Просмотр содержимого документа
«Путешествие в музыкальную страну. Социокультурный межшкольный проект.»
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюлжетное образовательное учреждение
(Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2)
Путешествие в музыкальную страну
Составитель: Коновалова А.В. учитель музыки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении программы использованы:
Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей- сирот: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
Лазарева В.К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1990. - №5.
Миловская С.М. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. – М., 1972.
Музыка и пение: Программа для 1 – 4классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах / авт.-сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Программа составлена на основе: «Программа по музыке для общеобразовательных школ» Д.Б.Кабалевского; «Программа 1, 2 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» И.В.Евтушенко; учебного пособия А.С. Соболева «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе».
Цель учебного предмета «Музыка» - установка на всестороннее развитие адаптированной личности, которая предполагает развитие музыкальных умений и навыков, овладение детьми музыкальной культурой.
Задачи обучения:
Коррекционные:
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения:
Воспитательные:
помочь самовыражению учеников через занятия музыкальной деятельностью содействовать приобретению навыков общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
способствовать формированию культуры поведения:
Принципы обучения:
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива образования;
индивидуализация и дифференциация процесса обучения:
Данная программа составлена с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся: нарушение познавательной деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы. В коррекционной работе используются специально подобранные формы и методы музыкального общения, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, которые воздействуют на аффективную сферу ребенка, развивают высшие психические процессы, такие как мотивация, память, мышление. Музыкальный материал для пения подобран с учетом возможностей и возрастных особенностей учащихся: щадящий режим в пении, малое количество разучиваемых песен. Имеет определенную тематическую направленность: песни о добре, дружбе, о временах года, о любви к Родине. Пение, дыхательные упражнения, танцевально-ритмическая деятельность направлены на здоровьесбережение, улучшают физические качества: координацию движений, общую и мелкую моторику.
Предметные результаты уроков музыки включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями: формирование представлений о культуре, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального поведения (в классе, на концерте в актовом зале, в театре).
В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы, используются следующие типы уроков:
● вводный урок;
● урок формирования новых знаний;
● обобщающий;
● урок формирования и закрепления умений и навыков;
● комбинированные.
Применяемые технологии:
информационные (использование на уроке компьютера для показа музыкальных мультимедийных презентаций)
коррекционно - развивающие технологии
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение.
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Методы стимулирования познания и деятельности:
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
Активные методы обучения
Игра (песня – игра, музыкальная игра со звуками). Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, мышление.
Обеспечение программы
Компьютер
Телевизор
Музыкальные произведения в СД записи;
Дидактический материал (книжки, игрушки, детские музыкальные инструменты
(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. На уроках музыки используется дидактический материал, просмотр мультфильмов, детских концертов. Образный мир музыки для детей с умственной отсталостью специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
Литература.
Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Конвенция о правах ребенка (Нью-ЙОрк, 1989) Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательн6ых учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Федеральная программа развития образования. «Вестник образования».2000, №12. М. Пильдес, А. Бакурадзе Рекомендации по разработке образовательной программы школы. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья» О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05) О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6) 3абрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995. При реализации курса музыки используется программа по музыке для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида (5-8 кл.), утвержденная Министерством образования РФ, И.В.Евтушенко, 2012
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
ТЕМА: «Путешествие в музыкальную страну» |
1 | Путешествие в музыкальную страну |
2 | | |
2 | Игра со звуками | 2 | | |
3 | Музыкальные капельки | 2 | | |
5 | Музыкальный дождик | 2 | | |
6 | Музыкальные листья. «Падают листья» Осенняя музыка | 2 | | |
7 | Музыкальный осенний листопад | 2 | | |
8 | Калейдоскоп звуков | 2 | | |
9 | Звуковые рассказы | 2 | | |
10 | Шагаем под музыку | 2 | | |
11 | Топотушки. Музыкальные шаги | 2 | | |
12 | «Ладушки» | 2 | | |
13 | «Веселые матрешки» | 2 | | |
14 | Музыкальные игрушки. «Колокольчик» | 2 | | |
15 | Новогодний хоровод. Музыкальные игрушки | 2 | | |
16 | Хоровод | 2 | | |
Тема: «Музыка вокруг нас» |
1 | Музыкальные игрушки. Ложки, бубенцы | 2 | | |
2 | Детский музыкальный оркестр | 2 | | |
3 | Возьмемся за руки. Хоровод | 2 | | |
4 | Русский хоровод. «Гуси» | 2 | | |
5 | Песня-потешка «Заинька» | 2 | | |
6 | Детская музыкальна песня-игра | 2 | | |
7 | Русские народные песни-потешки «Дин-дон» | 2 | | |
Тема «Музыка и ты» |
1 | Звуки музыки. Музыкальная игра со звуками | 2 | | |
2 | Музыкальные портреты | 2 | | |
3 | Музыкальная сказка | 2 | | |
4 | Наши любимые сказочные герои. Мультконцерт | 2 | | |
5 | Музыкальное путешествие. Играем и поем | 2 | | |
6 | Музыка в весенних красках | 2 | | |
7 | Звучащие картины | 2 | | |
8 | Музыка в цирке. Веселый клоун | 2 | | |
9 | Детство – это ты и я! | 2 | | |
10 | Музыка и мы. | 2 | | |