РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
629860 ЯНАО, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39А телефон / факс 34934 9-31-77 Urengoj_1@ mail.ru
Пути повышения качества подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить
то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В.О. Ключевский
Вопросы преподавания английского языка в средней школе весьма актуальны на данном этапе развития общества в связи с возможным введением обязательного экзамена по данному предмету.
Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам заключается в определении уровня подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью отбора при поступлении в учебные заведения системы высшего и среднего профессионального образования. ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений во всех видах речевой деятельности и способности учиться в учебном заведении системы высшего или среднего профессионального образования.
Контрольные измерительные материалы по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют, не что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание обучения иностранным языкам в школе.
Учителя английского языка 9-11 классов особое внимание уделяют формулировкам и типам заданий, характерных для ЕГЭ и ОГЭ. Актуальным становится разработка новых методик для повышения качества преподавания английского языка в общеобразовательной школе.
Современная методология обучения английскому языку должна сочетать комплексную реализацию 3 подходов к обучению английскому языку:
Личностный подход
Социокультурный подход
Деятельностный
Личностный подход выражается в:
учете возрастных особенностей школьников на каждой ступени обучения, их интересов, возможностей и потребностей;
постановке учащегося в ситуацию выбора при разноуровневом обучении на старшей ступени, в том числе при выборе уровня обученности, профиля;
учете профессиональных устремлений школьников и их потребности в самоопределении за счет введения профильного обучения на старшей ступени;
формулировке требования к уровню подготовки учащихся.
Деятельностная направленность заключается в
развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции).
Итак, при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на следующие факторы:
ознакомление с форматом заданий, в том числе, заданий со свободно конструируемым ответом, т. е. заданий части С (по письму и говорению);
отработку чёткого следования инструкций к заданию, в том числе соблюдения предписанного объема письменного или устного высказывания;
развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму и говорению); объяснение предъявляемых требований;
включение в практику записи устных ответов учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием и анализом;
отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.
Рассмотрим более детально некоторые виды заданий для подготовки к ЕГЭ:
АУДИРОВАНИЕ
Для повышения качества подготовки школьников к этому виду задания необходимо:
Давать учащимся больше возможности слушать иноязычную речь;
Нацеливать учащихся перед началом выполнения задания на аудирование внимательно читать инструкцию и извлекать из неё всю полезную информацию, что позволяет быстро ориентироваться в теме аудиотекста.
Развивать умения учащихся выделять при прослушивании текста ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы, приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.
Распечатывать бланки для заполнения, чтобы ознакомить школьников с правилами заполнения бланков, уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.
Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу.
Необходимо при формировании умений учащихся в аудировании использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ:
1. для аудирования с пониманием основного содержания: микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;
2. для аудирования с извлечением необходимой информации: объявления, рекламы, бытовые диалоги, короткие интервью;
3. для аудирования с полным пониманием: интервью, беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.
ЧТЕНИЕ
для качественной подготовки школьников к этому виду задания необходимо:
Приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.
Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры аутентичных текстов, как это делается в контрольных измерительных материалах ЕГЭ:
· для чтения с пониманием основного содержания: краткие газетные/журнальные статьи информационного характера, объявления, рекламные и информационные брошюры, путеводители;
· для чтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи, рекламные и информационные брошюры, путеводители, научно-популярные тексты.
· для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывки из художественной литературы, газетные/журнальные статьи проблемного и очеркового характера, научно-популярные тексты проблемного характера и более высокого уровня сложности.
Развивать языковую догадку учащихся.
Приучать учащихся не стремиться понять каждое слово в тексте.
Учить школьников находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания
Приучить внимательней читать первое и последнее предложения, где обычно заключена тема или идея.
При выполнении задания на установление структурно-логических связей в тексте следует начать с ознакомительного чтения всего текста и более внимательного прочтения списка частей предложений (фраз), которые надо вставить в пропуски; · сконцентрироваться именно на этом списке, подбирая для каждой единицы соответствующий контекст, либо можно идти от текста, подбирая фразу для заполнения пропуска (восстановления текста).
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
Для выполнения этой части необходимо уверенно ориентироваться в грамматике, словообразовании и формах слова. Слова и словосочетания в текстах ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку могут встретиться самые разные, предугадать или предсказать их невозможно. Поэтому, чем шире словарный запас, тем больше шансов на успех.
Для качественной подготовки школьников к этому виду задания необходимо:
использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в них действий и время, к которому эти действия относятся, для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола;
при обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи использования времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а соответствующая видовременная форма глагола обусловлена контекстом. Использовать достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
при обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0.
особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам.
использовать для отработки грамматических навыков задания, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.
обращать внимание учащихся на структуру и смысл предложений и соблюдение порядка слов, соответствующих построению предложений в английском языке.
при обучении лексике уделять внимание вопросам сочетаемости лексических единиц.
показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой.
ПИСЬМО
Для качественной подготовки школьников к этому виду заданию необходимо:
формировать у учащихся умение писать различные виды письменных продуктов с учетом специфики коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида, в частности, стиль (официальный, неофициальный), совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
уделять много времени на умение делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста, на использование средства логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями
при выполнении части С по английскому языку, обращать внимание учащихся на то, что заполнение бланка ответов №2 должно осуществляться обычным почерком экзаменуемого с соблюдением всех правил (пробелы между словами, запятые и т.д.).
при выполнении задания С1 (личное письмо) следует обращать внимание учащихся на внимательное прочтение не только инструкции, но и текста-стимула .
вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом.
Особое внимание уделяется на методическую готовность тех педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.
На сегодняшний день в распоряжении, как учителей, так и самих учеников есть целый арсенал различных средств для формирования необходимых навыков и подготовки к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. К ним относятся всевозможные пособия с тестами (КИМами) для самоподготовки, различные он-лайн тренажеры, обучающие компьютерные программы и конечно нельзя списывать со счетов традиционные УМК.
Таким образом, для повышения качества подготовки к ОГЭ и ЕГЭ необходимо:
применение учащимися стратегий аудирования и чтения в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
ознакомление учащихся с особенностями работы с тестовыми заданиями разных типов;
ознакомление учащихся с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;
формирование языковой догадки;
совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте;
развитие умения самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать заключения и уметь их аргументировать, принимать решения на основе полученной информации, в том числе и в ходе речевого взаимодействия;
соблюдение заданных объемов выполнения коммуникативных заданий в указанное в инструкциях время.