СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Прилград.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Прилград.»

Тема: Путешествие в Прилград.

Цель: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное как часть речи».

Задачи:

образовательные: формировать целостную систему знаний об имени прилагательном с использованием разных источников информации (художественных текстов, схем, картинок, информационных технологий, электронных приложений) для решения поставленных задач.

развивающие: развивать внимание, память (зрительную, ассоциативную), творческие способности учащихся через образное восприятие учебного материала и самостоятельное решение задач.

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, любознательность, умение работать в паре, в группе.

Методы работы: объяснение, самостоятельная работа учащихся по решению поставленных задач.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте! Садитесь.

Сегодняшний урок русского языка начнём с песни Юрия Антонова «На улице Каштановой». Слушаем.

  1. Песня Юрия Антонова «Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную»

Есть улицы центральные высокие и важные

С витринами зеркальными с гирляндами огней

А мне милей не шумные милей одноэтажные

От их названий ласковых становится светлей

Пройду по Абрикосовой сверну на Виноградную

И на Тенистой улице я постою в тени

Вишневые Грушевые

Зеленые Прохладные

Как будто в детство давнее ведут меня они

  • Как вы думаете, ребята, в каком городе могли быть улицы, названные в песне? (Ответы детей)

  • А если бы этот город находился в стране Русского языка? (Ответы детей)

  • Сегодня мы отправимся на экскурсию по ПРИЛГРАДУ. Мы воспользуемся услугами экскурсоводов. Каково лексическое значение слова экскурсовод?

(ответы детей, один учащийся читает статью из словаря)

ЭКСКУРСОВО́Д, экскурсовода, муж. (неол.). Руководитель экскурсии.

|| В музеях -сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения.

  • Роль экскурсоводов будет выполнять каждый из нас.

  • Центральный вход увит лозой, на которой выросла большая гроздь винограда сорта «Имя прилагательное». Рассмотрим её. Ягоды разного цвета. Прочитайте, что написано на ягодах жёлтого цвета? (понятия, связанные с именем прилагательным, изученные в 2 – 5 классах: род, число, падеж, вопросы, определение и т.д.).

  • Что написано на ягодах синего цвета? (понятия, изученные в 6 классе)

  • Почему на зелёных ягодах ничего не написано? (не созрели, будем изучать в следующих классах)





















  • Добро пожаловать на бульвар Красивый, расположенный в центре Прилграда. Прогуляемся вместе. Прошу всех встать вокруг среднего ряда, взявшись за руки.

  • Любуясь красотой окружающей природы, учимся видеть красоту в каждом человеке. Давайте скажем друг другу комплименты, отвечающие на вопрос какой? или какая? Тамара, ты уверенная. (дети продолжают по очереди говорить друг другу комплименты)

  • Всем спасибо. Занимаем места за партами. Продолжаем виртуальную экскурсию и заходим в городской зоопарк. Чтобы лучше познакомиться с его обитателями, необходима помощь экскурсоводов. Расскажите, что вы знаете о степени сравнения имён прилагательных. (ответы детей)

  • Информация экскурсоводов понадобится для выполнения задания № 1, в рабочих листах. Самостоятельно прочитайте задание. У кого возникли вопросы? На выполнение 5 минут

Задание № 2

Вставить в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные в составной форме превосходной степени.

Гепард - ________ ______________ животное на нашей планете, он может развивать скорость до 110 километров в час.

Колибри - _________ ___________________ птичка, она чуть больше мухи.

Секвойя - __________ ___________________ дерево на нашей планете, его высота может достигать свыше 115 метров.

  • Что вы узнали об обитателях зоопарка? (Зачитывают свои предложения).

  • Как прилагательные помогли нам в формулировке данных предложений? (Помогли указать особенности животных: самые-самые)

  • Больше информации о животных и не только о них можете найти в энциклопедиях (указать на книги, выставленные в классе).

  • Прогулка по современному городу практически никогда не обходится без посещения торгового центра. Вот он торговый цент «Особенный». (рисунки товаров: лисья шуба, песцовая шуба, заячья шапка, пуховый платок, малахитовая шкатулка, золотое кольцо )

  • Почему «Особенный»? (ответы детей подвести к мысли: товары в нём распределяются по павильонам в зависимости от разряда прилагательного. Если дети не могут ответить, учитель сам делает вывод.)

  • Экскурсоводы, вам слово. 1. На какие разряды делятся прилагательные? Какие относятся к качественным? Притяжательным? Относительным?


Лисья шуба, песцовая шуба, заячья шапка, пуховый платок, малахитовая шкатулка, золотое кольцо (экскурсоводы определяют разряды имён прилагательных)

  • Выполняем задание № 2 в рабочих листах.

Задание № 2

Словосочетания распределить в соответствующие столбики таблицы. Пустой столбик заполнить своими примерами.

Медвежья берлога, вечерние сумерки, лисья нора, морской берег, гусиная кормушка, серебряная ложка.

Взаимопроверка.

Павильон «Притяжательные»

Павильон «Относительные»

Павильон «Качественные»

Медвежья берлога

лисья нора

гусиная кормушка


вечерние сумерки

морской берег

серебряная ложка.






  • В любом торговом центре постоянная суета. У нас тоже.

Описание игры

(По стенам класса развешены таблички Павильон «Притяжательные», Павильон «Относительные», Павильон «Качественные». Учащимся выданы карточки с написанными словосочетаниями: по 2, в которых прилагательные относятся к одному разряду

смелый поступок, широкая улица (качественные)

дорогое украшение, глупый вопрос (качественные)

тяжёлый портфель, мудрый совет (качественные)

городской парк, детская литература (относительные)

школьная форма, оловянный солдатик (относительные)

бумажный кораблик, зимние каникулы (относительные)

собачья конура, золотой браслет -_______________

оленьи рога, бабушкины очки (притяжательные)

осиное гнездо, волчья стая (притяжательные)

барсучья нора, Серёжин портфель (притяжательные)

Серёжин портфель, заячья тропа (притяжательные)

барсучья нора, волчья стая (притяжательные)

сестрин бант, бабушкины очки (притяжательные)

У одного учащегося (более сильного) карточка с прилагательными, относящимися к разным разрядам. Этот ученик не должен идти ни в один павильон. Потом объяснить, почему он остался в холле.

  • Ребята, подумайте, в какой павильон вы можете пройти. Проходите. (После того, как дети стали около табличек, учитель продолжает говорить) Посмотрите, все ли попали в нужный павильон. А ты почему остался в холле? (ответы детей)

  • Продолжаем экскурсию. И вот на перекрёстке светофор. Перекрёсток – всегда выбор. Светофор помогает сделать правильный выбор «Слитно или раздельно». Знаю ответ-зелёная сторона сигнальной карточки, не готов отвечать, не знаю правильного ответа- красная сторона.

  • Экскурсоводы, вам слово. Правила слитного написания НЕ с прилагательными. (ответы детей) Правила раздельного написания НЕ с прилагательными. (ответы детей)

(4 словосочетания учитель называет устно, дети поднимают сигнальные карточки и объясняют написание слитно или раздельно)

(не) вежественный человек; (не) внимательный ученик; (не) внятный ш…пот, (не) добрый взгляд; далеко (не) близкая дорога

  • Долее задание № 3 в рабочих листах. Задание на установление соответствия.


НЕ с прилагательными пишется слитно

Примеры

НЕ с прилагательными пишется раздельно

Без НЕ не употребляется

(Не) брежное выполнение

(не) верный друг

вовсе (не) большая поляна

(не) громкий, а тихий стук

(не) кожаное пальто

Есть противопоставление с союзом а

Можно заменить синонимом

Если к прилагательным относятся слова вовсе не, совсем не,

С относительными прилагательными


  • Поменяйтесь рабочими листами. Проведём взаимопроверку. Ключ к решению на слайде. (или распечатанные раздать) 1 ошибка – «4», 2 – «3», 3 – «2»


НЕ с прилагательными пишется слитно

Примеры

НЕ с прилагательными пишется раздельно

Без НЕ не употребляется

(Не) брежное выполнение

(не) верный друг

вовсе (не) большая поляна

(не) громкий, а тихий стук

(не) кожаное пальто

Есть противопоставление с союзом а

Можно заменить синонимом

Если к прилагательным относятся слова вовсе не, совсем не,

С относительными прилагательными


  • Прогуляемся с вами по городскому парку, где природа не красивая, а… (придумайте противопоставление) роскошная, изумительная, восхитительная и т.д.

  • Но вот беда! Лужа на пути, которая всегда причиняет неудобство. Особенно, если это «Лужа ошибок». Уважаемые экскурсоводы, подскажите правильный путь движения (устно разобрать несколько словосочетаний, объясняя допущенные ошибки):

это яблоко НИБОЛЕЕ КРУПНЕЕ

САМЫЙ БОГАТЕЙШИЙ выбор

  • Далее задание № 4 в рабочих листах. Рядом с предложенными словосочетаниями запишите исправленные, если есть ошибка. Если ошибки нет, ничего писать не нужно. Будьте внимательны. Не сядьте в лужу.

самая ВЫСОЧАЙШАЯ гора _______________________________________________

МЯГЧАЙШИЙ мармелад______________________________________________

самая НЕЛЕПЕЙШАЯ история ____________________________________________

голос более КРАСИВЕЕ ___________________________________________________

менее ЛЕГЧАЙШИЙ путь________________________________________


- Замечательно! Справились. Теперь мы отправляемся в музей изобразительных искусств. Контролёр пропускают посетителей только по билетам. Билеты с заданиями. Внимание вопрос.

- Когда в суффиксах прилагательных пишутся одна и две буквы НН? (Экскурсоводы рассказывают правила. Они (две девочки) и идут к доске, диктуют классу словосочетания, что им даст учитель. Учащиеся поднимают сигнальные карточки с Н и НН. Если кто-то допустит ошибку, помогут понять правило и применять его на практике).

 Н или НН?

Утренняя почта, стекля_ый сосуд, тума_ый день, шерстя_ой костюм, телевизио_ая передача, тополи_ый пух, ко­жа_ый плащ.
Задание №5

Аукцион «Подбери как можно больше эпитетов» к слову СНЕГ (белый, ослепительный, сверкающий, чистый, яркий, жёсткий, летучий, плотный, скрипучий, тихий, пушистый, лёгкий, первый, большой, колючий). (Кто подберёт больше эпитетов к слову снег, тот получает в награду данное слово).

-На уроке развития речи мы ещё вернёмся к эпитетам. Они нам нужны будут для описания снега, … А сегодня. Внимание. Задание. Составить 1-2 предложения устно.

- Справились с заданием. Продолжаем путешествие. Дошли до аллеи «Повторение – мать учения»

Игра «Да или Нет». Если утверждение верно, поднимите табличку «Да», если неверно, то «Нет»

1) Относительное прилагательное имеет степени сравнения (нет)

2) Прилагательные более громкий, более широкий относятся к превосходной степени (нет)

3) В суффиксах прилагательных -ОНН, -ЕНН, образованных от имён существительных, пишется одна буква Н. (нет)

4. Образные определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами (да)

5. В предложении прилагательное чаще всего играет роль определения (да)

Рефлексия:

- Сегодня на уроке мы совершили виртуальное путешествие по Прилграду.

-Кому понравилось путешествие, поднимите руки.

-Что у вас получилось легко в процессе урока? (Ответы детей)

-Выполнение каких заданий вызвало затруднения? (Ответы детей)

Оценивание

Домашнее задание.

  1. Пять предложений в рубрику самые-самые о неживой природе.

  2. 15 словосочетаний «сущ.+прил.» по картине Н.Кримова «Зимний вечер» (смотреть в приложении).

  3. Составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы (минимум 10 вопросов).

Вопросительные слова

Основные понятия темы «Имя прилагательное»

Как?

Превосходная степень

Что?

Сравнительная степень

Где?

Качественные

Почему?

Относительные

Сколько?

Притяжательные

Какой?

Частица

Зачем?

Эпитет

Пример:

Как отличить прилагательные с приставкой НЕ- от прилагательных с отрицательной частицей НЕ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!