МКОУ «Липецкая ОШ»
Учитель:
Родина М. В.
2016-2017 г.
Цель: ознакомить учащихся с истоками родного языка и письменности; воспитывать к ним бережное отношение и уважение.
Ход мероприятия
Слайд 1.
Слайд 2.
Мальчик Ваня разглядывает старославянские буквы, любуется ими
Ваня.
О, какие буквы дивные!
Красивые, видно старинные!
Были они когда-то важны,
Теперь уже никому не нужны.
Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы. У детей короны с буквами кириллицы.
Ваня: (удивлённо).
Вы кто?
Ижица.
Я – ижица.
Фита.
Я – фита.
Юс Малый.
Я – юс малый.
Пси.
Я – пси.
Ять.
Я – ять.
Запомни, как правильно нас читать.
Ваня.
Вы красивы и веет от вас стариной,
Но наш алфавит стал иной,
Мне очень жаль и скорбно весьма,
Что из нашего вы исчезли письма.
Ижица.
Что значит исчезли?
Что мы не важны?
Фита.
А старые вещи вам не нужны?
Юс Малый.
Керосиновая лампа – это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.
Ваня.
Ну вот!
Эти вещи стали редкость,
Это память о наших предках.
Пси.
Ну и мы такая же память,
Нас нельзя забыть и нельзя оставить.
Ять.
Нас Пушкин, Лермонтов писали,
Мы светом грамоты их путь освещали.
Ижица.
Мы в старинных книгах живём.
И не только видом красивы.
Фита.
Православный дух храним
На страже церкви нашей будем.
Уходят.
На сцену выходят ведущие (мальчик и девочка).
Ведущий.
Не каждый знает, что сегодня
Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.
Для тех, кто слышит имена их в первый раз,
Начнем, пожалуй, этот длинный сказ.
Слайд 3.
Ведущая.
В далекие, далекие года,
Такие, что представить даже трудно,
В Солониках (Солуни назывался он тогда)
В семье два брата жили дружно.
Ведущий.
Тот, что постарше – был Мефодий,
Помладше брат – был Константин,
Славянами считались все они в народе,
И жили долго, до седин.
Слайд 4
Ведущая.
Мефодий стал военным, как отец,
А Константин был образован чтец,
Учился вместе с ним и малолетний император Михаил,
И Константин с отличием свою учебу завершил.
Ведущий.
А в Греции затем ученым знаменитым стал
И философию в университете преподавал.
За ним ученых степеней тянулся караван,
Он выучил латынь, арабский, он читал Коран.
Ведущая.
Интересовался муж риторикой, наукой
И не испытывал он муку,
Когда учил на память он святого Богослова,
Он мог пересказать Писание из слова в слово.
Слайд 5.
Ведущий.
В те времена славяне из Моравии
Мечтали получить побольше знаний о православии.
Всё потому, что греческий, латынь они не знали
И проповеди в церкви плохо понимали.
Ведущая.
Ведь не было письменности у славян своей,
И с просьбою к царю обратились ото всех людей.
Поэтому царь греков Михаил
Придумать алфавит скорее Константину поручил.
Ведущий.
А обещал ему помочь в этом Мефодий,
Который отслужил 14 лет и был уже в народе,
На горе Олимп, среди святых,
Он принял постриг и жил теперь у них.
Ведущая.
Два брата попросили помощи у Бога
И в 863 году они создали алфавит свой понемногу.
Их письмена были просты, красивы и понятны,
Слова Евангелия Константин писал все внятно.
Слайд 6.
Ведущий.
И перевел с латыни для славян Писание Святое.
Молитвы и ученье Божье стало всем доступное, простое.
А, приняв постриг, Константин в миру Кириллом стал,
И алфавит его народ кириллицей прозвал.
Ведущая.
Обоих братьев – и Кирилла, и Мефодия
С тех пор все стали звать в народе
Святыми просветителями всех славян.
И имена их помнят до сих пор и благословят!
Звучит гимн Кириллу и Мефодию.
Ведущий.
Для лучшего запоминания Азбуки болгарские книжники – ученики Кирилла и Мефодия – создали «Азбучную молитву», которая считается первым славянским стихотворением.
Ведущая.
Аз – Аз есмь свет миру.
Буки – Бог есмь прежде всех век.
Веди – Ведаю всю тайну в человеце и мысль.
Глаголь – Глаголю людям закон Мой.
Добро – Добро есть творящим волю Мою…
Ведущий.
До сих пор ученые всего мира бьются над точной расшифровкой послания, заложенного в славянском алфавите. Существует много трактовок и предположений. Доступный всем смысл послания заложен уже в первых буквах алфавита: «Я буквы ведаю, чтобы говорить добро».
Ведущая.
А знаете ли вы, что раньше каждая буква имела своё значение, ей соответствовала определённая цифра.
Фильм «»
Ведущий.
Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы
Этими значками можно было записать простые слова.
Расшифруйте это слово:
Ведущая.
В начале XVIII века Пётр I провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.
Слайд 8.
Ведущий.
В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова. Что это за буквы и почему их «изгнали» из алфавита?
Ведущая.
Буква «ять» по своему внешнему виду похожа на значок, которым астрономы изображают планету Сатурн. До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой-страшилищей», «буквой-пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила «на ять». Ошибки «на ять» считались самыми страшными. Выражение знать на ять свидетельствовало о наилучших познаниях.
Слайд 9.
Ведущий.
«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевёрнутый кнут. Отсюда пошло выражение прописать ижицу, что означало «выпороть, выдрать», а более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй».
Слайд 10.
Ведущая.
Буквы «ф» и «фита» в алфавите стояли в разных местах, а произносились совершенно одинаково. В дореволюционном справочнике «Весь Петроград» люди с фамилией Фёдоров были помещены в двух совершенно различных местах. Одни на букву «ф», другие – на «фиту». Почему? А потому, что фамилия это могла писаться двояко: и через «ф», и через «фиту».
Слайд 11.
Ведущий.
Буква «ер» (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. До реформы твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ. Букву «ер» называли «бездельником», «лодырем», «разбойником», «дармоедом», «кровососом» . Буква «ер» на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.
Слайд 12.
Ведущая.
Буква «ферт». Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» значило «руки в боки, подбоченясь», затем появилось выражение ходить фертом. В переносном смысле оно означает: «быть самодовольным щёголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».
На сцене появляются два старца (Кирилл и Мефодий), на голове и плечах большие тёмные плащи до пят с капюшонами, бороды от костюмов Деда Мороза.
«Старцы» с удивлением осматривают зал.
Кирилл.
Посмотри сюда, Мефодий –
Это ж наши с тобой буквы,
Говорил тебе: «В народе
Наши буквы помнить будут!»
Знать, трудились не напрасно,
Видишь – торжество какое,
Посмотри-ка, жизнь – прекрасна!
Видно, празднество большое.
Мефодий.
Слышал, гимн пропели и тебе, и мне,
Значит, мы прославили Россию на Земле.
Такой язык красивый создали не зря,
Ты видишь – все славяне нас благодарят.
Однако, кто это кричит,
А речь мне не понятна?
«Старцы» отходят в сторонку. На сцене появляются мальчик и девочка, ведущие между собой диалог (громко):
Мальчик.
Эй, прикинь – училка по физ-ре обалдела, мне пару вкатила за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!"
Девочка.
А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать с дуба рухнул. В чем мне теперь на тусовку подрулить?"
Мальчик и девочка, оживленно жестикулируя, удаляются.
Снова на сцену выходят «старцы».
Кирилл.
Видать заморские слова
Проникли в речь на Русь.
И трудно будет их изжить, боюсь…
Мефодий.
Да нет, ведь это отроки младые,
Не выучили все они слова красивые, простые,
А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,
То враз их головы наполнятся умишком,
Поймут они, что никогда нельзя предать
Язык родной, как Родину и Мать!
Слайд 13.
Ведущий.
А сейчас, ребята, мы предлагаем вам принять участие в игре «Назови слово».
К старославянским словам нужно подобрать пары исконно русских слов.
Глад – голод; здравие – здоровье; страж – сторож; страна – сторона; драгой – дорогой; брег – берег; древо – дерево; хлад – холод; врата – ворота; злато – золото; власы – волосы.
Ведущая.
Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни и пропагандировать нашу русскую культуру, помнить наши традиции.
Ведущий.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из дальней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!