Пути реализации компетентностного подхода в ОУ НПО И СПО.
Балабанова Лидия Ивановна, заместитель директора по НМР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ ОГОУ СПО « Техникум пищевой промышленности ,общественного питания и сервиса г. Рязани»
"Раз мы взялись за новое дело, мы
должны иначе думать и действовать."
(Авраам Линкольн)
С переходом России к инновационной экономике, основанной на обороте знаний, профессиональное образование столкнулось с новыми проблемами:
- резко сократился жизненный цикл любого товара и традиционный специалист, даже имеющий высокий уровень подготовки по тому или иному технологическому профилю, сталкивается с необходимостью постоянной переподготовки и переквалификации;
- превращение знания в главный ресурс и углубляющийся разрыв между теоретическим и «рецептурным» знанием порождают проблему его «обратимости» (каким образом можно переходить от теоретического знания к орудийному и от орудийного быстро «возвращаться» к теоретическому);
- в становлении субъекта собственной деятельности, в его позиционировании в условиях современной информационной среды, где ключевую роль играют овладение целостным знанием, умение входить в существующие и строить новые профессиональные общности, умение субъективироваться в них и вырабатывать собственную позицию.
Приоритетной целью модернизации образования России определяется обеспечение высокого качества образования. Современное понимание «качество образования» не сводится к обученности учащихся, набору знаний и навыков, а предполагает готовность выпускника к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира.
Таким образом, современный профессионал должен являться носителем новой интегральной способности, предполагающей:
1) умение быстро ориентироваться в сложном и многоуровневом мире деятельности и ресурсов;
2) умение строить пространства потенциально возможной деятельности, для которой пока нет места;
3) умение становиться субъектом собственной деятельности, в том числе соотносить содержание деятельности со своей позицией и ценностно-смысловыми установками.
Становление общества знания существенно меняет статус образования. Система образования стала выполнять в XX-XXI веке новую функциональную роль, превратившись в необходимое условие экономического роста. Однако, даже устойчивое понимание ведущей роли образования в общественном развитии само по себе не решает задачи реализации человеком своего образовательного потенциала в избираемом им виде деятельности. Отсюда в практике российского образования фиксируется компетентностный подход, как один из подходов к оцениванию эффективности профессиональной подготовки студентов, в соответствии с которым критериями готовности к профессиональной деятельности являются компетентность и компетенции, и они же являются методом моделирования результатов образования и представления их как норм качества образования.
"… чистое знание мало что значит. Результаты дает знание действующее. А людей действия не много. Люди обычно инертны." (Герберт Кессон)
В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашен как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования.
Профессиональные компетенции нашли свое отражение и в макетах ФГОС НПО и СПО и определяются как
– способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности (макет стандарта НПО, СПО РФ 2008 г.).
Таким образом, компетентностный подход стал реальностью современного образования и необходимо рассмотреть, какие же изменения должны произойти в профессиональной деятельности педагогов для его реализации.
Анализ идей модернизации позволяет утверждать, что сущностной чертой педагогической деятельности является построение личностно-ориентированного обучения, которое базируется, в первую очередь, на:
1) технологиях конструирования: учебных программ, процедур оценивания, организации учения (в индивидуальных и коллективных формах) как самообразовательной деятельности;
2) системной психолого-педагогической диагностике личностных качеств обучающегося;
3) педагогической поддержке развития индивидуальных способностей обучающегося;
4) использовании «скрытых возможностей» (уклада жизни образовательного учреждения).
Профессиональная компетентность педагога это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности: творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Чем педагогам необходимо овладеть дополнительно?
Эффективными педагогическими технологиями:
обучение в сотрудничестве,
метод проектов, проблемное обучение, исследовательский метод, вариативное, модульное обучение.
Реализация компетентностного подхода требует, чтобы педагоги могли руководить индивидуализированными обучающими программами, ориентированными на развитие компетентностей, программами, в рамках которых используются новые формы оценивания.
Какова готовность педагогов к изменениям в профессиональной деятельности?
На данный момент педагоги имеют самое общее представление о компетентностном подходе, предполагающем новое понимание результата образования, и, следовательно, не владеют технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетенций учащихся.
К сожалению, большинство ОУ по-прежнему работают в режиме информирования, а не развития обучающегося.
Педагоги затрудняются в выборе и использовании методов, формирующих необходимые компетенции учащихся.
Обнаруживается отсутствие или слабая выраженность тех качеств, которые обеспечивают успешность компетентностного подхода в процессе обучения, а именно: отсутствие у педагогов понимания необходимости развивать новые исследовательские, творческие, ценностные, коммуникативные качества. Мешает реализации стремление педагогов работать в привычно удобном режиме, заниженная или завышенная самооценка, отсутствие понимания технологии обучения как средства поддержки и организации учебного процесса, а не как «вещь в себе».
В этом заключается педагогическое проблемное поле, без решения которого невозможно реализовать новые подходы к содержанию и процессу обучения, в частности, реализовать компетентностный подход.
Какие пути и формы подготовки к изменениям в образовательном процессе ныне работающего педагога целесообразно использовать уже сегодня в преддверии внедрения новых профессиональных стандартов?
Прежде всего, осознать и принять педагогами как неотвратимость стратегий обновления образования в России и готовность к реализации новых ценностей образования в своей профессионально-педагогической деятельности.
Осуществить это возможно в следующей логике: от профессиональной рефлексии педагогической деятельности, в результате которой педагоги придут к выводу о необходимости изменений в профессиональной деятельности; далее к проектированию изменений в деятельности, их осуществлению, анализу результатов и принятию новых ценностей образования и профессионально-педагогической деятельности.
Современная модель профессионального роста педагога, в
условиях быстрой смены различных технологий, предполагает осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта; способность увидеть свой профессиональный труд в целом; быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.
Необходимо создание условий для самоактуализации педагогических работников, совершенствование приемов самообразования на основе имеющегося профессионального опыта.
Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса привели к пониманию того, что для достижения вышеобозначенных целей нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени в практической деятельности педагогов, но применять их комплексно и системно удается далеко не всем.
Ведущая роль в осуществлении реализации компетентностного подхода в практику ОУ отводится научно - методической службе ОУ через формирование нормативной, кадровой и методической базы компетентностно - ориентированного образования.
Необходимо создание в ОУ банка организационно-методического сопровождения компетентностного подхода для ориентациии профессиональной деятельности педагогов
на формирование компетенций обучающихся и развитие профессиональной компетенции педагогов
. В с
одержательные задачи научно – методической работы ОУ в данном направлении необходимо включить:
- формирование представления о компетентностно-ориентированном подходе к образованию, формирование понятийного словаря по теме «компетентность»;
- рассмотрения содержания и организации обучения учащихся с учетом компетентностного подхода;
- формирование профессиональной рефлексии и умения создавать условия для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
-создание копилки материалов по теме «компетентностного подхода»;
-организации работы через библиотеку и компьютерные программы (информационные технологии);
- преодоление
неприятия педагогами идеи компетенстного подхода через проведение мероприятий по устранению отрицательной мотивации (моральное и материальное стимулирование педагогов),
убеждение словом, приведение убедительных аргументов в защиту идеи, организацию индивидуальной работы с педагогами;
- создание методического портфолио педагогов с целью формирования умений структурировать методические разработки, как заимствованные так и разработанные самим педагогом, делать выводы о качестве своей работы, основываясь не только на эмоциональном восприятии, но и на показателях самомониторинга;
продемонстрировать широту своего профессионального кругозора, профессиональный рост за определенный временной период; развить рефлексивные навыки;
увидеть и оценить «точки роста» своей профессиональной деятельности и т.п.
Все вышеперечисленные направления находят свое отражение в деятельности методической службы техникума пищевой промышленности, общественного питания и сервиса г. Рязани.
Необходимые р
асходы на предполагаемые мероприятия:
приобретение учебно-методической литературы,
повышение квалификации педагогических кадров в т.ч. при необходимости платное,
обновление и пополнение компьютерной базы, материальное стимулирование педагогов.
Используемая литература:
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р
Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» ПРОЕКТ
Александров А.Е., Лисов В.И., Потапов А.С. Новый этап развития начального и среднего профессионального образования города Москвы // Центр «Школьная книга», 2004.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.// Авторская версия.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
Ломакина Т.Ю. Концепция непрерывного профессионального образования – М.: ИТИП РАО, 2005..
Парамонов А.И. Предпринимательская подготовка молодежи: инновационная образовательная система (организационно-педагогические основы предпринимательской подготовки молодежи). - М., КПиСТП, 2004.
Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования для всех: опыт России: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
Содержание профессионального образования в условиях информационной среды / Отв. ред. В.В. Швецов. – М.: ГОУ «Колледж предпринимательства», 2004.
Стенограмма доклада Щедровицкого Петра Георгиевича «Инновационная Россия. Подход к построению национальной инновационной системы» Круглый стол «Инновационная стратегия России: взгляд в будущее» Санкт-Петербург, Гранд Отель Европа, зал «Чайковский» 14 ноября 2003 года.