Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
Фестиваль инновационных практик «Стратегия будущего-2022»
Номинация «Использование инновационных технологий»
Пути повышения мотивации к изучению
русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
Зинченко Т.П.
Пути повышения мотивации к изучению
русского языка и литературы
«Учиться нужно для себя. Мы сами себя лепим, как скульпторы, создаём свою судьбу. Важно работать над каждой областью знаний, чтобы быть в гармонии с собой и окружающим миром». Так должен думать каждый обучающийся. Для одного ученика процесс обучения является важным, он мотивирован к обучению, для другого учащегося, учёба-это тяжёлая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и с нетерпением ждёт окончания урока. К сожалению, современный учитель больше сталкивается со вторым примером. Возникает вопрос: «Как быть?». Если начнём принуждать к учению, то из этого вряд ли что получится, тем более при изучении таких предметов, как русский язык и литература. Русский язык сложен, литературу заменили гаджеты, компьютеры, общение в виртуальном мире. Поэтому учитель должен так выстроить процесс обучения, чтобы он был важен для каждого обучающегося, чтобы ученики были мотивированы к изучению всех школьных предметов и к русскому языку и литературе в частности.
Мотивация является как бы «запускным механизмом», источником активности и направления личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познавать всё новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой лёгкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями.
Существует много приёмов мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы. Расскажу о тех, которые применяю в своей деятельности.
1.Составление «интеллект-карт»
2.Мини- орфографические диктанты
3.Учебные проекты
4.Работа на платформе Учи.ру
В 70-х годах многие учителя изучали опыт В.Ф.Шаталова –учителя –новатора, который изучал материал большими блоками. В то время я только начинала свою педагогическую деятельность и попыталась идти путём , предложенным учителем-новатором и использовала его метод на уроках русского языка. Но бесконечные реформы в образовании, новые требования, компьютеризация, проведение традиционных и нетрадиционных уроков, а тут ФГОС второго поколения- всё это как-то отвлекло от методики В.Ф.Шаталова. Предлагаемые инновационные методики, как снежный ком свалились на головы учителей. Только от всего нового у школьников мотивация не возросла. Но учитель не может остановиться и обвинять своих учеников во всех бедах и несчастьях. И я вновь начала критически мыслить: « Являются ли мои методы и подходы эффективными и действенными и соответствуют ли потребностям обучающихся?» Встреча и общение с мобильными педагогами Алтайского края подтолкнула меня вспомнить вновь об учителе –новаторе В.Ф.Шаталове и начать составлять на уроках «интеллект-карты».
Я считаю, что составление и использование «интеллект-карт» на уроках русского языка и литературы мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Два учебных года я этим занимаюсь. Безусловно, во всем должна быть система. Сначала я внимательно выслушала на встрече с мобильными педагогами учителя, рассказывающего об «интеллект-картах», сразу же решила использовать в своей педагогической деятельности. Чётко для себя определила, при изучении каких тем я буду это применять. На уроках русского языка- при изучении частей речи, словообразования, фонетики, синтаксиса и т.д. На уроках литературы – на первых уроках, когда начинаем изучать творчество писателя или поэта. Когда я первый раз рассказала ученикам о составлении «интеллект-карты», они заинтересовались, но ничего не получилось, попробовали сделать вместе. В следующий раз работали самостоятельно. На уроках литературы ребята работают над составлением «интеллект-карт», когда начинаем изучать творчество очередного поэта или писателя. Обучающимся разрешается пользоваться всем: учебником, материалами сети Интернет. В этом случае им приходится читать, из большого объёма материала найти важное. Составление «интеллект-карты» как один способов мотивации формирует активную и самостоятельную позицию ученика.
Положительные моменты:
-ученик выбирает из большого объёма изучаемого материала важное;
-систематизирует материал в виде схем, сокращений;
- способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей;
- прочитанное, записанное запоминается лучше;
-использование «интеллект-карты» на протяжении изучения всей темы;
-повторение одного и того же несколько раз.
слайд№3,4
Ещё создаю мотивационную среду через написание мини-диктантов на каждом уроке русского языка. Подбираю интересный и познавательный текст. Например, такого содержания.
Набрёл я на поляну в тайге, от лесного пожара она опустела, но на жёлтой земле уже росли блестящие листики брусники.
На краю поляны сохранились заросли малины.
Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях.
расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть.
зверь остановился, а потом стал ко мне подкрадываться.
вот из куста высунулся чёрный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.
В это время я услышал, как в малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с её сыночком?
На урок приношу на отдельных листочках каждому ученику часть текста. Этапы работы таковы:
1.Внимательно читают часть текста.
2.Схематично выделяют увиденные орфограммы.
3.Читают ещё раз.
4.Пишут под диктовку учителя в отдельной тетради.
Когда ученики поработают над частью текста, им интересно узнать, о чём дальше пойдёт речь. И когда полностью будет написан текст, можно поработать над основной мыслью, над составлением плана. А , возможно, обучающиеся будут смотивированы так, что захочется больше узнать, например, о медведях.
Положительные моменты проведения мини-диктантов:
1.Межпредметные связи.
2.Выработка орфографической зоркости.
3.Комплексная работа с текстом.
4.Обучающиеся смотивированы на дальнейшее изучение о жизни и повадках животных, размножении растений, о городах разных стран и т.д.
слайд №5
Создаю мотивационную среду через проектную деятельность. В 2019-2020 учебном году реализовала два проекта: «Читаем книги о войне» и «Знатоки русского языка»
Проанализировав задания к устной части по русскому языку в 9 классе, задания ЕГЭ, изучение имени числительного в 6 классе, особенно склонение, пришла к выводу, что важно смотивировать детей на склонение числительных. Часто ребята неверно произносят слова. Конечно, очень меня волнует и грамотное письмо. Поэтому я предложила ребятам 7-11 классов поучаствовать в проекте «Знатоки русского языка». Каждую неделю обучающиеся получали следующие задания:
1.Объяснить значение устаревшего слова (2 слова)
2.Просклонять числительное (одно)
3.Расставить ударение в словах (3 слова)
4.Исправить орфографические ошибки в словах (3 слова)
Устаревшие слова вывешивала на доске объявлений в коридоре школы. Ребятам разрешалось пользоваться словарями и материалами сети Интернет. За каждое правильно объяснённое слово по одному баллу. В течение недели (когда удобно ребёнку) приходили в кабинет, получали карточки с заданиями, выполняли их и сразу видели результат. Все баллы заносила в таблицу. Максимальное количество баллов-9. Проект реализовывался с декабря до весенних каникул. По результатам реализованного проекта будет один победитель, которому будетвручён кубок с надписью «Победителю проекта». Три ученика получат грамоты, остальные –сертификаты.
Положительные моменты проекта:
1.Выработка орфографической зоркости.
2.Самостоятельная работа с словарями, материалами сети Интернет.
3.Пральное произношение числительных в разных падежах.
4.Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
5.Дух соперничества.
6.Сотрудничество с учителем вне урока
слайд №6
Формирование положительной мотивации обучающихся реализуется не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности. Занятия на платформе Учи.ру – это одно из средств повышения интереса к учению. Ребята моего класса занимаются на платформе второй учебный год. В течение 2019-2020 учебного года прошли следующие образовательные марафоны: «Зимние приключения», «Подвиги викингов», «Весеннее пробуждение», «Соня в стране знаний». Максимальный результат- 500 баллов за выполнение карточек. Такого результата обучающиеся достигли в образовательном марафоне «Подвиги викингов».. Ежедневный контроль со стороны учителя. Помимо выполнения карточек, ребята поучаствовали в предметных олимпиадах по математике, русскому языку, английскому языку. Есть победители. Также обучающиеся приняли участие во втором туре метапредметной олимпиады. Результаты позиционируются в классном уголке. Когда ребята видят свои набранные баллы, это их мотивирует на то, чтобы в следующем марафоне достичь лучших результатов.
Положительные моменты работы на платформе Учи.ру:
1.Право выбора за учеником по выполнению карточек
2.Карточки по разным школьным предметам
3.Возможность в Онлайн-режиме поучаствоать в предметных олимпиадах
4.Повторение ранее изученного материала
5.Использование платформы при дистанционном обучении
6.Использование платформы при подготовке к ВПР
7.Дух соперничества
слайд№7,8
Названные пути повышения мотивации тонизируют учение. Будут ли они «разбужены», превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всём протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов.