СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения ИКТ -компетентности педагогического коллектива

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,и нужно ей дать волю развития и расцвести.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения ИКТ -компетентности педагогического коллектива»

Применение информационно-коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных технологий.

Отчет о применении ИКТ в образовательном процессе Арсановой Б.М. учителем математики

МБОУ «СОШ №7» городского округа «Город Дагестанские Огни»


Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют ребенку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, применяя современные образовательные технологии. При организации процесса использую технологии дифференцированного подхода, проектно-исследовательские технологии и метод проектов, а так же технологию индивидуализации обучения и воспитания.

Основным направлением работы в школе я считаю развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию. Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие личностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в школе, использую современные образовательные технологии: ИКТ и интерактивные технологии.

В своей педагогической деятельности регулярно применяю информационно-коммуникационные технологии, которые способствуют лучшему усвоению учащимися программного материала, расширяют их кругозор и познавательную активность. Формируется наглядно-образное мышление, ребенок учится планировать, прогнозировать результаты своих действий. При этом развивается знаковая функция сознания.

Широкое применение ИКТ существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования коммуникационных технологий. В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:

- подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, собственные презентации к урокам);

- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;

- электронная почта;

- составление отчётов;

- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по преподаваемым предметам, для внеклассной и воспитательной работы;

- проведение различных турниров и соревнований.

Систематическое использование электронных образовательных программ в сочетании с традиционными методами обучения значительно повысило эффективность образовательного процесса. Широко применяю готовые компьютерные презентации, использую их на всех этапах образовательной деятельности: при подготовке учащихся к усвоению новых знаний, при их закреплении, рефлексии. С помощью компьютерной программы Microsoft Power Point самостоятельно работаю над созданием медиотеки, привлекаю в этот процесс учащихся. С помощью презентации увлекательно, доступно и наглядно знакомлю детей с научным материалом. Образовательная деятельность с использованием ИКТ в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Анализ уроков с применением ИКТ показал, что познавательная мотивация и активность увеличивается, облегчает овладение сложным материалом.

Данная технология мной была представлена на всех открытых уроках, представленных в папке.

К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний:

  • Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты).

  • Мини-лекция.  

  • Работа в группах, парах.

  • Разработка проекта

  • Дискуссия  группы экспертов

  • Контрольный лист или тест

  • Ролевая (деловая) игра

  • Игровые упражнения 


Рассмотрим некоторые из них, те которые уже апробированы мной на практике.

«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это один из моих любимых ме методов, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос.

Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все мнения каждого.

Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов. «Мозговая атака»  применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу.

Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.

«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

  • обсуждения   спорных вопросов,

  • стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении,

  • сбора большого количества идей в течение короткого периода времени,

  • выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Работа в малых группах

  • Процесс профилактического обучения необходимо строить с ориентацией на обучающегося. Наиболее эффективной в данной ситуации является работа в группах.

  • В этом случае учитель обеспечивает диагностику и мониторинг, организует учебную среду, осуществляет поддержку (дает советы, разъяснения).
    Такая форма работы применяется, когда нужно продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Мини-лекция является одной из эффективных  форм преподнесения теоретического материала. Перед ее началом можно провести мозговой штурм или ролевую игру, связанную с предстоящей темой, что поможет актуализировать ее для участников, выяснить степень их информированности и отношение к теме. Мини-лекции предлагается проводить в интерактивном режиме.

Перед  объявлением какой-либо информации учитель спрашивает, что знают об этом участники.

После предоставления какого-либо утверждения учитель предлагает обсудить отношение участников к этому вопросу. Например:

• А вы как считаете?

• Как вы предлагаете это делать?

• Как вы думаете, к чему это может привести? и т.д.

Метод проектов

Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу.

Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей. Поэтому целесообразно применять краткосрочные по времени проекты:


  • написание сказок с математическими вопросами.

  • проведение практических работ.

Проектную деятельность обучающиеся необходимо начинать уже с 7 класса.

В 7 классе – это описание природных явлений в виде сказок, рассказов, поговорок, где обучающийся рассматривают произведения с математической точки зрения. Также сюда входит создание простейших моделей геометрических тел.

В 8-9-х классах особую значимость приобретает разработка исследовательских тем «на стыке» наук, возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок, т.е. серьёзная работа с литературой. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается и на наших учениках.

Для исследовательской работы целесообразно выбрать групповую форму.
В ходе исследовательской работы решаются задачи: стимулирование интереса к учебным предметам; расширение и углубление знаний по предметам, выявление взаимосвязей между ними; овладение новыми видами учебной деятельности, в том числе практическими навыками; воспитание самостоятельности и умения работать в коллективе, профориентация школьников.

Формирование исследовательских умений у обучающихся при изучении математики, может быть успешно осуществлено именно в урочной деятельности.

Деятельность ученика, при этом, имеет три этапа: мотивационный, теоретический и практический. Эти этапы представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения обучающегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением полученных результатов и их анализом. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Мотивационный этап – это определение проблемы.

Основной характеристикой проблемной ситуации является наличие разного рода противоречий, из которых используются, главным образом,

1) противоречия между жизненным опытом обучающихся и научными знаниями,

2) между ранее полученными знаниями и новыми.

Осознание и принятие ситуации приводит к перерастанию проблемной ситуации в проблему. Именно с этого момента начинается мыслительная деятельность ученика, и, используя имеющиеся знания и умения, он превращает проблему в проблемную задачу.

Проблемная ситуация может быть организована с помощью различных приемов, к ним относятся: предварительные задания, использование жизненных наблюдений обучающихся; решение экспериментальных и познавательных задач, создание ситуации выбора, постановка проблемных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), организация дискуссий, использование хрестоматийного материала и т.д. Благодаря этим приемам достигается возбуждение познавательного интереса у обучающихся.

Теоретический этап – на этом этапе деятельности ученик формулируют задачи, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. На этом этапе осуществляется работа обучающегося с информацией. На основе выявленной проблемы, ученик ставит цель своей работы. Когда ученики начинают предлагать тот или иной способ достижения цели, учитель предлагает им еще несколько способов, провоцируя их на размышления об наиболее эффективном, пригодном для той или иной ситуации способе достижения цели. Когда ученикам ясна цель, следует организовать работу по определению задач. По окончании этапа обучающийся должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели.

Практический этап  – на этом этапе обучающиеся реализуют запланированные шаги. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности детей. В ходе обсуждения обращается внимание на грамотное использование учеником физических явлений и закономерностей, оценивается работоспособность всей группы и отдельно взятого ученика.


Таким образом, в режиме интерактива идет обучение на так называемых нестандартных уроках: играх, семинарах, мастерских, конкурсах, дебатах, уроках защиты проектов, театрализации, конференциях, судах, дискуссиях, пресс-конференциях и т.п.

Сложным для учителя является не столько овладение интерактивными приемами или отбор оптимальных путей, сколько организация диалога и рефлексии, а также оценивание ученика.

Необходимо следить, чтобы школьники не нарушали норм поведения в процессе интерактивного обучения.

Были выделены следующие нормы поведения на уроке:

- каждый участник заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

- если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял…? »); только после этого делаются выводы;

- критикуются идеи, а не личности;

- цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме и т.д.

На этапе рефлексии сложность заключается не столько в нежелании учащихся разобраться в своих чувствах, сколько в неумении выразить свои ощущения. Поэтому стоит заранее подготовить следующие подсказки:

  • «Хочу спросить…»

  • «Для меня сегодняшний урок…»

  • «Самое трудное для меня…»

  • «Как вы оцениваете свои действия и действия группы?»

  • Экспертно-наблюдательная комиссия и др.

Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик нескольких человек).

Технология сотрудничества. Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах начинаю с диагностики уровня знаний и возможности каждого ученика по предмету, а затем уже применяются групповые формы работы:

-учебные пары (создание пар: сильный ученик и отстающий, два слабых ученика, два сильных ученика);

-обучение в команде (формирование однородных группы и выбор лидера);

-малые группы «слабоуспевающих» учеников (тренинг для закрепление изученного материала)

-малые группы «сильных учеников» (метод проблемной ситуации, «мозгового штурма»)

-выполнение домашнего задания в группах, которые формируются по интересам.

Работая по данной технологии приходится играть новую, не менее важную для учебного процесса роль – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством, необходимо помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы

Данная технология мной была представлена практически на всех открытых уроках, представленных в папке.

Я хочу поделиться опытом проведения уроков по данной технологии. 
Использую существующие электронные ресурсы, которые предлагаю 
учащимся. В процессе подготовки учащийся делает конспект материала. 
Урок начинается с того,  что учитель проводит короткий опрос, позволяющий выявить учеников, лучше других готовых к уроку. Также выясняются проблемы в понимании темы и  корректируются полученные самостоятельно знания. Затем начинается этап групповой работы, на котором учащиеся, разделенные на группы по 4­-5 человек, получают задание по вариантам. Все участники группы должны решить задачи в тетради, они работают совместно, помогают друг другу, могут пользоваться всеми доступными средствами: своим конспектом, электронным учебником, помощью товарищей. Мне кажется, это наиболее продуктивный этап обучения. Учитель за урок успевает 5-­7 раз подойти к каждой группе, проконтролировать выполнение задания каждым учеником, объяснить то, что все равно осталось непонятным, исправить ошибки. В конце урока обсуждения того, что нового узнали на уроке, чему научились.

Вывод: современные технологии позволяют разнообразить урок, сделать его более насыщенным. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность осуществлять различные виды контроля. Используемые технологии помогают мне решать многие педагогические задачи, я и в дальнейшем буду применять их в своей деятельности.


Учитель математики МБОУ «СОШ №7» __________ Арсланова Б.М.


25.10.2019 г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!