СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путеводитель по России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

путеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по Россиипутеводитель по России

Просмотр содержимого документа
«Путеводитель по России»

Тема: Отзвуки страшных лет…

Цель: формировать представление о «Мамаевом кургане» как о мемориальном комплексе, позволяющем хранить историческую память о временах Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Познакомить с наглядным образом «Мамаева кургана».

2. Познакомить с историей создания памятника - ансамбля на «Мамаевом кургане».

3. Формировать эмоционально – положительное отношение к событиям, связанным с историей создания монументального ансамбля на «Мамаевом кургане».

Планируемые результаты:

Познавательные:

1. Анализировать роль монументального ансамбля на «Мамаевом кургане» в истории России, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

2. Устанавливать причинно – следственные связи между созданием мемориального комплекса и событиями Великой Отечественной войны.


Регулятивные:

1. Определять цель деятельности совместно с учителем.


Коммуникативные:

1. Излагать своё мнение, аргументируя его и подтверждая фактами.

2. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.


Личностные:

1. Осознавать себя гражданином России, испытывать гордость за итоги событий Великой Отечественной войны.

2. Формирование уважительного отношения к героям Великой отечественной войны.

3. Формирование ответственности за сохранение и передачу исторической памяти народа России.






1. Вводная часть

- Ребята, как вы думаете, что общего у нас, жителей Брянщины, и у жителей Тулы, Орла, Волгограда, Смоленска, Владивостока?

- Верно! Мы- жители одной страны, у нас общее прошлое, наши отцы, матери, деды вместе радовались победам и огорчались неудачам нашей страны, мы вместе гордимся её героями.

- А как мы узнаём о прошлом нашей Родины?

- Что в нашей окружающей жизни напоминает и рассказывает нам о прошлом?

- Что должны предпринимать люди для того, чтобы народ знал и помнил о своих героях?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины, в котором было немало героических страниц. Одной из таких страниц является великая Сталинградская битва. И мы с вами отправимся в город Волгоград и рассмотрим мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане.

- Ребята, скажите, какую цель мы можем перед собой поставить? (Узнать об истории создания памятника – ансамбля на «Мамаевом кургане»)

- А какие задачи можем перед собой поставить? (узнать, какому событию посвящён памятник- ансамбль, рассмотреть отдельные памятники, входящие в состав ансамбля, …..)- Что бы вы хотели узнать?

- Молодцы, давайте попробуем ответить на наши вопросы.


2. Основная часть.

1. Историческая справка:

- Ребята, как вы думаете, что такое «Мамаев курган»?

Мамаев Курган — центральная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны, до Сталинградской битвы российская армия терпела поражения, и именно здесь, в Сталинграде, враг был остановлен. Созданный здесь памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – сохранил на века историю об отваге и бесстрашии защитников Сталинграда в ходе ожесточенных боёв за город.

Вы видите портрет главного скульптора – это Вучетич Евгений Викторович. Он был очень талантливым человеком и несравненным монументалистом.


- Какая скульптура самая первая бросается в глаза? («Родина – мать зовёт!»)

- Верно, так как это композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая скульптура-статуя в мире. Её высота — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн

(для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров).


Пройдя по площади пирамидальных тополей, мы окажемся на площади.

В её центре расположен бассейн со скульптурой "Стоять насмерть" высотой 16,5 м. Композиция «Стоять насмерть» отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города.

Когда мы подходим к площади "Стоять насмерть", то с удивлением видим как солдат полностью закрывает своей грудью стоящую на холме громадную фигуру "Родина мать". Таков был замысел гениального скульптора Е. В. Вучетича.

У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова — похороненного на территории Мамаева кургана.



С обеих сторон лестницу обрамляют стены – руины. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих “развалин” выступают изображения человеческих лиц в определённом смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. В стенах установлены динамики, из которых доносится грохот боя, голос диктора, песни времен войны.


Затем мы попадаем на площадь «Героев»

Площадь разрезана огромным прямоугольным бассейном, заполненным водой.

С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!" Длина знамени более 100 м.

Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев.



С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. Зал воинской славы — цилиндрической формы здание. В центре перекрытия — круглый проем диаметром 11 м, с приподнятым железобетонным перекрытием. По всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Над знаменами — широкая лента с надписью:

"Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!"

Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби.


На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей.

Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней.


От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе.

От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней (Как вы думаете, почему 200 ступеней?), так как Сталинградская битва продолжалась ровно двести дней и ночей.


3. Заключительная часть.

- С каким памятником мы познакомились?

- Где он находится?

- Каким событиям он посвящён?

- Молодцы.

- А теперь я предлагаю вам сыграть в небольшую игру. Так мы узнаем, кто был самым внимательным.

(На слайде из перечня картинок уберите те объекты, которые мы не рассматривали)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!