Воспитательное мероприятие:
«Путешествие в лесное царство».
Цели:
-показать разнообразие жизни лесных обитателей, их взаимосвязь друг с другом; познакомить с законами лесной жизни; обобщить знания о лесе полученные ранее; закреплять экологические правила;
формировать наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
-способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; интерес к различным представителям животного мира;
-воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку; бережное отношение к природе;
Действующие лица: Ведущий, Лесовичок, Лисичка, Медведь, Заяц.
Оборудование: Корзинка, грибы, морковка из бумаги, презентация, запись звуков леса;
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я точно знаю, что вы любите путешествовать. И поэтому мы сегодня отправимся в необыкновенное путешествие. А вот куда, попробуйте угадать сами. Закройте глаза и послушайте. (Звуки леса)
Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю - хворостиной.
Богатырь тот не простой, он дремучий и густой.
(лес)
Молодцы! Действительно это лес. Итак, в путь:
( дети встают своих мест и шагают на месте, повторяя слова)
Только в лес мы вошли,
Появились комары.
Руки – вверх, хлопок над головой,
Руки – вниз, хлопок – другой.
Ведущий: Смотрите, кто это нас встречает на тропинке. Да это же хозяин леса – Лесовичок.
Лесовичок: Добрый день! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости и правильного обращения с природой вы знаете? Сейчас мы это проверим! Я буду перечислять эти правила. Если вы с ними согласны, то хлопайте, если нет – то топайте.
Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно поиграть: листьями бросаться, венки сплести, огромные букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - ещё вырастет!
Наконец-то можно пошуметь, покричать, громкую музыку послушать. И, главное, никому не мешаешь
4.Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5.Пучеглазую лягушку, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц – можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6.Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
- А можете ли вы сами вспомнить правила вежливости и поведения в лесу?
Лесовичок: Ну что ж – приглашаю вас в наше лесное царство. Идёмте вместе.
( дети вместе с Лесовичком повторяют слова за ведущим и выполняют движения)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки на голову кладём
И вразвалочку идём.
Детям и Лесовичку встречается медведь.
Медведь: Здравствуйте, ребята! В гости к нам пожаловали? А меня-то вы узнали? Часто меня называют хозяином тайги, и как хозяину многие животные мне часто жалуются, что не узнают их, письма мне пишут. Давайте поможем им.
( конкурс проводится в форме игры « Поле чудес»)
Жалоба 1
« Ох и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Всё это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я?»
СОВА
Жалоба 2
« А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но я друг человеку, а не враг. Кто я?»
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
Жалоба 3
« А я страшный хищник. Только людям меня нечего бояться. Я не зря так хлопотливо бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляя свои маленькие ножки в поисках еды. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые, сосущие кровь - сок из растений. Аппетит у меня хороший – за день могу съесть до 200 тлей. Раньше меня в народе называли « солнышко». Кто я? БОЖЬЯ КОРОВКА
Жалоба 4
«Я совсем невредная. Всё это неправда! У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахнущая жидкость. Но никаких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто я спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита, ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых ног. Зато от меня большая польза! Опытные огородники приносят нас в огород. Ночью выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык.
ЖАБА
Медведь: Спасибо вам ребята, что помогли нашим лесным жителям. Доброго вам пути!
( Медведь уходит, а дети продолжают путь вместе с Лесовичком. Повторяют слова за ведущим и выполняют движения)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Появляется Лиса с большой корзиной.
Лисичка: Ой, кто это к нам в гости пожаловал? А я Лисичка - сестричка, в гости к Белочке собралась, гостинцы ей несу. Угадайте какие:
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы —
Нет под шапкой головы. (Грибы)
Моя подружка Белочка любит разные грибы. Отгадайте какие:
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках
Застигнутые тучкой.
(опята)
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке... (мухомор)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
Лисичка: А поможете мне собрать грибы. Но вначале вспомним правила сбора грибов.
Не бери незнакомый гриб.
Не бери большие переросшие грибы. В них много вредных веществ.
Не топчи ядовитые грибы – это лекарство для животных.
Не выкручивай, не выламывай гриба. Сохраняй грибницу, подрезай ножку гриба.
Берем по лукошку —
И скорее в путь-дорожку
Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
Рыжики, боровики,
Чтобы сбить тебя с пути.
(Детям даётся задание собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из бумаги)).
(Дети прощаются с лисой и продолжают путь с Лесовичком.)
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – шалунишки.
(Появляется Заяц с «морковкой» в руках, на которых записаны вопросы.)
Заяц: Здравствуйте, ребята! Смотрю давно по лесу гуляете, пристали наверное. Садитесь на пеньки, отдохните. А я вас морковкой угощу, но морковка не простая, на ней написаны вопросы о жителях нашего лесного царства. ( Дети по очереди берут морковку, читают вопросы и отвечают на них)
Кто видит ушами? (летучая мышь)
У кого уши на ногах? (кузнечик)
Кто пьёт ногой? (лягушка)
Какая птица любит нырять в прорубь? (оляпка)
Правда ли, что бурый медведь ест рыбу? (да)
Бывают ли белые тигры? (да)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клёст)
Чем еж на медведя похож? (спит зимой)
Сколько ног у паука? (8)
Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)
Заяц: Теперь вы знаете, кто, чем питается, кто спит зимой, кто пьет ногой, кто является хозяином тайги, какие грибы любит белка, какие птицы не боятся зимы, не бывает на свете нужных и не нужных животных, и что даже ядовитые растения кому-то приносят пользу, а хищники нужны природе не меньше, чем травоядные.
Берегите лес, и он откроет вам много чудес.
Показ презентации (Приложение 1)
Лесовичок и Заяц:
Вот закончилась игра,
Уже в класс вам всем пора.
До свидания, детвора.
( Лесовичок и Заяц уходят).
Ведущий: Ребята, на этом наше путешествие окончено. Надеюсь вы станете настоящими друзьями природе. Будете любить и охранять её.