СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Путешествие в царство омонимов (внеурочное занятие)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Путешествие в царство омонимов (внеурочное занятие)»

Поделись улыбкой

Поделись улыбкой

Добро пожаловать в лексическое царство  ОМОНИМОВ!

Добро пожаловать в лексическое царство ОМОНИМОВ!

 Норка вылезла из норки    Нету норки,  И пошла к знакомой норке.   Может, норка  В норку норкину     Возле норки?  Вошла,      Нет нигде.  Норку в норке     Пропал и след.      Не нашла.      Норка – здесь,  Если в норке     А норки нет! А. Шибаев.

Норка вылезла из норки Нету норки,

И пошла к знакомой норке. Может, норка

В норку норкину Возле норки?

Вошла, Нет нигде.

Норку в норке Пропал и след.

Не нашла. Норка – здесь,

Если в норке А норки нет!

А. Шибаев.

Цель урока - понять, какие слова являются омонимами .  Научиться находить и различать омонимы в тексте.  Научиться отличать омонимы и многозначные слова.  Научиться использовать омонимы в речи.  Обогащать словарный состав.

Цель урока -

понять, какие слова являются омонимами .

  • Научиться находить и различать омонимы в тексте.
  • Научиться отличать омонимы и многозначные слова.
  • Научиться использовать омонимы в речи.
  • Обогащать словарный состав.
Омонимы – это…  Омонимы (от древнегереч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это слова, имеющие одинаковое звучание , но совершенно различные по лексическому значению . Например: лук - огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд.

Омонимы – это…

  • Омонимы (от древнегереч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это слова, имеющие одинаковое звучание , но совершенно различные по лексическому значению .
  • Например: лук - огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд.
 Норка вылезла из норки    Нету норки,  И пошла к знакомой норке.   Может, норка  В норку норкину     Возле норки?  Вошла,      Нет нигде.  Норку в норке     Пропал и след.      Не нашла.      Норка – здесь,  Если в норке     А норки нет! А. Шибаев.

Норка вылезла из норки Нету норки,

И пошла к знакомой норке. Может, норка

В норку норкину Возле норки?

Вошла, Нет нигде.

Норку в норке Пропал и след.

Не нашла. Норка – здесь,

Если в норке А норки нет!

А. Шибаев.

ЭТИМОЛОГИЯ слов НОРА НОРКА Общеславянское: от nerti – Заимствовано из финского языка: «nirk» - горностай. 1. скрываться;  2. погружаться. РАЗНЫЕ по происхождению.

ЭТИМОЛОГИЯ слов

НОРА

НОРКА

Общеславянское:

от nerti –

Заимствовано из финского языка: «nirk» - горностай.

1. скрываться;

2. погружаться.

РАЗНЫЕ по происхождению.

КАПИТАН кран¹ кран²

КАПИТАН

кран¹

кран²

Сходство и отличие омонимов и многозначных слов    СХОДСТВО   Пишутся  одинаково.  ОТЛИЧИЕ  Многозначные    Омонимы  имеют   абсолютно  общее в ЛЗ   разные ЛЗ (по форме, цвету,  характеру, действию )

Сходство и отличие омонимов и многозначных слов

СХОДСТВО

Пишутся

одинаково.

ОТЛИЧИЕ

Многозначные Омонимы

имеют абсолютно

общее в ЛЗ разные ЛЗ

(по форме, цвету,

характеру, действию )

Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.   1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот.  2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь.  3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.

1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.

1.Апельсин – плод цитрусового дерева.  По реке проплывал плот .   2. Я люблю печь пироги. В доме  перекладывали печь .   3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу . В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот . 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь . 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу .

В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

ВИДЫ ОМОНИМОВ Полные ( ключ )     * Частичные (совпадает вся система форм) 1. Омо фон ы  (звучат одинаково, но пишутся по-разному, имеют разное значение) Поласкать собаку - полоскать бельё  2. Омо форм ы (звучат одинаково лишь в некоторых грамматических формах, чаще всего являются разными частями речи)  Дать по калачу ( предлог с сущ.)– сильно поколочу(глагол)  3. Омо граф ы (совпадают в написании, но различаются произношением- различия в ударении) А что такое Атлас ? Его приносят в класс? Я прочитала «атлас», Но есть ведь и атлАс .

ВИДЫ ОМОНИМОВ

  • Полные ( ключ ) * Частичные

(совпадает вся система форм)

1. Омо фон ы (звучат одинаково, но пишутся по-разному, имеют разное значение)

Поласкать собаку - полоскать бельё

2. Омо форм ы (звучат одинаково лишь в некоторых грамматических формах, чаще всего являются разными частями речи)

Дать по калачу ( предлог с сущ.)– сильно поколочу(глагол)

3. Омо граф ы (совпадают в написании, но различаются произношением- различия в ударении)

А что такое Атлас ?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и атлАс .

Каламбур  – это игра слов, основанная на столкновении в одном контексте различных значений слов или омонимов.   Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С. Я. Маршак)
  • Каламбур это игра слов, основанная на столкновении в одном контексте различных значений слов или омонимов.

  • Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его. (С. Я. Маршак)
Отгадайте загадки. 1. Вот слово. Для решенья В нем отыщите два значенья: Несется первое к реке, Другое щелкает в замке. Одно лепечет на поляне, Шумит в лесу и на лугу, Другое улеглось в кармане И там все время ни гугу.    2. Я травянистое растение       С цветком различного цвета,       Но переставьте ударение,       И превращаюсь я в конфету.  3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная. Небольшая, но лошадка – очень симпатичная. Если в городе её вам придётся встретить, На пешеходном переходе – можно не заметить.

Отгадайте загадки.

1. Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкает в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу. 2. Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.

Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.

Если в городе её вам придётся встретить,

На пешеходном переходе – можно не заметить.

Что такое «каламбур»? Каламбур – это игра слов.  - Кто вы?  - Мы лисички, дружные сестрички.  - Ну а вы-то кто же?  - Мы лисички тоже.  - Как, с одной-то лапкой?  - Нет, ещё со шляпкой. Сев в такси, спросила такса:  - За проезд какая такса? А водитель:  - Денег с такс Не берем совсем. Вот так-с!

Что такое «каламбур»?

Каламбур – это игра слов.

- Кто вы?

- Мы лисички, дружные сестрички.

- Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

Сев в такси, спросила такса:

- За проезд какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

Не берем совсем. Вот так-с!

Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен? -Наконец мы нашли настоящий замок . Это была настоящая мука.

Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?

-Наконец мы нашли настоящий замок .

Это была настоящая мука.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство. Зал е зать на дерево – зал и зать рану, зап е вать куплет – зап и вать лекарство. Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.

Зал е зать на дерево – зал и зать рану, зап е вать куплет – зап и вать лекарство.

Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.

Что называют омонимами? В чём отличие омонимов от многозначных слов? Назовите виды омонимов.
  • Что называют омонимами?
  • В чём отличие омонимов от многозначных слов?
  • Назовите виды омонимов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!