СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения качества образования по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыты факторы, которые влияют на отношение школьников к урокам физической культуры. Снижение качества физкультурного образования в современной школе, а также двигательная активность школьников, отрицательно отражается на общем и физическом развитии их личности и состоянии здоровья.В статье раскрыты факторы, которые влияют на отношение школьников к урокам физической культуры. Снижение качества физкультурного образования в современной школе, а также двигательная активность школьников, отрицательно отражается на общем и физическом развитии их личности и состоянии здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения качества образования по физической культуре»

Пути повышения качества образования

по физической культуре



Ярославский С.Г.


Аннотация

В статье раскрыты факторы, которые влияют на отношение школьников к урокам физической культуры. Снижение качества физкультурного образования в современной школе, а также двигательная активность школьников, отрицательно отражается на общем и физическом развитии их личности и состоянии здоровья.

Ключевые слова: урок физической культуры, инновационные программы, школьники, образование, двигательная активность, здоровье.

Введение.

«Учиться трудно, а учить-еще труднее.

Но не думай останавливаться ты.

Как детям отдашь все лучшее,

Так и сам постигнешь новой высоты.

В.И. Сингаевский [4]

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Цели школы и учителя взаимосвязаны. В современной жизни всестороннее развитие школьника стало жизненно важным фактором. Сюда входит - укрепление здоровья, приобретение высоких морально-нравственных качеств- силы воли. Все это должно реализоваться через преподавание физкультуры, начиная с начальной школы. Предмет «Физическое воспитание» имеет особое значение в привитии этих качеств. В связи с этим повышение качества преподавания уроков физической культуры очень важно.

В своей статье я хочу отразить следующие вопросы и предлагаю рассмотреть какие перед нами, учителями, стоят задачи:

1) четкая постановка целей и задач урока;

2) эффективное использование методов и форм организации;

3) активировать внимание и повышение эмоционального состояния школьников;

4) постоянное видоизменять содержания урока, методики его организации и проведения.

5) постоянный контроль за ходом деятельности школьников.

Целью своей работы считаю формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду и поощрение здорового образа жизни, создание в школе условий для развития практических навыков ведения здорового образа жизни.

Физическим развитием и воспитанием детей призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место, я уверена, в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на профессиональном уровне помочь им в повышении мотивации к занятиям физической культурой.

Отношение школьников к урокам физической культуры, выявленные в ходе мониторинга и социологического опроса показало полное отсутствие или слабый интерес к урокам физкультуры. Фактически все объяснение сводятся к трем факторам:

1)плохие условия в школе для проведения уроков физкультуры;

2) негативное отношение к урокам физкультуры со стороны других учителей;

3) влияние на школьников родителей.

Качество образования физической культуры снижается не только по этим причинам. Существует еще причина, наиболее значимая из которых является бесконечное множество нововведений [1]. Неудовлетворенная потребность учащихся в двигательной активности отрицательно сказывается на общем и физическом развитии их личности и состоянии здоровья школьников. Исследования свидетельствуют о том, что из-за недостаточной двигательной активности (ДА) школьников их здоровье за период обучения в школе существенно ухудшается. Негативные явления связаны, прежде всего, с последствиями социально-экономических преобразований в стране и недостаточной профилактической направленностью в сфере физической культуры. [3]. Физическая культура должна стать одним из главных компонентов здорового образа жизни школьника [3]. Этого можно достичь, только повышением качества и результативности уроков по физической культуре. Следовательно, эту цель можно решить с помощью комплекса учебно-познавательных, воспитательных, оздоровительных и развивающих задач [2,3], а также задач социокультурной направленности.

При планировании учебного процесса по физическому воспитанию необходимо использовать различные пути повышения его качества. Включают следующие пути повышения качества уроков физической культуры в образовании:

1) включение в содержание уроков физической культуры новых видов, форм, инновационных технологий;

2) разумное сочетание традиционных и инновационных подходов к организации и проведению занятий по физической культуре;

3) формирование вариативной части программы по физической культуре, учитывающей индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся, а также образовательные возможности школы;

4) усиление образовательной направленности физической культуры;

5) построение учебно-воспитательного процесса по физической культуре с учетом педагогических технологий образования;

6) оснащение образовательного учреждения своевременными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков;

7) внедрение в систему уроков физической культуры современных информационных образовательных технологий;

8) формирование и развитие у педагогов физической культуры профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории практики педагогики и физической культуры;

9) организация и проведение встреч с выпускниками школы , а также с выдающимися спортсменами;

10) привлечение школьников внеклассной и внешкольной работой .[1]

Для оптимизации урока физического воспитания в первую очередь надо организованно вовлекать учеников в учебный и соревновательный процесс. Для этого учитель заранее должен подготовиться к уроку, глубже изучить технику действий, которым будет обучать детей, выбрать методы, средства и приемы, соответствующие им, правильно применять их и воспользоваться энергией активных учеников. Практика показывает, что использование одного и того же учебного метода для всех учебных материалов уменьшает эффективность занятий, отрицательно влияет на интерес учеников к занятиям. Использование одного и того же учебного метода в обучении всем движениям становится причиной уменьшения внимания и интереса. Именно поэтому каждый учитель для повышения уровня учебы должен использовать методы и приемы в соответствии материалу. Например, если учитель комментирует материал по обучению метанию, прыжку, бегу и т.д. методом повествования, то еще учитель должен использовать и методы объяснения и показа. При определении содержания занятия учитель должен обращать особое внимание на два методических вопроса. Во-первых, для каждого раздела занятия должны быть предусмотрены специальные учебные материалы, во-вторых, эти материалы должны быть подобраны в соответствии друг другу и должны дополнять друг друга. Это имеет большое значение как с педагогической, так и психологической точки зрения.

То есть целесообразность выполняемых на занятиях движений по влиянию, косвенно или непосредственно дополняющих друг друга, создают почву для правильного выполнения этих движений учениками, поднимают настроение учеников, повышают эмоциональный уровень учебной деятельности. С другой стороны, ученики не боятся выполнять сложные движения, выполняют их уверенно. А все это положительно влияет на повышение эффективности учебы.

Одним из факторов повышения эффективности уроков является творческий подход учителя:

-нестандартные уроки;

-инвентарь;

-применение музыкального компонента;

-физическая подготовка самого учителя.

Здесь не должна нарушаться общая гармония занятий, вся деятельность «учитель-ученик» должна направляться, и на общие цели, и на выполнение конкретных задач. Индивидуальный подход к ученикам на уроках физического воспитания имеет большое значение. Планирование играет важную роль в успешном выполнении индивидуального подхода. В планировании современного урока следует обращать особое внимание на спортивную базу, предусмотреть движения и для одаренных учеников в области физического воспитания, и для слабых учеников.

Все это, с одной стороны, обеспечивает: активное, творческое, сознательное выполнение отдельных физических движений и игр учениками начальных классов, с другой - повышает эффективность преподавания физического воспитания, создает оптимальные предпосылки для этого процесса.

Вывод

Собственная методическая работа учителя, его активная спортивная жизнь, накопленный позитивный опыт, инновационные технологии - также помогают рациональной организации физкультурно-оздоровительной системе в школе. Все это в комплексе есть итогом успешной подготовки учеников к трудовой деятельности и вместе с другими способами обеспечивает долгую, активную, счастливую и полноценную жизнь. Работа по данным направлениям позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего поколения, станет шагом к реализации национальной образовательной инициативы. Школьник, может быть, впервые задумывается над своим отношением к тому, что ему «хочется», и к тому, что «Надо», «надо для здоровья», а, следовательно, для себя. А какое значение имеет открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость - этому учит физкультура. [4]

Литература

1.Найданов Б.Н. Особенности организации учебных занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы: Автор реферата М., 1995. - 23 с.

2. Садовничий В.А. Образование, которое мы можем потерять. – Издание НИ Института компьютерных исследований, Москва, 2002. - 288 с. 11

3.Научно-теоретический журнал «Ученые записки», №6(28) – 2007 год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!