигрываемые детьми, воображаемы, но чувства, пережитые ими, реальны. Таким образом, множество проблем в личностном развитии и прежде всего, в реальном поведении, могут быть скорректированы благодаря сюжетным и театрализованным играм. И именно в игре строятся те отношения между взрослым и ребенком, в основе которых лежит личностные подход. Сюжетная игра в лагере – это особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Цель смены
Создание благоприятных условий для самореализации детей – сирот на основе сюжетной игры.
Задачи смены
Создать микроклимат доброго общения.
Создать разновозрастные отряды детей на принципах сотрудничества, принятия, творчества.
Включить каждого ребёнка в активное творческое участие в делах отряда и лагеря.
Создать условия для реализации творческих способностей детей.
Организовать и провести сюжетную игру в условиях лагеря.
Развивать и коррегировать эмоциональную сферу детей.
Развивать представление ребенка о самом себе и своих возможностях, умение адекватно оценивать достижения, качества.
Формировать у детей позитивное отношение к себе и другим.
Направления работы
Коллективно – творческая деятельность:
подготовка и проведение творческих дел с учетом психофизиологических особенностей детей;
поиск нестандартных, нетрадиционных форм работы.
Продуктивная деятельность:
участие детей в мастер – классах Школы Бабы – Яги по обмену премудростями;
участие в трудовых операциях по благоустройству лагеря.
Игровая деятельность:
участие детей в мероприятиях в рамках сюжетной игры;
проигрывание разнообразных ролей в рамках реализации сюжетной игры.
Оздоровительная деятельность:
ежедневная зарядка;
участие детей в спортивных играх и соревнованиях;
воздушные ванны и водные процедуры.
Психологическое направление:
наблюдения за детьми в нестандартных ситуациях;
продолжить изучение психологических особенностей каждого ребёнка;
создание психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения;
организация психолого-педагогического сопровождения детей по снятию внутренних и внешних конфликтов, существующих в сфере общения.
Виды и формы деятельности
коллективно – творческие дела;
игровые программы, игры, конкурсы, концерты;
индивидуальные и групповые беседы;
работа в мастер – классах;
отрядная работа;
нетрадиционные формы работы.
Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь лагеря
Педколлектив – воспитатели, те
кто создает смысловое поле общения, организует жизнь и деятельность детей;
знает основные закономерности психофизического развития детей, владеет коррекционными методиками;
умеет создать «зону ближайшего развития» для каждого ребенка;
может обеспечить организацию полноценного отдыха ребенка, раскрыть его возможности.
Методическая служба
Основная цель работы – обеспечение сюжетно – содержательной стороны программы – проведение общелагерных мероприятий, отражающих сюжетную направленность смены.
Алгоритм запуска игровой деятельности
1 этап – «ПРОЕКТИРОВАНИЕ», апрель, первая половина мая 2016 года.
Обсуждение идеи организационного оформления содержательного проекта предполагаемой деятельности педагогической команды.
Разработка идеи игровой деятельности педагогической командой.
Выработка логики развития игровой деятельности по реализации выдвинутых идей:
- определение позиций, ролей, функций участников;
- разработка этапов игры;
- определение промежуточных и основных предполагаемых результатов этапов игры.
Разработка содержания игровой деятельности на каждом этапе развития игрового сюжета, связанного с позитивными и личностными изменениями участников:
- формирование задачи этапа, исходя из предполагаемого результата;
- выбор вида деятельности;
- определение средств для осуществления деятельности (способы, методы, приемы);
- определение средств отслеживания реального результата педагогической деятельности.
Определении е способов создания игровой атмосферы, игрового пространства:
- разработка необходимой символики, атрибутов игры;
- работа над внешним оформлением игры.
2 этап – «ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ», вторая половина мая, 2016 года.
Разработка механизма запуска игровой деятельности.
Определение предполагаемого результата запуска игровой деятельности участников на разных уровнях
- уровень отряда,
- уровень лагеря.
3 этап – «ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ», 04 июня – 01 июля 2016 года.
Деятельность педагогов:
Проведение диагностической работы по определению лидерского и творческого потенциала участников.
Демонстрация результатов запуска игры:
- представление отрядов;
- принятие правил совместной жизнедеятельности участников игры.
- анализ проводимых мероприятий и активности участия в них детей;
- включенное наблюдение за изменениями, происходящими с участниками игровой деятельности.
Деятельность участников игры:
- знакомство с сюжетом игры;
- отношение к предлагаемым нормам и правилам деятельности (принятие законов);
- творческое представление отрядов (уровень творческой и лидерской активности).
Механизмы реализации игрового сюжета
Погружение в сюжет происходит через:
- театрализованные представления( открытие смены – появление сказочного героя Нафани, во всех мероприятиях поддерживается игровой сюжет через участие в них сказочных действующих лиц – Бабы – Яги, Ученого Кота, Лешего, Кощея Бессмертного, Гномов, Нафани, Царевны – лебедя). Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию – поиск ключика к сундучку со сказками.
- Мастер – классы в Школе бабы – Яги по обмену премудростями.
- Оформление общелагерных стендов, сюжетное оформление этапов игры.
Нафаня, путешествуя по Лукоморью, теряет ключик от волшебного сундучка со сказками. Он передает ребятам карту страны Лукоморье со своим маршрутом и просит найти ключик. Ребятам предлагается участие в творческих, игровых, спортивных испытаниях, которые приготовили для них сказочные герои.
Все участники игры являются членами одного из двух разновозрастных отрядов. Руководят деятельностью отрядов кураторы – воспитатели.
Игра проходит в три периода.
В организационный период происходит запуск игры: объяснение сути игры, разбивка на отряды, оформление отрядных стендов, подготовка выступления на старт игры.
В основной период развивается сюжет игры. Предлагается следующая логика:
Открытие смены, получение карты Лукоморья.
Открытие Школы Бабы – Яги по обмену премудростями, запись в мастер – классы и занятия в них.
Соревнования, игры, конкурсы, коллективные творческие дела.
Ежедневное подведение итогов.
В итоговый период подводятся итоги игры, анализируется участие каждого ребенка, производится награждение лучших участников Школы Бабы – Яги по обмену премудростями и активных участников игры.
Организация и проведение
СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛУКОМОРЬЕ»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1 | Педагогический совет по утверждению сюжетной игры | 26.05 | Иванова В.А. |
2 | Изготовление оформления игры | 01 – 04.06 | Воспитатели |
3 | Выбор названия отрядов и оформление отрядных уголков | 06.06 | Воспитатели |
4 | Первичное знакомство с идеей игры | 06.06 | Воспитатели |
5 | Разработка логики игрового сюжета на уровне отрядов | 07.06 | Воспитатели |
6 | Запуск игры | 07.06 | Воспитатели |
7 | Открытие Школы Бабы – Яги по обмену премудростями | 07.06 | Воспитатели |
8 | Соревнования, конкурсы, испытания в Лукоморье | По плану | Воспитатели |
9 | Подведение итогов | 01.07 | Иванова В.А. |
Организация деятельности
«Школы Бабы – Яги по обмену премудростями»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Конечный результат |
1 | Знакомство с мастер-классами | 07.06 | Воспитатели | Запись в мастер-классы |
2 | Работа мастер-классов Песни Солнышка Умелые ручки Рисование Пластилинопластика | Понедельник, пятница Вторник, четверг Среда | Ломакин И.М. Воспитатели | Выставки Конкурс Концерт Спектакль |
3 | Награждение самых активных участников Школы | 01.07 | | Призы Грамоты |
«Школа здоровья»
Дата | Тема | Ответственный |
07.06 | Советы Доктора Воды. | |
08. 06 | Да здравствует, мыло душистое! | |
09. 06 | Зачем по утрам надо делать зарядку? | |
10. 06 | Зачем нужен дневной сон? | |
11. 06 | Лекарственные растения. | |
12. 06 | Несъедобные грибы. | |
13. 06 | Все ли ягоды можно есть? | |
14. 06 | Ядовитые растения. | |
15. 06 | Расти коса до пояса. | |
16. 06 | Одевайся по погоде. | |
17. 06 | Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья! | |
18. 06 | Советы Доктора Витаминки. | |
19. 06 | Зачем мы пьём? | |
20. 06 | Зачем надо есть кашу? | |
21. 06 | Полезные продукты. | |
22. 06 | Вредные продукты. | |
23. 06 | Режим дня – залог здоровья. | |
24. 06 | Чистота - залог здоровья. | |
25. 06 | Как уберечься от простуды? | |
26. 06 | Осторожно, звери! | |
27. 06 | Берегите глаза! | |
28. 06 | Чтобы лучше слышать! | |
29. 06 | Самомассаж. | |
30. 06 | Спорт и здоровье. | |
01.07 | Викторина «В здоровом теле, здоровый дух» | |
План – сетка
План – сетка смены «Путешествие в Лукоморье» | 06.06 Подготовка к открытию лагеря | 07.06 Линейка открытия Запуск игры «Путешествие в Лукоморье» Открытие школы Бабы – яги по обмену премудростями. | 08.06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. Сбор природного материала. | 09.06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 10.06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. |
11. 06 Школа Здоровья. В гостях у Бабы – яги: лесные испытания «Там на неведомых дорожках» | 12. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 13. 06 Школа Здоровья. Дуб мудрости: игровая программа «Загадки ученого кота» | 14. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 15. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 16. 06 Школа Здоровья. Экскурсия «Загадочный мир Лимпопо». | 17. 06 Школа Здоровья. Загадочный лес: День леса «По тропинкам Лешего» |
18. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 19. 06 Школа Здоровья. Замок Кащея: спортивная программа «Лукоморские игрища» | 20. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 21. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 22. 06 Школа Здоровья. Поле чудес: конкурс инсценированной песни. | 23. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 24. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. |
25. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 26. 06 Школа Здоровья. Подземелье тайн: Игра «Исследователи подземелья» | 27. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 28. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 29. 06 Школа Здоровья. Море сказок: конкурс инсценированных сказок. | 30. 06 Школа Здоровья. Школа Бабы – яги по обмену премудростями. | 01.07 Школа Здоровья. Остров Буян: Лукоморские гулянья. |
К концу смены у детей формируются положительные ценностные ориентиры: целеустремленность, умение работать в команде, активность, креативность, выработка лидерских качеств, стремление к успеху во всех видах деятельности. Тем самым благодаря достижению успеха происходит продвижение талантливых детей и ведется ориентировочная работа с трудными детьми.