Пути освоения профессии
Профессиональное самоопределение — это процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Система профессиональной подготовки кадров в России (в тетрадь)
Уровень подготовки
Учебное заведение
Начальный
Сроки обучения
Профессиональные училища, межшкольные учебные комбинаты
Средний
Техникумы, колледжи
3 года на базе основного среднего образования,
1 год на базе полного среднего образования
Высший
2,5-5 лет
Государственные и частные вузы
4-7 лет
Профиль обучения
- гуманитарный,
- естественнонаучный,
- физико-математический,
- информационно-технологический,
- социально-экономический
- художественный
ВИДЫ ПРОФИЛЕЙ
Физико-математический профиль
- Вступительные экзамены: физика, информатика, геометрия.
- Профильные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика.
Естественнонаучный профиль
а) биология, география;
б) физика, химия.
- Профильные предметы : химия, биология, география, физика.
Социально-экономический профиль
- Вступительные экзамены : обществоведение, география.
- Профильные предметы : экономика, право, философия, социология, политология, география.
Гуманитарный профиль
- Вступительные экзамены: история, литература.
- Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, философия, искусство.
Информационно-технологический профиль
- Вступительные экзамены : информатика, физика.
- Профильные предметы: математика, информатика и ИКТ, физика.
Художественный профиль
- Вступительные экзамены: литература, история.
- Профильные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, история, философия, искусство.
ВНИМАНИЕ !
При поступлении в профессиональные учебные заведения (техникумы, институты и др.) следует обязательно убедиться в наличии лицензии, выданной учебному заведению органами лицензирования на определенную профессиональную деятельность.
Ситуация выбора профессии
Что надо
учитывать при выборе профессии?
?
При выборе профессии необходимо учитывать факторы:
Фактор ХОЧУ:
желания личности;
интересы;
склонности.
Фактор МОГУ:
познание себя;
возможности личности;
способности;
уровень знаний;
психологические особенности личности;
состояние здоровья.
Фактор НАДО:
знание профессиональной сферы;
определение необходимых путей и средств достижения цели;
потребности рынка труда в кадрах .
Результат:
Рациональное соотношение образов
«хочу» - «могу» - «надо»
и есть формула выбора профессии.
Зона
оптимального
выбора
Кто (что) может оказывать влияние на выбор профессии
Алгоритм выбора профессии
- Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
- Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
- Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
- Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
- Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
- Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
Практическая работа
Определите, используя справочник для поступающих в учебные заведения, а также возможные сведения из сети Интернет, где можно, в каких учреждениях, получить выбранную вами профессию.
Домашнее задание
Запишите названия учебных заведений и специальностей, готовящие профессиональные кадры по каждому из уровней (смотреть таблицу в тетради).