СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путеводитель по Приполярному Уралу

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание маршрута туристического похода с рекомендациями

Просмотр содержимого документа
«Путеводитель по Приполярному Уралу»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

г. Печора





Путеводитель по Приполярному Уралу


Автор: Чапин Никита Львович

Научный руководитель: Чапина Ирина Валерьевна,

учитель биологии МОУ «СОШ№3» г. Печора

а

























г. Печора

2021 год



Содержание

Стр.


Введение………………………………………………… 3

2.Теоретическая часть -паспорт путешествия………….. 4

2.1.Место проведения…………………………………. 4

2.2.Подобная нитка маршрута……………………….. 4

2.3.Содержание отчёта о путешествии………………. 4

2.4.Потенциально опасные участки………………….. 9

2.5.Наиболее интересные объекты…………………… 9

2.6. Дополнительные сведения……………………….. 9

2.7. Оборудование, снаряжение……………………… 9

2.8. Выводы и рекомендации……………………….. 10

3. Практическая часть…………………………………… 11

3.1.Социологический опрос…………………………. 11

3.2.Путеводитель по маршруту……………………… 13

4. Заключение……………………………………………. 14

5. Литература…………………………………………….

6. Приложения……………………………………………






























Введение

В настоящее время популярность приобретают туристические маршруты по малодоступным местам. Таких в Республике Коми немало. Побывав в одном из таких мест, мы решили рассказать как можно большему количеству людей об этом маршруте.

Цель работы: создать путеводитель туристического маршрута по горам Приполярного Урала.


Задачи:

  • Собрать информацию о пеше-водном туристическом походе: фотографический материал, описание маршрута, нанести на карту путь маршрута

  • Составить интерактивный путеводитель маршрута.

  • Оформить буклет о маршруте.

  • Провести социологический опрос об актуальности туристических маршрутов по горам Урала.


Методы

  • Описание

  • Фотографирование

  • Интервьюирование

  • Нанесение объектов на карту


Актуальность:

При прохождении маршрута мы попали в места, где бывало немного людей, это, например, заброшенная штольня кварцедобытчиков. Это место даже не нанесено на карту как туристический объект, хотя очень интересно для посещения. Мы подробно описали и нанесли на карту путь к этой штольне. Путеводитель показывает опасные и интересные места маршрута. Точные координаты, указанные на карте, помогут пройти маршрут даже новичкам в туристическом деле.

Работа предназначена для популяризации интересных мест родного края, что ознакомления с пеше-водным туристическим маршрутом, по которому было бы интересно пройти и бывалому туристу и новичку.

Согласно данному путеводителю маршрут окажется более доступным.














2.Паспорт путешествия.

2.1. Место проведения: Россия, Республика Коми, Интинский район, территория Национального парка Югыд-Ва, Приполярный Урал.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяжённость активной части похода, км.

продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Пеше-водный

II категория

Около 200 км.

10 дней

9 дней

04.07.2012-13.07.2012

2.2. Подробная нитка маршрута:

г. Инта – станция Сана-вож – база «Желанная» – г. Народная – база «Желанная»- станция Сана-вож – река Кожим – 1952 км. (Кожим рудник).

2.3. Содержание отчёта.

Дата - 04.07.2012

День в пути - 1

Утро: солнечно, +160С, ветер слабый

День: солнечно, +190С, ветер слабый

Вечер: ясно, +170С, ветер сильный

Маршрут на день: г. Инта – станция Желанная

Пройденное расстояние – 240 км.

Перепад высот: 100 м.

Чистое ходовое время: 6 часов в автомашине, пешком – 0 часов

переезд на автомашине Урал от г. Инты до ст. Желанная (см. на карте точка 1). Путь в машине занял 6 часов. Очень плохая дорога, сильно укачивает. Для преодоления в профилактических целях необходимо принимать противоукачивающие средства или совершить путь натощак. Сильная духота в машине усугубляет ситуацию Поэтому одежда должна быть лёгкая, хлопчато-бумажная. Людям, наиболее плохо переносящим укачивание, необходимо сесть в кабину к водителю (помещается 3 человека).

Дата - 05.07.2012

День в пути - 2

Утро: солнечно, +160С, ветер слабый


День: переменная облачность, небольшой дождь, +190С, ветер слабый

Вечер: дождь, +130С, ветер сильный, с порывами


Маршрут на день: станция Желанная – предгорья г. Народной

Пройденное расстояние – 12 км.

Перепад высот: 200 м.

Чистое ходовое время: 6 часов пешком

большой участок пути шли по болотистой местности. От станции Желанной шли вдоль озера Большой Балбанты, правого берега р. Балбанью, озера Малый Балбанты, Верхний Балбанты, мимо гор Старик-Из Старуха-Из, там останавливались на обед (см. на карте точка 2), остановились с ночёвкой на берегу р. Балбанью, напротив г. Лимбекова (см. на карте точка 3). Путь пролегал по старым дорогам от вездеходов. Преодоление болотистых мест проходило вброд. Постоянно мокрые ноги и одежда сопровождали нас целый день. При усиливающемся ветре это переносилось трудней. Все завернулись в полиэтиленовые плащи. Бывалые туристы советуют в таких условиях иметь специализированную обувь со сливом воды. В условиях большой влажности воздуха и довольно низкой температуры ночью одежда и обувь плохо сохли. Рекомендации всем: иметь с собой газовую горелку, мини-примус или горючие таблетки в большом количестве, можно хотя бы согреться. Не сохнет джинсовая одежда, поэтому штаны должны быть из болоньевой ткани.

Дата - 06.07.2012

День в пути - 3

Утро: переменная облачность, +160С, ветер слабый

День: переменная облачность, небольшой дождь, +70С, ветер сильный, с порывами

Вечер: дождь, +50С, ветер сильный, с порывами

Маршрут на день: предгорья г. Народной – гора Народная – предгорья горы Народной

Пройденное расстояние – 9 км.

Перепад высот: 1300 м.

Чистое ходовое время: 13 часов пешком

восхождение на г. Народная (см. на карте - точка 4). Время в пути до вершины - 7 часов, обратный путь до лагеря 5 часов. Большая часть пути по камням с острыми краями, поэтому не рекомендуется обувь с мягкой подошвой. Заболоченные участки и широкие водные преграды отсутствуют, ручьи преодолеваются по камням, поэтому резиновые сапоги тоже неактуальны. Хороший вариант – армейские ботинки с высоким подъемом, т.к. довольно длинный участок пути (около 170 м.) идём по снежнику. Отсутствие дров полное, поэтому для приготовления обеда необходим примус. Продукты следует оставить возле ручья перед подъемом по снежнику. В дальнейший путь берем только воду и высокоэнергетическую еду – колбасу, сыр, сухари, курагу, изюм. После высоты 1200 метров попадаем в облака и до самой вершины очень плохая видимость, не более 100 метров. Выручил GPS – навигатор. На вершине пошел снег, очень сильный ветер, но это не помешало фотосессии. При спуске с горы следует соблюдать большую осторожность – камни из-за влажности весьма скользкие и высока вероятность получения травм.

Дата - 07.07.2012

День в пути - 4

Утро: солнечно, +160С, ветер слабый


День: переменная облачность, небольшой дождь, +190С, ветер слабый

Вечер: дождь, +130С, ветер сильный, с порывами


Маршрут на день: предгорья г. Народной – станция Желанная, заход на заброшенную штольню кварцедобытчиков.

Пройденное расстояние – 17 км.

Перепад высот: 600 м.

Чистое ходовое время: 9 часов пешком

обратный путь шёл по той же вездеходной дороге. Трудности сырых болотистых мест переносились гораздо легче – организм уже привык. В межгорной седловине между горами Старуха – Из и Старик – Из по довольно хорошей утрамбованной дороге мы совершили заход в заброшенную штольню бывших кварцедобытчиков (см. на карте точка 5). От начала седловины путь занял 2 часа (пройти пришлось почти 5 километров). Скорость пути была не очень большая, т. к. приходилось проходить ручьи, которые мы преодолевали вброд. Штольня находится на высоте 850 метров над уровнем моря, а подниматься нам пришлось на относительную высоту 200 метров под углом 900. Для посещения штольни необходимо иметь фонарик из за отсутствия естественного освещения в ней, тёплую одежду, т.к. температура в штольне отрицательная. Зато все эти сложности окупились видом, который открылся нам: великолепные снежные кристаллы, ледяные наросты на полу в виде сталагмитов. Путь обратно до начала седловины занял немного меньше времени, т.к. шли уже вниз. Весь день нам сопутствовал шквалистый ветер, из за него было довольно холодно, поэтому одежда должна быть непродуваемой.

Остаток дня в этот день пути занял обратный путь до базы Желанной, где мы предприняли ночёвку. В 8 часов вечера пошёл ливень, не прекращающийся всю ночь. Палатку пришлось ставить на каменистой почве, подложив под дно растения иван-чая. Необходимы навыки быстрой установки палатки, чтобы не намокнуть.

Дата - 08.07.2012

День в пути - 5

Утро: переменная облачность, +140С, ветер слабый

День: переменная облачность, небольшой дождь, +160С, ветер слабый

Вечер: небольшой дождь, +190С, ветер слабый

Маршрут на день: станция Желанная – база Сана-вож

Пройденное расстояние – 60 км.

Перепад высот: 100 м.

Чистое ходовое время: 12 часов пешком

путь начали с самого утра. Шли по утрамбованной, довольно хорошей дороге, но трудность заключалась в большом количестве вещей и очень большом участке пути, который нужно было пройти за день. Многое зависит от обуви – она должна быть очень удобной. По пути можно поймать попутную машину, но нам не посчастливилось – мы весь путь проделали самостоятельно. Останавливались на обед, небольшие привалы. Дров в окрестности много, это трудностей не представляло. На базе Сана-вож есть баня, организованная стоянка в безветренном тёплом месте, есть домик для туристов. Но мы выбрали остановиться в палатке.

Дата - 09.07.2012

День в пути - 6

Утро: переменная облачность, +140С, ветер слабый

День: сильный дождь, +160С, ветер слабый


Вечер: сильный дождь, +160С, ветер слабый

Маршрут на день: база Сана-вож – устье реки Балбанью

Пройденное расстояние – 1,5 км.

Перепад высот: 0 м.

Чистое ходовое время: 1 час пешком

в этот день наша задача была дойти до устья реки Балбанью (места впадения её в реку Кожим), собрать катамараны. Но из-за сильного дождя сбор катамаранов пришлось отложить. Для доставки катамаранов была арендована попутная машина, поэтому мы почти налегке добрались до места. Идти немного – 1,5 км, но можно ещё и срезать путь – по дороге не спускаться к реке, а пройти весь путь «верхом» - т.е. по верхней кромке речной долины, так можно сэкономить около получаса времени.

Дата - 10.07.2012

День в пути - 7

Утро: переменная облачность, +140С, ветер слабый

День: небольшой дождь, +160С, ветер слабый


Вечер: сильный дождь, +160С, ветер слабый


Маршрут на день: устье реки Балбанью – турбаза Орлиное

Пройденное расстояние – 14 км.

Перепад высот: 100 м.

Чистое ходовое время: 3 часа сплавом

С самого утра собирали катамараны, грузили и паковали в непромокаемую тару вещи. После обеда смогли отплыть. В 0,5 км ниже устья Балбанью самый сложный порог на Кожиме – порог Манюку (см. на карте точка 6) - дилетантам пройти его представляло бы большую опасность. Поэтому самые бывалые члены группы по очереди провели все 4 катамарана по правому берегу реки, пристали к левому берегу ниже прижима и каждая команда заняла свой катамаран. Река здесь бежит среди скалистых островов с отвесными берегами высотой до 5 м. При входе и выходе из порога в русле много подводных и надводных камней. На входе в порог русло сужается до 6 метров, и вода с большой скоростью и высокими стоячими волнами устремляется в сужение. Река поворачивает вправо на 90°, и мощный поток ударяется в левый скалистый берег высотой до 10 м. Проход вдоль правого берега между ним и островами. Места тут красивые: скалистое ущелье, справа - холмы, слева в 1 км ниже порога – 30-метровый каменный останец, напоминающий фигуру женщины. После первого порога скальный участок продолжается еще на 1 км и заканчивается 2-м порогом. Порог S-образный, в середине порога два каменных острова, проход между ними, на выходе слив с подводной плиты, просмотр. Далее в устье ручья Бадья-шор – серия из трех порогов. Правый берег – отвесная скала, слева каменистая отмель, проход ближе к правому берегу, уходя от прижима. В сливе 5-го порога торчит «зуб», ширина слива около 3 м.

Остальные пороги до устья ручья Тэла-шор значительно проще, можно идти без просмотра. В устье Тэла-шора база геологов Орлиная – хороший ориентир(см. на карте точка 7). Тут устроили ночёвку. Была организована баня (отличного качества, сауна). Турбаза является таковой в современности, а раньше здесь жили золотодобытчики. Сейчас же, по словам бывалых, здесь всё похоже на европейские туристические базы. Отличная сауна, мини-музей, всё стилизовано. Просто отлично! Перед базой висячий мост через речку (единственный на Кожиме). Наши смельчаки ходили по нему, хотя и опасно, он всё-таки староват. Ночевали в оборудованном для стоянки месте недалеко от стационарных домиков.

Дата - 11.07.2012

День в пути - 8

Утро: переменная облачность, небольшой дождь, +100С, ветер слабый

День: сильный дождь, +60С, ветер сильный, с порывами в лицо


Вечер: переменная облачность, +140С, ветер слабый


Маршрут на день: турбаза Орлиное – организованная стоянка

Пройденное расстояние – 20 км.

Перепад высот: 50 м.

Чистое ходовое время: 5,5 часа сплавом

Выехали рано, но отъехать сразу помешал сильный ливень. Переждали. Дождь не прекращался и решили всё равно выезжать. Большие перекаты, валуны уже встречаются реже, но есть длительные участки мелководья, приходилось выходить из катамарана и подталкивать. Сели на валун, который еле торчал из воды, еле столкнули с него катамаран. Необходимо быть очень внимательным сидящим спереди – замечать камни издали, чтобы успеть свернуть. В 200 м ниже порога устье правого притока Бол. Тавроты а через 9 км – широкая, поросшая лиственничным лесом долина Лимбекою. Чуть выше устья Лимбекою на реке остров – в этом месте Кожим пересекает дорога из Инты – место называется Верхний Брод. Ниже устья Лимбекою – длинная шивера с разбросанными по руслу валунами и сильным течением. Далее идут мощные перекаты почти до устья Бетью (справа). Берега на этом участке высокие, скалистые, покрытые наверху хвойным лесом, в русле много лесистых островов. Ниже Бетью Кожим прямой, широкий, иногда делится на рукава. У пересечения автодороги с Кожимом необходимо плыть по левой протоке (у острова), правая очень мелкая. За переправой очень долго нет подходящего места для остановок. На обед смогли остановиться только в первом лиственничном лесу(см. на карте точка 8). Всё сырое, разжечь костёр смогли с трудом. Надо обязательно иметь жидкость для розжига на всех плавсредствах, у нас главный катамаран отстал и мы разжигали без горючего. Было очень-очень холодно, многие от холода с трудом разговаривали. В этой ситуации помогла бы непромокаемая и непродуваемая одежда, резиновые утеплённые перчатки, но мы этого не предусмотрели. Всё равно к концу обеда все согрелись, дождь утих, а затем и вовсе прошёл, солнце появилось. До ужина проплыли недолго, встали на ночёвку (см. на карте точка 9), разожгли много костров, просушились.

Дата - 11.07.2012

День в пути - 8

Утро: переменная облачность, небольшой дождь, +100С, ветер слабый

День: неболльшой дождь, +150С, ветер сильный, с порывами в лицо


Вечер: переменная облачность, +130С, ветер слабый


Маршрут на день: организованная стоянка – организованная стоянка

Пройденное расстояние – 15 км.

Перепад высот: 50 м.

Чистое ходовое время: 5,5 часа сплавом

День очень благоприятный, обед и ночёвка на организованных стоянках (см. на карте точка 10). Опасных мест нет. Река полноводна, течение среднее, грести почти не надо. Подгребаем в некоторых местах от камней, торчащих на мелких местах, чтобы не «сесть» на них.

Дата - 12.07.2012

День в пути - 9

Утро: переменная облачность, небольшой дождь, +150С, ветер слабый

День: переменная облачность. +190С, ветер слабый



Вечер: ясно, +170С, ветер слабый



Маршрут на день: организованная стоянка – скала Монах

Пройденное расстояние – 18 км.

Перепад высот: 50 м.

Чистое ходовое время: 7 часа сплавом

Река уже полноводна, скорость течения небольшая, плыли долго, но путь пройден не очень большой. Погода хорошая, почти не гребём, валунов и порогов нет. Отдыхаем, наслаждаемся видами, некоторые читают, отгадывают кроссворды. Через 7 км после Дурной – устье ручья Пальник-шор (слева), выше него на опушке березового леса отличное место для лагеря. Правый берег в этом месте – отвесная скала высотой около 100 м. В 3 км ниже Пальник-шора Кожим делает большую петлю. У начала поворота правый берег обрывается известняковой 20-метровой скалой Каюк-Нырт (Нос лодки). Река здесь разливается широким озером, под скалой хорошо берет хариус и кумжа. Встретили геологов, их лагерь разбит на том месте, где планировали остановиться мы. Поэтому доходим аж до Монаха (см. на карте точка 11). Но зато на последний день остаётся пройти совсем ничего. Останавливаемся на левом берегу напротив скалы Монах. В этот день относительно тепло, многие купаются.

Дата - 13.07.2012

День в пути - 10

Утро: переменная облачность, небольшой дождь, +150С, ветер слабый

День: солнечно +250С, ветер слабый



Вечер: ясно, +230С, ветер слабый



Маршрут на день: скалы Монах – 1952 км (Кожим рудник)

Пройденное расстояние – 6 км.

Перепад высот: 3 м.

Чистое ходовое время: 1,5 часа сплавом

В этот день идём спокойно, подгребаем, чтобы успеть на поезд. Виды уже не столь живописны, похожи на таёжные места.

Руководитель группы заказал к месту высадки (см. на карте точка 12) грузовую машину, чтобы не тащить на себе катамараны. Погода отличная. Садимся в рабочий поезд, состоящий из двух вагонов и отправляемся на родину.


2.4. Потенциально опасные участки.

  • В пешей части наиболее опасным является восхождение на гору Народную. Мокрые острые камни во время непогоды представляют реальную опасность для жизни.

  • Опасно восхождение по леднику. Движение должно быть размеренным, со страховкой.

  • В водной части в первый день опасен прижим Манюк. Его лучше обойти по суше или по противоположному берегу. Неподготовленным туристам проходить по нему нельзя.

  • В предпоследний день опасен Каюк-Нырт. Но по малой воде мы прошли его спокойно.


2.5.Наиболее интересные природные объекты.

  • Интересны горные озёра: Малое и Большое Балбанты, Голубое. Завораживает их голубизна, чистота.

  • Гора Народная. Это самая высокая вершина на европейской части России. Атрибуты вершины – щит, крест – отделяющий Европу и Азию.

  • Живописные скалы по берегам реки Кожим.

  • Штольня кварцедобытчиков.

  • Висячий мост через Кожим в окрестностях Орлиного Гнезда.


2.6.Дополнительные сведения.

Климатические условия очень переменчивы. В разгар лета необходимо быть готовым к разной погоде: заморозкам до минусовой температуры и очень жаркой с палящим солнцем. В нашем походе никто не заболел, хотя претерпели очень холодное время. Сильно обветрились лица и губы (для этого крем).


2.7.Оборудование, снаряжение, предметы первой необходимости.

  • Катамаран 6-и местный – 4 шт.

  • Комплекты вёсел на каждое судно – 24 шт.

  • Спасконцы - 4 шт.

  • Палатки 4-х и 3-х местные – 7 шт.

  • Туристические «Коврики» - 30 шт.

  • Спальные мешки – 30 шт.

  • Резиновые перчатки с утеплителем.

  • Сменная одежда (нижняя и верхняя), обувь (для ходьбы, тёплые непромокаемые сапоги).

  • Непромокаемые мешки для спального мешка, рюкзака, личных вещей.

  • Аптечка.

  • Крем для рук.

  • Солнцезащитные очки.

  • Примус, горючие таблетки для обогрева палатки.

  • Карманные фонарики.

2.8.Выводы и рекомендации.

  1. Впечатления от данного похода у нас остались только самые положительные. Внешние факторы, влияющие на это, были очень благоприятными: прекрасная природа, легкая заброска и выброска. Богатый растительный и животный мир на таком маршруте также очень порадовал. Видели много разнообразных хищных птиц, медведицу с медвежатами. Это было одним из наиболее ярких впечатлений всего похода. Часто встречались занесённые в Красную Книгу растения: полярный мак, лядвенец и др.

  2. Выбранная тактика движения позволила нам пройти маршрут, не потратив на это слишком много сил. После восхождения на гору Народа поход проходил уже в режиме отдыха.

  3. Освоение этого региона также представляет существенный интерес для любителей пеше-водных путешествий. Сильной группе будет весьма приятен сплав по нижнему течению Балбанью с её множеством порогов. Любителям пеше-водных маршрутов с продолжительной пешей частью, можно посоветовать освоение маршрута до г. Манарага. Пешая часть тогда продлится на день.
































3.Практическая часть.

    1. Социологический опрос:

  • Были ли Вы участниками туристических походов по территории Республики Коми?

  • Хотели бы Вы сами быть участниками туристических походов по территории Республики Коми (если ещё не были)?

  • Владеете ли Вы информацией о туристических маршрутах по территории Республики Коми (территории Национального парка Югыд-Ва?)

  • Считаете ли Вы нужным информирование населения о туристических маршрутах по территории Республики Коми?




По итогам проведённого соцопроса можно сделать выводы:

- большинство респондентов не были участниками туристических походов по территории Республики Коми, но хотят побывать в таких походах (диаграммы 1,2)

Диаграмма 1.






Диаграмма 2.


- большинство опрошенных не знают о туристических маршрутах по Республике Коми (диаграмма 3);



Диаграмма 3.


- все опрошенные считают, что информация о походах будет полезна к сведению населения (диаграмма 4).



Диаграмма 4.






    1. Путеводитель (в электронном виде)


  1. Заключение.

  • Мы описали маршрут по дням прохождения, подтвердили маршрут картой, фотографическим материалом.

  • Составлен интерактивный путеводитель, в котором удобно помещена информация о местах ночёвок и днёвок при прохождении маршрута.

  • Составлен путеводитель, в котором отмечены самые интересные, опасные места, даны советы о необходимом личном оборудовании, даны контактные телефоны организаторов.

  • Проведён социологический опрос, который подтвердил необходимость данной работы в целях развития туристической работы в горах Урала и популяризации маршрутов.










  1. Использованная литература.

  1. Республика Коми: Энциклопедия. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1997.

  2. Как писать отчёт. Пособие по составлению отчётов о туристических походах, путешествиях и спортивных турах.- М,: 2005.

  3. Данько В.Ю., Ерёмкин М.А. Вершины Центральной части Приполярного Урала. Путеводитель по национальному парку «Югыд-Ва» - Сыктывкар.2004.

  4. Фишман М.В. Каменный пояс. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2002. – 96 с., ил. (серия «Познай свой край»).


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!