СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пути преодоления не успешности учащихся"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неуспеваюшие дети по предметам и пути  преодоления неуспеваемости школьников

Просмотр содержимого документа
«"Пути преодоления не успешности учащихся"»

Пути преодоления не успешности учащихся

Преодолеть неуспеваемость гораздо сложнее, чем её предупредить. Но все-таки при приложении достаточного количества усилий неуспеваемость можно победить. Но в некоторых случаях, когда ученик педагогически запущен, даже преодоление неуспеваемости становится невозможным.

Огромное разнообразие причин неуспеваемости, отраженных в литературе, приводи к тому, что педагог выясняя причину неудач в учебе, испытывает трудности в выборе диагностических методик и коррекционных программ. Так, для того чтобы преодолеть неуспеваемость, для начала нужно постараться выявить признаки неуспеваемости. Арутюнян М.Ю. предлагает следующие возможные признаки неуспеваемости учащихся:

  • 1. У ученика возникают проблемы при установлении причины нерешенности задачи: он не может ответить, почему он её не смог решить, не может понять алгоритма её решения; ученик не может ответить, о чем говорил учитель, выявить главную мысль его речи, прочтенного текста. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя;

  • 2. Ученик не задает вопросов по пройденной теме, делая вид, что он всё понял, не стремится к самостоятельному изучению предметов, выявлению истин. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

  • 3. Ученик пассивен на протяжении всего урока, но у него возникает активность в те моменты, когда идет поиск ответа на поставленную задачу, и когда все остальные дети напряжены в поисках ответа. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

  • 4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

  • 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

  • 6. Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Выявляя признаки неуспеваемости, учитель мысленно обращается к тем обстоятельствам, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Вдумчивый учитель не останавливает анализ на этом, но старается выяснить, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать замеченные им поступки.

На первый план в работе с неуспевающими школьниками выдвигаются воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими учениками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Разные специалисты видят разные выходы из ситуации неуспеваемости школьников.

Моносзон Э.И. сформулировал дидактические основы преодоления неуспеваемости следующим образом: он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, развитию разнообразных форм и методов, организацией самостоятельной работы детей в процессе обучения.

Моносзон Э.И. отмечает: «то, по какому магистральному пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли на начальных этапах учения заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный, а следовательно и враждебный ему школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов, от отношения ребенка со сверстниками, от личностных особенностей самого ребенка, от атмосферы в стенах школы». Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов.

Преодоление неуспеваемости осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Агапова И.Ю. считая, что неуспеваемость главным образом является следствием неправильного планирования уроков, предлагает следующую таблицу по оказанию помощи неуспевающему ученику.

Таблица 2



Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

Предложения учащимся примерного плана ответа;

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления;

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой;

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником;

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания; Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;

Большая часть педагогической литературы, посвященной неуспеваемости школьников, рассматривает такие темы как анализ и классификация причин неуспеваемости. Для преодоления неуспеваемости применяются индивидуальные задания, разделение учебных задач на отдельные этапы, особые условия опроса, дополнительные занятия. Используется также условный перевод в следующий класс учащихся, имеющих неудовлетворительные. Годовые оценки по некоторым учебным предметам. Эта мера рассчитана на то, чтобы повысить ответственность самих учащихся и их родителей за результаты обучения. Условный перевод позволяет сократить число второгодников. Как показывает мировая практика, повторный курс не приносит пользы ученику, снижает общий уровень образованности молодёжи и наносит вред нравственному воспитанию. В связи с этим возникла идея и имеется довольно широкая практика создания специальных классов (и школ) как для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, так и для переростков, второгодников и оставшихся на третий год в том же классе. Особенностью обучения в специальных классах является их меньшая наполняемость, специальные методы обучения и программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Используется режим школы продленного дня.

Не всегда учитель ведет себя подобающим образом в отношении неуспевающего ученика. Нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение. Встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу.

Так и Абасов З.А. считает, что одной из наиболее распространенных мер по преодолению неуспеваемости является организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко учитель оставляет после уроков учеников с разными уровнями успеваемости. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна разная помощь. Дополнительное занятие с отстающими учащимися в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали прилежные ученики? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, ответственны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.

Абасов З.А. приводит и другой пример: «после уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость».

Доказано, что экстенсивный подход в решении учебных проблем, в частности, в преодолении неуспеваемости, не эффективен. Международные сравнительные исследования показали наличие слабой зависимости между количеством часов, истраченных на тот или иной предмет, и качеством знаний, продемонстрированных учениками во время тестирования.

Пидкасистый П.И. отмечает следующие средства для устранения дидактических причин неуспеваемости, разработанные современной дидактикой:

  • 1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Бабанский Ю.К. для такой профилактики предложил концепцию оптимизации учебно-воспитательного процесса.

  • 2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

  • 3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

  • 4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Как мы уже отметили, существует такая педагогическая причина неуспеваемости как эмоциональное выгорание учителя.

Гозилек Э. в своей книге «Преодоление стресса за 60 секунд» предлагает следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:

  • · «продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;

  • · Планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям; отвлекайтесь от школьных забот;

  • · Будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания - это поддержит интерес к преподаванию;

  • · Общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.

Преодолеть успеваемость можно, но только следует приложить к этому не только все свои усилия, но и разумный подход к её преодолению. Необдуманные поступки могут повлечь за собой непредсказуемые результаты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!