СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Страну русского языка 7 класс учащиеся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие в рамках недели русского языка для учащихся с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Страну русского языка 7 класс учащиеся с ОВЗ»








КТД:

«Путешествие в Страну русского языка»

























Задачи:

1. Прививать интерес к русскому языку, развитию речи учащихся; познакомить пословицами и поговорками.

2. Развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку.

3. Воспитывать у учащихся бережного отношения к родному слову; совершенствовать навыки коллективной работы.

Форма проведения: игра по станциям.


Дорогие ребята. Сегодня у нас встреча необычная мы будем путешествовать. А по какой стране вы узнаете, отгадав загадки. Вы любите загадки? Тогда слушайте.

Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок? (Урок русского языка)
Читать научились на этом уроке.
Сперва по слогам, а теперь как хотим.
Мы учим легко стихотворные строки,
Рассказ от поэзии вмиг отличим,
К нам с книгой приходит само вдохновение,
И все на уроке каком же? (Чтения)

Читают ученики.

1.Учили в детстве мы, друзья,

Наш алфавит от А до Я...

Большая сила в буквах есть,

Когда мы можем их прочесть.

Все дело в том лишь, где и как

Поставлен в слове каждый знак.

2. Чтоб меньше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих...

Глухие звуки - это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

3. Грамоте учиться –

Всегда пригодится.

ГРАМОТА, в переводе с греческого, означает «чтение и письмо»

Наш язык – русский. Мы читаем и пишем на родном русском языке. «… Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык» М. Горький. Писатель Иван Тургенев говорил: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Сегодня вы отправитесь в путешествие по стране русского языка. Выполняя задания на станциях «Отвечайка», «Словознайка», «АБВГДейка», «Грамотейка», «Литературная», «Викторина» вы будете отгадывать загадки, вспомните некоторых сказочных героев, поиграете в слова. Будьте внимательными, отвечайте дружно и получайте отличные оценки за работу. В конце подведём итоги.

Итак, командирам отрядов получить путевые листы.

1. Станция «Отвечайка»

Приглашаю вас вспомнить сказки. Сказки учат добру, взаимовыручке, дружить. А. С. Пушкин говорил: «Сказка—ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!». Ложь--выдумка, фантазия, урок—значит, учит ребят чему-то важному, хорошему.

Вспомните названия любимых сказок.

1.Одно из имен Василисы (Премудрая,Прекрасная.)

2. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит?

(Горох).

3.Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар – птицей?(Берендей).

4.Яблоки, дающие молодость? (Молодильные).

5.Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб).

6.Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч).

7.Река, у которой сражался Иван- крестьянский сын?(Смородина).

8.Прозвище Никиты, что спас Киев от змея?(Кожемяка).

9.«Скачет.. по ельничку, скачет по березняку.

С дерева на дерево подскакивает. (Морозко).

10.Кот в русских народных сказках (Баюн).

11.Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).

12.Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).

13.Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший).

14.Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

15.Нечистая сила неизвестного пола: « не то баба, не то мужик». (Лихо Одноглазое).

16. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).

17. Как называлась сказка, в которой в одну из комнат не разрешалось входить? (Марья Моревна).

18. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).

19. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз–поцелуй царевны и женитьба на ней? (Сивка-Бурка).

20.Вкакой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка).

21.Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).

22.Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).

23.Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).

24.Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)

25.Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)

26.Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей. (Игла).

27.Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).

28.Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна).

29.По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей. (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)

30.Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям. (Полцарства, дочь).

31.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то,

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).

32.Гуси-лебеди летят,

Унести детей хотят.

Кто помог сестрице с братцем

От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река).

33.Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит нас досыта.

Что сама собой она,

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).

34.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне-

И женился на царевне. (Емеля).

35.Позовите Сивку-Бурку!

36.Как звался первый летательный аппарат? (Ступа).

37.Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица).

38.В какой сказке говорится об ограниченном приеме членов в кооператив? (Теремок).

39.В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук (лап) при очень большом урожае? (Репка).

40.Сколько человек тянуло репку? (Три).

41.По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному).

42.Кто из какой сказки сказал такие слова: «Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса, заюшкина избушка).

43. «Не откроем мы тебе дверь, - закричали они. - Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый. (Волк и семеро козлят).

44.Герой, какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок).

45.Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

46. «Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко. «(Снегурочка).

47.В какой сказке живут два шагающих ведра? (По щучьему велению).

48.Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!»

(Медведь и мужик).

2. Станция «Словознайка»

Отгадай, что за вещица,-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки. (ручка)

Составьте с отгадкой предложения.

Объясните, что обозначает слово ручка в предложении.

Верочка аккуратная. У неё чистые ручки.

Мы на уроке. У учеников ручки. У двери две ручки.

Слово ручка имеет несколько значений.

Какие ещё знаете слова с несколькими значениями? (ключ, коса)

«Назовите полное имя».

Саша-             Люда-             Женя-             Таня-

Коля-              Вова-              Миша-

«Назовите, кто кем был в детстве»

Корова - свинья - гусь - курица - лошадь - утка - кошка - собака - лошадь - овца - коза-

«Ребусы»

С100ЛИЦА                      ( столица)

Р1А                                    (Родина)

7я                                       (семья) 

3. Станция «АБВГДейка»

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется … (алфавит).

Сколько букв в алфавите? Вспомните порядок букв в алфавите.

Послушайте стихотворение. В некоторых словах буква заблудилась. Догадайтесь, какую букву надо вернуть?

«Какая буква заблудилась?»
Неизвестно, как случилось?
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём?
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела
Начались твориться.
Закричал охотник – Ой!
Двери гонятся за мной.
- Какая буква заблудилась?
На виду у детворы, крысу красят маляры
Посмотрите – ка ребятки
Раки выросли на грядке.
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме.
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом, на крючок попался дом.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. Мы собирали васильки
На головах у нас щенки. Старый дедушка Пахом,
На козе скакал верхом.
Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда.

«Составь слово»
Поми – за Мед –ник Спаси – лия
Бере – дор празд – ведь фами-рищ
Воро – бей порт – фель това – бо

Отгадайте загадки.

1.Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа)
2.Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Алфавит)
3.Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)
4В белом поле синие
Протянулись линии,
А по ним друзья идут,
Друг друга за руки ведут.
(Буквы в тетради)

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу.
(Дневник)
5.Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья.
(Пятерка)
6. Есть совсем другая птица.
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой.
(Двойка)
7. Шея длинная такая,
Хвост крючком…
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи – нет!
(Двойка)

8. Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках
На листочках,
Где станции на точках.
(Книга)
9. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
10. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
11. Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
(Книга)
112. Поселились мудрецы,
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книги)

4. Станция «Грамматейка»

Соедини начало и конец пословицы

Труд человека кормит, а лень портит.



Каково посеешь, таково и пожнёшь.


Семь раз отмерь – (один отрежь)


Кто не работает (тот не ест)

Любишь кататься (люби и саночки возить)

Дело мастера (боится)

«Крылатые выражения»

«Крылатые выражения» - раскрыть смысл крылатых выражений:

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Сломя голову - (быстро)

Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)

Знать на зубок - (превосходно выучить, отлично разбираться в чем-либ)

Как кошка с собакой. (недружно)
Браться за ум. (становится умнее)
Не давать покоя. (Беспокоить)
Болеть душой. (переживать)
Как с гуся вода. (совершенно безразлично)
На птичьих правах. (временно, незаконно)
Тряхнуть стариной. (как в молодости)
Шаг за шагом. (постепенно, неуклонно)
Выходить в люди. (добиться хорошего)
Выйти из себя. (быть раздражённым)
Ломать голову. (думать над трудным вопросом)
Дело в шляпе. (всё хорошо)
Сколько душе угодно. (без ограничения)
Тут как тут. (вдруг появился)
Не на шутку.
Поднять на смех.
Руки опустились.
Спустя рукава.
Во все лопатки, во весь дух.

В один глосс.
На скорую руку.
Как снег на голову.
Ни к селу, ни к городу.

Упустить из виду.
Волчий аппетит.
Мёртвым сном.
Раз и навсегда.
Битком набито.
Носом к носу.
Не сегодня – завтра.
Откуда ни возьмись.
Хоть отбавляй.
Зарубить себе на носу.
Держать язык за зубами.

Море по колено.

Щекотливый вопрос.

Каши не сваришь.
С иголочки.

5. Станция: «Литературная».

Про растения и животных написано много сказок. Ребята, а вы знаете сказки, в которых героями являются растения или животные? Это мы сейчас и проверим:

1. В кого превратился гадкий утёнок? /В лебедя/.

2. Чипполино – это мальчик …? /Луковка/

3. Кто из обитателей болота стал женой Ивана Царевича? /Лягушка/.

4. Какое дерево помогало девочке спасти брата? /Яблоня/

5. Кто одолел Тараканище? /Воробей/.

6. В кого превратился братец Иванушка, попив водицы из лужицы от копытца? / В козлёнка/.

7. На какой птице летала Дюймовочка? /На ласточке/.

8. Какой овощ мешал спать настоящей принцессе? /Горох/.

9. Какой овощ смогли вытащить только целым коллективом? /Репка/.

5 станция: « Живые синонимы».

Часто людей сравнивают с каким-либо животным, например, говорят: «Здоров, как бык» или «». С кем мы сравниваем человека, когда говорим:

1. Голоден, как … /волк/

2. Нем, как … /рыба/

3. Грязный, как … /свинья/

4. Хитёр, как … /лиса/

5. Упрям, как.. /осёл/

6. Колючий, как …/ёж/

7. Трусливый, как …/заяц/

8. Неуклюжий, как … /медведь/

9. Надулся, как … /индюк/

Отгадай загадки.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

(Гриб).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

(Дождь)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.


(Облака)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

(Солнце)

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое.

(Корова)

Его весной и летом

Мы видели одетым

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

(Дерево)

Нашумела, нагремела

Всё промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округе полила.

(Гроза)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычи ждёт.

(Паук)


Доскажи Словечко.

Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - …………

(Капуста)


Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится ………

(Кошки)

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа мочалкой ……….

(Мыли)


Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь – лесной ………

(Медведь)


Скажи быстро скороговорки.

Кровельщик Кирилл

Криво крышу крыл

Перекрыть крышу

Пригласил Гришу.


У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.


Играл Егорка с Игорьком –

Скатился с горки кувырком.



6. Станция: Викторина.

  1. Укажите, какие буквы названы правильно:

а) б – бэ; г) н – эн;

б) з – зэ; д) р – рэ.

2.


в) л – лэ;

  1. Найдите звонкие согласные звуки:

а) [в]; г) [ш];

б) [п]; д) [р];

в) [з]; е) [т].

  1. 3.


    Укажите, в каком слове есть мягкий согласный звук:

а) гроза; г) капуста;

б) ветер; д) балка.

4.


в) сад;

4. Найдите однокоренные слова к слову вода:

а) водитель; б) водяной; в) провод; г) водичка.

5.


5. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пр..сить; б) ж..леть; в) хл..потать; г) охр..нять.

6.


6. Укажите, в каком слове есть непроизносимый согласный т:

а) чудес..ный; б) вкус..ный; в) доблес..ный.

7.


7. Найдите слово с буквой е в корне:

а) д..ректор; в) т..перь;

б) к..лометр; г) б..лет.

8.


8. Укажите слово без приставки:

а) уловил; в) задумка;

б) укол г) задача.

9.


9. Найдите слово с буквой о в приставке:

а) н..дписать; в) д..бежать;

б) з..ходить; г) р..збег.

10.


10. Укажите, какое слово надо писать раздельно:

а) (по)казалось; в) (про)шёл;

б) (по)реке; г) (за)бежал.

11.


11. Найдите слова с разделительным ь:

а) от..езд; б) с..ел; в) в..юга; г) солов..и; д) об..ём.


Подведение итогов.

Что было интересного? Что показалось трудным?

Грамматика, грамматика – наука очень строгая!
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с днём рожденья не поздравить!

Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!