Пути формирования связной речи у детей
с особыми образовательными потребностями на коррекционно – развивающих занятиях по СБО в условиях КППК (педагогический совет 27.11.2018г.)
подготовила: социальный педагог Галкина А.С.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Основная функция связной речи - коммуникативная.
Функция связной речи осуществляется в двух направлениях: диалог и монолог.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.
Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ педагога является для ребенка языковым авторитетом. Более того, именно речевая среда служит источником становления коммуникативной компетентности дошкольника.
В настоящее время для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста также большое значение имеет демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет установить между ребенком и взрослым доверительные, раскрепощенные отношения. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
- отношениями между воспитателем и детьми;
- отношениями между самими детьми.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.
Педагог или воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно педагог (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.
Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности.
Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос педагога или воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т. д.
Предлагаются примерные схемы речевых настроек, которые по вашему желанию могут варьироваться, но суть должна остаться той же: они должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные взаимоотношения с взрослыми и другими детьми.
Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:
- Сегодня я рада видеть всех вас! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в образовательном учреждении необходимо:
• Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
• Быть затейником и участником детских игр и забав.
• В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.
• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
Вывод: целенаправленная и совместная работа педагога-психолога и воспитателя по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое развитие, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации на повышение уровня развития учащихся. Курс СБО в кабинете психолого-педагогической коррекции рассчитан на два возрастных периода, что нашло свое отражение в индивидуально-развивающей программе, что позволили осуществить дифференцированный подход к обучению. Основываясь на программу социальной адаптации детей и подростков с проблемами в развитии специальной коррекционной образовательной школы 8 вид, я составила собственную и переработав ее, адаптировала к условиям КППК, с учетов возрастных и психофизических особенностей развития учащихся , уровня их знании и умении. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличение обьема сведений, что позволило решить и поставить следующие задачи
Совершенствование мелкой моторики, закрепление простейших качественных связей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза.
Коррекция межличностных отношений и общения.
Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, при социально-бытовых контактах.
Использование продуктивных видов деятельности.
Перенос позитивного опыта в жизненную практику.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с детьми разного возраста с серьезными нарушениями в развитии (дети инвалиды детства). Данная программа ориентирована на работу с детьми 10-18 лет 2 раза в неделю. Организуются, эти занятия таким образом, чтобы дети имели возможность наблюдать за действиями взрослых и принимать участие в Работа строится на формировании навыков, предусматривающих овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Ведущим методом программы это метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется также словесная регуляция и коррекция действий детей. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, в беседах и в ходе выполнения домашнего задания. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Используются все виды наглядности: натуральная (одежда, посуда, игрушки и другие); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая ( условные изображения различных служб, стиральной машины –автомат, температура режимов электроутюга и другие); графическая (учебные инструкционные карты, бланки квитанции, таблицы и другие); схематическая (схема передвижения пассажирского транспорта).Также используются разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методические пособия.
Требование к знаниям и умениям учащихся.
10-18 лет
Личная гигиена
-познакомить с частями тела;
-научить определять правильные предметы личной гигиены;
-закреплять навыки самообслуживания;
-добиваться того, что бы учащиеся самостоятельно без напоминания мыли руки, чистили зубы, причесывались, пользовались носовым платком.
- познакомить с названиями частей суток (утро, вечер, день, ночь).
-изучить правила бережного отношения к зрению.
-правила для поддержания правильной осанки, комплекс упражнений за осанкой ,походкой жестикуляцией.
Одежда и обувь
Обучающиеся должны знать:
- виды одежды;
- принадлежности для ухода за внешним видом.
- повседневный уход за одеждой;
-мелкий ремонт за одеждой (пришивание пуговиц, вешалок, ремонт порвавшейся одежды);
- стирка изделий в домашних условиях;
-чистка и сушка одежды;
- правила обращение с элктроутюгом;
- виды обуви;
- принадлежности для ухода за обувью
- чистка ботинок;
-просушка обуви;
Культура поведения.
--знакомить с правилами поведения во время занятия, перерыва.
- налаживать контакт со взрослыми и сверстниками;
-уметь правильно вести себя среди людей;
-приветствовать педагогов.
Питание.
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;
-обрабатывать продукты питания перед приемом в пищу: мыть (фрукты, овощи и ягоды), чистить , отваривать и др.,
- соблюдать правила приема пищи, культуру поведения и общения за столом;
- сервировать стол к завтраку;
-убирать стол после еды; мыть посуду.
Твое жилище.
-дать сведения о жилищах.
-формировать умение поливать комнатные растения,
-учить называть адрес учреждения, где занимается ребенок, домашний адрес, рассказать о своей комнате и нарисовать ее;
-наводить порядок в помещении;
-удалять пыль с мебели;
-подметать и мыть пол;
Медицинские учреждения
-знать название медицинских учреждении (поликлиника, аптека, больницы), их назначение;
-виды медицинской помощи, вызов скорой помощи;
-домашняя аптека (перевязочные, дезинфицирующие, обезболивающие средства, термометр).
-инфекционные заболевания и методы их предупреждения.
Транспорт
-познакомить с видами транспорта;
-научить учащихся читать дорожные знаки;
-познакомить с разметкой улиц и дорог. Светофор.
Средства связи
- знать основные средства связи: почта, радио, телефон, телевизор;
- научить учащихся писать и называть свой домашний адрес;
-знать виды почтовых отправлении;
-формировать навык набора телефона: домашний телефон, номера экстренного вызова (101, 102, 103 ), пользование телефонным справочником.