СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пути повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматриваются методы и приемы формирования положительного отношения и мотивации к изучению иностранного языка.

Просмотр содержимого документа
«Пути повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.»

Пути повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Мотивация рассматривается психологами как источник активности  и как источник направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. На разных этапах развития личности выступают различные ведущие мотивы. Для учеников младшего возраста  ведущим мотивом учебной деятельности  обычно является мотив, обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста – мотив, определяющий, например, их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего возраста в качестве устойчивого мотива учения выступает представление об их будущей   деятельности.

Я, как учитель английского языка осознаю необходимость воспитания положительных мотивов, иначе говоря,  познавательных интересов к иностранному языку как к учебному предмету. Из опыта работы я заметила, что подавляющее большинство школьников начинает изучение английского языка с желанием, с интересом. Однако, у многих из них этот интерес  постепенно  из года в год пропадает. Потому что в процессе обучения английскому языку у школьников возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех,  наличие повышенной тревоги, напряжённости  перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка своих способностей.

  Формирование положительного отношения и мотивации к изучению английского языка достигается мною тремя путями:

1) за счёт отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся (познавательная мотивация); 

2) благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем или сверстниками  (коммуникативная мотивация); 

3) благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя (мотивация успеха).

 В качестве эффективных средств формирования норм отношения к учебным видам деятельности я выделяю следующие учебные ситуации:

- Ситуации выбора деятельности;

- Ситуации планирования деятельности;

- Ситуации оценки и самооценки деятельности.

Ситуации выбора деятельности представлены в учебном процессе довольно широким кругом заданий. Например: 1) Назовите те упражнения, которые понравились вам в изучаемом параграфе.  2) Назовите задания, которые вам  нравятся (+),  не нравятся (-), к которым вы относитесь безразлично (0). 3) Подготовьте по одной из понравившихся вам  тем сообщение, пользуясь дополнительными источниками.  4) Выберите из серии тематических картинок одну, задайте вопросы по содержанию того, что на ней изображено и т. д.

Ситуации планирования деятельности также представляю различными заданиями:

1)      Прочитайте текст и вопросы к нему и составьте свои  вопросы к тем частям текста, к которым вопросов в задании нет. 

2) Составьте вопросы к каждому предложению текста.

3) Перескажите содержание близко к тексту.

4)  Закончите предложения в соответствии с текстом.

5) Озаглавьте части текста.

6) Выберите подходящий заголовок.

7) Расположите предложения в соответствии с содержанием текста и т.д.

Ситуации оценки и самооценки деятельности предполагают формирование  (в основном у старших школьников) критического отношения к выполняемой работе и представлены следующими видами заданий: 

1) Назовите вопросы к тексту, которые показались вам очень трудными.

2) Отметьте знаком + те вопросы по тексту, на которые вы знаете ответ.

3) Отметьте знаком +  те предложения в тексте, которые являются, на ваш взгляд, самыми трудными.  

4) Ответьте на вопросы: «Каких умений и навыков вам недостаточно для более эффективной работы на уроке и дома по английского языку?», «Какие трудности вы встретили в процессе подготовки домашнего задания» и т. д..

 Я считаю, что перечисленные учебные ситуации являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы школьников, а также повышения управленческой функции учителя (незаметно для учеников). И так, от правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей в наибольшей степени зависит активно положительное отношение школьника к учению в целом.

           Многие учащиеся пассивны на уроке, не проявляют свои творческие начала. На уроках чаще всего получают знания в готовом виде. Есть учащиеся, которые не хотят, а многие и не умеют добывать знания самостоятельно. Поэтому, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и ученика, можно вывести основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая   трудности на пути приобретения  знаний в приложении собственных волевых умений в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Степень активности школьника является реакцией на методы и приёмы работы учителя. Поэтому я применяю на своих уроках  активные методы обучения, те, которые максимально повышают уровень познавательной активности ученика, побуждают его к сознательному учению. На уровень активности сильно влияют и  мои отношения  с учениками, стиль их общения, подлинное сотрудничество, диалог на уроке, игра.

В зависимости от возрастных особенностей учащихся  меняются используемые мною приёмы и виды работы, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. И поэтому необходимо вести обучение иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом личностно – межличностных связей: преподаватель – группа,  преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т. д.

Обучение иностранному языку в школе имеет, как известно, в основном практическую направленность.  Место проблемного обучения в процессе преподавания иностранного языка имеет большое значение, и рассматриваем на уроке те проблемные задачи, использование  которых содействует активизации  познавательной деятельности учащихся и формированию практических умений пользоваться языком как средством общения. Проблемный характер содержит в себе задачи на стимулирование высказываний в определённой ситуации общения, когда учащиеся при этом должны комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр.  Ролевая игра мотивирует учебную деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что- либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем -то поделиться с собеседником. Ситуации для ролевых игр я предлагаю в соответствии с изучаемыми темами: « В магазине», « На почте», «В кино», «В больнице», и т.д. Слабоуспевающим  учащимся предлагаются менее сложные ситуации, хорошо успевающим – более сложные, участие в которых требует употребления максимума изученного языкового материала.

Одним из действенных средств повышения мотивации является создание учебных ситуаций, близких к естественным. Участие школьников в таких ситуациях развивает их воображение, самостоятельную творческую деятельность, стимулирует мотивацию учения.  Создание на уроках ситуаций имеет целью обучение не только говорению, но и понимание собеседника. Приём создания учебных ситуаций оживляет урок. Для создания ситуаций я провожу упражнения  с опорой на карточки. На одной стороне карточки подобран иллюстративный материал, а на другой даются задания, которые ученик должен выполнить.

 Инсценирование диалогов имеет большое место в изучении предмета. Учащиеся сами составляют диалоги, инсценируют по образцу, составленного  заранее учителем или в учебнике.

При работе с лексическим и грамматическим материалом использую игровые приёмы.  Например, игра «Найди слова». Дается сетка клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме. Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке и перевести.

Активно использую в своей работе над различными учебными темами рифмовки, загадки, пословицы.  Чтобы привлечь всех учеников  к активной учебной деятельности на уроке, организую парную и групповую работу. В пары и группы объединяю учеников с учётом уровня их обученности и их личных отношений.

По мере возможности я разучиваю с ребятами песни на английском языке. Учить английский язык по песням не только интересно, но и эффективно. Согласно результатам исследований Британского психологического сообщества, намного легче запоминаются слова, если они положены на музыку. В песне слова поданы таким образом, что их легко запомнить благодаря рифме и ритму. Кроме того, эмоционально окрашенная информация улучшает качество восприятия и положительно влияет на запоминание и сохранение ее в памяти. В бытовом общении классическая "правильная" речь нередко разбавляется сленгом, что вполне естественно для повседневной жизни. Однако учебники не учат ее понимать и применять. Я предлагаю актуализировать лексику для общения и понимания, используя своеобразный "концентрат" всех явлений присущих языку - песню. Песня - особая форма коммуникации - как любая поэзия требует яркости слов, меткости фраз, объемность образов, при этом современные исполнители не редко переплетают ее сленгом, пропускают логические звенья, которые слушатель восполняет на интуитивном уровне. Известно изречение "понять песню значит понять язык". Изучение английского языка с помощью песен является эффективным методом  развития восприятия речи на слух, произношения,  грамматики, а главное является  отличным способом пополнения словарного запаса. Итак, песни на английском стоит использовать в изучении английского языка, потому что:

• при изучении английского языка с помощью песен наблюдается более прочное усвоение и расширение лексического запаса, так как включаются новые слова и выражения. В песнях уже знакомые английские слова встречаются в новом контекстуальном окружении, что помогает активизировать лексический запас;

• песни на английском языке помогают лучше усвоить и активизировать грамматические конструкции;

• песни на английском способствуют совершенствованию навыков английского произношения, развитию музыкального слуха. Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен на английском языке частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т. д.

Чтобы поддержать интерес к изучению языка использую на уроке наглядность, таблицы, схемы, звуко-технические средства обучения, ИКТ.

Успех в обучении во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя  и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Большую пользу приносит проверка знаний всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, условно называемых тестами. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты  тестов  анализируются и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой стороны – самооценкой работы самого учителя, что позволяет внести необходимые коррективы в процессе обучения.

Большое значение имеет характер педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений:

Необходимо стимулировать учащихся, поощрять их ответы оценками. Например, первому, отвечающему на балл выше поставить оценку, в результате у учащихся появиться еще один мотив (хорошая оценка) к изучению предмета.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы: повышение мотивации изучения учащимися иностранного языка возможно за счёт:

1) обусловленного  условиями и принципами обучения разнообразия приёмов и форм работы в режиме каждого из методов, предусмотренных УМК;

2) использования таких приёмов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебном материалом;

4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой, которые бы вызывали у школьников веру  в успех и желание действовать вместе;

5)  организации контроля над деятельностью учащихся.

Чем выше будет уровень сформированности речевой деятельности  у учащихся,  тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в единстве  и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету. Использование вышеперечисленных приемов повышает эффективность обучения и позволяет поддерживать и развивать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

  И всё - таки, какие бы современные методы и формы обучения  ни применялись, какая бы  разнообразнейшая наглядность ни использовалась на уроках, как бы мы не стремились создать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!