Просмотр содержимого документа
«Пути решения проблемы качества математического образования в 5-11 классах через применение инновационных технологий»
Методический семинар: Пути решения проблемы качества математического образования в 5-11классах через применение инновационных технологий
«Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого важного».
Лев Толстой
План
- Проблема качества математического образования в России
- Виды инновационных технологий, применяемых на уроке математики
- Технология проблемного обучения
В настоящее время наблюдается тенденция падения качества математического образования в России.
1931-1956 годы
Рост качества знаний
1956-1978 годы
Падение качества знаний
1978- по настоящее время
Обвальное падение качества знаний
Причиной стали реформы 70-х годов, целью которых стало «Повышение научно-теоретического уровня обучения». К чему это привело?
- Отсутствие простейших и базовых для дальнейшего изучения математики навыков – вычислительных, арифметических. Закономерное отсутствие навыков алгебраических преобразований, которые базируются на арифметических вычислениях
- На всероссийской конференции «Математика и общество» учёные заявили:»Вызывает сомнение недооценка арифметики, ограниченное внимание к содержательным задачам, ослабление геометрии, как со стороны интуиции, так и логики рассуждений
- Новые «недостатки»: незнание таблицы умножения, правил сокращения дробей, формулы площади параллелограмма.
- Атрофия памяти, объяснения учителя, которые обучающиеся понимают, забываются на следующий день бесследно.
Виды инновационных технологий, применяемых на уроках математики:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
- Проблемное обучение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Алгоритм для подготовки урока математики по технологии проблемного обучения
- Отобрать минимум – новые знания данного урока
- Поставить цели урока – каким действиям по работе с новым знанием будем обучать (развитие предметных умений)
- Спроектировать постановку проблемы : цели, вопроса, темы урока (версии решения)
- Наметить актуализацию знаний, которые нужны для решения проблемы и планирование поиска решения.
- Обозначить шаги поиска решения проблемы: какие знания и как ученики смогут открыть сами.
- Спланировать выражение решения проблемы
- Подготовить задания на применение нового знания.
Примеры проблемного обучения, которые я использую на уроках математики
- Создание проблемной ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника.
Например, даётся несколько выражений, одни из которых являются целыми, другие рациональными. Обучающиеся знакомы с понятием целых выражений, а о рациональных ничего ещё не знают. Предлагается разделить эти выражения на два столбика.
- Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью.
Например, сколько рулонов обоев необходимо для оклейки стен комнаты. Чтобы решить эту проблему, дети должны предоставить свои варианты решения ситуации и прийти к выводу, что для этого нужны теоретические знания площади прямоугольника.
- Создание проблемных ситуаций через различные способы решения одной задачи.
То есть предлагается решить задачу младших классов. Ученики решают её с помощью уравнения, возникает проблема, как ученик младших классов, не знакомый с приёмами решения уравнений, мог её решить. В конечном итоге все приходят к выводу, что такую задачу можно решить арифметически.
Помогут ли новые технологии и введение в ФГОС исправить критическую ситуацию в математическом образования – покажет время. Мы должны работать по - новому и научить этому наших детей.
Это лишь немногие из проблемных ситуаций, которые можно использовать. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, способствует развитию мышления, навыков работы с текстом, способствует обучению самостоятельного поиска информации.