СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути формирования связной речи у детей с особыми образовательными потребностями на коррекционно–развивающих занятиях в условиях КППК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения

Просмотр содержимого документа
«Пути формирования связной речи у детей с особыми образовательными потребностями на коррекционно–развивающих занятиях в условиях КППК»

Пути формирования связной речи у детей

с особыми образовательными потребностями на коррекционно – развивающих занятиях по СБО в условиях КППК (педагогический совет 27.11.2018г.)

подготовила: социальный педагог Галкина А.С.



Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ педагога является для ребенка языковым авторитетом. Более того, именно речевая среда служит источником становления коммуникативной компетентности дошкольника.

В настоящее время для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста также большое значение имеет демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет установить между ребенком и взрослым доверительные, раскрепощенные отношения. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

  • Индивидуальный подход.

К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

  • Создание психологической благоприятной атмосферы в группе.

Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:

- отношениями между воспитателем и детьми;

- отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Педагог или воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно педагог (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.

Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос педагога или воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.

Предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

- Сегодня я рада видеть всех вас! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении»

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении необходимо:

• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

• Быть затейником и участником детских игр и забав.

• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Вывод: целенаправленная и совместная работа педагога-психолога и воспитателя по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое развитие, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.















Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации на повышение уровня развития учащихся. Курс СБО в кабинете психолого-педагогической коррекции рассчитан на два возрастных периода, что нашло свое отражение в индивидуально-развивающей программе, что позволили осуществить дифференцированный подход к обучению. Основываясь на программу социальной адаптации детей и подростков с проблемами в развитии специальной коррекционной образовательной школы 8 вид, я составила собственную и переработав ее, адаптировала к условиям КППК, с учетов возрастных и психофизических особенностей развития учащихся , уровня их знании и умении. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличение обьема сведений, что позволило решить и поставить следующие задачи

  1. Совершенствование мелкой моторики, закрепление простейших качественных связей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза.

  2. Коррекция межличностных отношений и общения.

  3. Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.

  4. Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, при социально-бытовых контактах.

  5. Использование продуктивных видов деятельности.

  6. Перенос позитивного опыта в жизненную практику.

  7. Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с детьми разного возраста с серьезными нарушениями в развитии (дети инвалиды детства). Данная программа ориентирована на работу с детьми 10-18 лет 2 раза в неделю. Организуются, эти занятия таким образом, чтобы дети имели возможность наблюдать за действиями взрослых и принимать участие в Работа строится на формировании навыков, предусматривающих овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Ведущим методом программы это метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется также словесная регуляция и коррекция действий детей. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, в беседах и в ходе выполнения домашнего задания. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

  8. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Используются все виды наглядности: натуральная (одежда, посуда, игрушки и другие); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая ( условные изображения различных служб, стиральной машины –автомат, температура режимов электроутюга и другие); графическая (учебные инструкционные карты, бланки квитанции, таблицы и другие); схематическая (схема передвижения пассажирского транспорта).Также используются разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методические пособия.

  9. Требование к знаниям и умениям учащихся.

  10. 10-18 лет

  11. Личная гигиена

  12. -познакомить с частями тела;

  13. -научить определять правильные предметы личной гигиены;

  14. -закреплять навыки самообслуживания;

  15. -добиваться того, что бы учащиеся самостоятельно без напоминания мыли руки, чистили зубы, причесывались, пользовались носовым платком.

  16. - познакомить с названиями частей суток (утро, вечер, день, ночь).

  17. -изучить правила бережного отношения к зрению.

  18. -правила для поддержания правильной осанки, комплекс упражнений за осанкой ,походкой жестикуляцией.

  19. Одежда и обувь

  20. Обучающиеся должны знать:

  21. - виды одежды;

  22. - принадлежности для ухода за внешним видом.

  23. - повседневный уход за одеждой;

  24. -мелкий ремонт за одеждой (пришивание пуговиц, вешалок, ремонт порвавшейся одежды);

  25. - стирка изделий в домашних условиях;

  26. -чистка и сушка одежды;

  27. - правила обращение с элктроутюгом;

  28. - виды обуви;

  29. - принадлежности для ухода за обувью

  30. - чистка ботинок;

  31. -просушка обуви;

  32. Культура поведения.

  33. --знакомить с правилами поведения во время занятия, перерыва.

  34. - налаживать контакт со взрослыми и сверстниками;

  35. -уметь правильно вести себя среди людей;

  36. -приветствовать педагогов.

  37. Питание.

  38. - различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;

  39. -обрабатывать продукты питания перед приемом в пищу: мыть (фрукты, овощи и ягоды), чистить , отваривать и др.,

  40. - соблюдать правила приема пищи, культуру поведения и общения за столом;

  41. - сервировать стол к завтраку;

  42. -убирать стол после еды; мыть посуду.

  43. Твое жилище.

  44. -дать сведения о жилищах.

  45. -формировать умение поливать комнатные растения,

  46. -учить называть адрес учреждения, где занимается ребенок, домашний адрес, рассказать о своей комнате и нарисовать ее;

  47. -наводить порядок в помещении;

  48. -удалять пыль с мебели;

  49. -подметать и мыть пол;

  50. Медицинские учреждения

  51. -знать название медицинских учреждении (поликлиника, аптека, больницы), их назначение;

  52. -виды медицинской помощи, вызов скорой помощи;

  53. -домашняя аптека (перевязочные, дезинфицирующие, обезболивающие средства, термометр).

  54. -инфекционные заболевания и методы их предупреждения.

  55. Транспорт

  56. -познакомить с видами транспорта;

  57. -научить учащихся читать дорожные знаки;

  58. -познакомить с разметкой улиц и дорог. Светофор.

  59. Средства связи

  60. - знать основные средства связи: почта, радио, телефон, телевизор;

  61. - научить учащихся писать и называть свой домашний адрес;

  62. -знать виды почтовых отправлении;

  63. -формировать навык набора телефона: домашний телефон, номера экстренного вызова (101, 102, 103 ), пользование телефонным справочником.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!