Урок алгебры в 7- классе
Тема: «Путешествие в страну Уравнений»
Слайд 1.
Тип урока: урок закрепления
Цели урока:
проверить теоретические и практические знания по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными»;
Задачи:
формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством участия каждого из них в игре;
развитие математического кругозора, речи, внимания;
развитие информационных и коммуникативных компетенций.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер и проектор, т.к. основным дидактическим обеспечением урока является презентация, специально разработанная для этого урока.
Вступительное слово:
Всякое учение и всякое
обучение основано на
некотором уже ранее
имеющемся знании
Аристотель
Слайд 1.
Сегодня мы отправимся в математическое путешествие в страну «Уравнений». Путешествие будет весёлым, интересным. Вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке. Не сбиться с дороги и сделать все наши остановки нам поможет карта нашего путешествия, а также вам потребуются смекалка, сообразительность, внимание.
Слайд 2.
И так – в путь!
Вспомните, чем вы занимались на последних уроках алгебры?
Да! Решали системы уравнений.
Как вы думаете, что обозначает слово «система» ? (Объединение элементов, связанных друг с другом, образующих целое)
Приведите примеры систем, которые используются при изучении других предметов, в практической жизни?
«Система кровообращения человека» (используется при изучении биологии, в медицине) «Система СИ» (Международная система единиц измерения, была создана французскими учеными и впервые была широко внедрена после Великой Французской революции, используется при изучении физики, химии, в технике. Основные единицы: килограмм, метр, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела),
«Таблица Менделеева (периодическая система химических элементов,
используется при изучении химии, в различных областях химии, в медицине)
«Солнечная система» (планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце, понятие используется астрономами)
И так, сегодня мы повторим тему «Системы линейных уравнений с двумя переменными».
Как вы думаете, какую цель мы поставим на этом уроке?
Цель урока: закрепить знания по теме «Решение систем уравнений способом подстановки» и применить их для решения систем уравнений.
Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока.
Слайд 3.
I.Пристань «Историческая».
В стране «Уравнений» мы посетим пристань «Историческая», где узнаем много интересного и полезного из истории.
Рассказы учеников
1 ученик:
Алгебра как искусство решать уравнения зародилась очень давно в связи с потребностью практики, в результате поиска общих приемов решения однотипных задач. Самые ранние дошедшие до нас рукописи свидетельствуют о том, что в Древнем Вавилоне и Древнем Египте были изданы приёмы решения линейных уравнений.
Математик аль-Хорезми (727-ок.850), живший в древней столице Хорезма городе Ургенч, написал в начале IX века свою книгу, которая стала родоначальником европейских учебников алгебры.
2 ученик:
Он назвал её Книга о восстановлении и противопоставлении». « Восстановление» означает превращение вычитаемого ( по современному – «отрицательного» ) числа в положительное при перенесении из одной половины уравнения в другую.
Так как в те времена отрицательные числа не считались настоящими, то операция аль – джебр ( алгебра), как бы возвращающая число из небытия в бытие, казалось чудом этой науки, которую в Европе долго после этого называли «великим искусством», рядом с «малым искусством» - арифметикой.
Аль-Хорезми внес неоценимый вклад в мировую науку, став основоположником алгебры.
3 ученик:
«Картина «Устный счёт».
Слайд 4.
Ребята, посмотрите на репродукцию картины художника Богданова-Бельского «Устный счёт в народной школе С.А.Рачинского»
Сергей Александрович был одним из выдающихся профессоров Московского университета. Его глубоко волновала тяжёлая судьба русского крестьянина. В 1875 году учёный едет в село Татево Смоленской губернии и открывает народную школу, в которой обучает крестьянских детей. В своей работе Сергей Александрович уделяет внимание устному счёту. В картине «Устный счёт» художник хорошо передал урок математики своего учителя.
II. Залив «Правил»
И вот залив «Правил». Давайте проверим, как мы знаем правила.
Слайд 9,10,11,12.
III. Волшебный замок.
Слайд 13.
Отправляемся дальше. Вот перед нами замок. Он не простой – волшебный. Вам предстоит решить систему линейных уравнений способом подстановки.
1. А-7 с.200 № 1069(е) (7; 4,5)
2. Решите систему уравнений:
8х -5у=-16
10х + 3у=17
1.Выразим из первого уравнения переменную у через х :
2.Подставим во второе уравнение вместо у полученное выражение. Получаем уравнение с одной переменной.
3.Умножим все члены уравнения на число 5.
50х+24х+48=85
74х+48=85
74х=37
х=0,5
4. Подставим в уравнение вместо х число 0,5 и получим
Ответ: х=0,5 и у=4
Физминутка для глаз. Слайд 14.
IV. Море знаний
Чтобы прибыть на следующую остановку, мы должны проплыть «Море знаний».
Задание: решить 4 системы. С помощью найденных ответов расшифровать высказывание. (Карточки для расшифровки дать после того, как все системы решены). Работа в парах.
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Расшифровывается высказывание «Математика ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов
Физминутка
V. Горы «Мозгодром».
Слайд 15.
Мы приближаемся к горам. Но чтобы их посетить, нужно исправить ошибки в вычислениях. Задание: «Где ошибка?
Какие правила не знает ученик?
VI. «Угадай - кА ».
Слайд 16.
А теперь отправляемся на конечную остановку – «Угадай- кА ». Уже из названия станции вы узнали, что нам нужно что-то угадывать.
Вот и подошло к концу путешествие. Вам, ребята, спасибо за активное участие.
Слайд 17.
Рефлексия:
Найдите своё место на горе.
Учащимся предлагается рисунок, на котором нужно отметить свое место положение для данного урока, т.е.:
Если мало чего понятного и придется разбираться ещё раз с этим материалом, то вы у подножья горы;
Если все предельно понятно, но вы не уверены в своих силах, то вы на пути к вершине;
Если нет ни каких вопросов, и вы чувствуете власть над данной темой, то вы на пике.
-Сегодня мы познакомились с вами с еще одним способом решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Сформулировали алгоритм этого метода. На следующих уроках мы отработаем этот алгоритм на более сложных системах и познакомимся с еще одним очень интересным способом решения.
Приложение:
Решите систему уравнений способом подстановки:
В первом уравнении выразите х через у, для этого перенесите слагаемое (3у) из левой части уравнения в правую: х = 16 …
Полученное выражение вставьте во второе уравнение вместо х:
2·( ) – 3у = -13
Решите получившееся уравнение, найдите чему равно у: у = …
Найдите значение х. Для этого подставьте найденное значение у в формулу, которую мы нашли для х: х =
Запишите ответ: х = …; у = … или (…;…).
Решите систему уравнений способом подстановки:
В первом уравнении выразите х через у, для этого перенесите слагаемое (4у) из левой части уравнения в правую: х = 14 …
Полученное выражение вставьте во второе уравнение вместо х:
3·( ) – 2у = 0
Решите получившееся уравнение, найдите чему равно у: у = …
Найдите значение х. Для этого подставьте найденное значение у в формулу, которую мы нашли для х: х =
Запишите ответ: х = …; у = … или (…;…).
Решите систему уравнений способом подстановки:
В первом уравнении выразите х через у, для этого перенесите слагаемое (-3у) из левой части уравнения в правую: х = 12 …
Полученное выражение вставьте во второе уравнение вместо х:
2·( ) + 4у = 18
Решите получившееся уравнение, найдите чему равно у: у = …
Найдите значение х. Для этого подставьте найденное значение у в формулу, которую мы нашли для х: х =
Запишите ответ: х = …; у = … или (…;…)
Решение систем уравнений с двумя переменными способом подстановки
ПРАВИЛО. Чтобы решить систему уравнений способом подстановки, надо:
Выразить в одном из уравнений одну переменную через другую.
Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение.
Решить полученное уравнение с одной переменной.
По найденному значению одной переменной найти значение другой.
Записать ответ.
Пример 1. Решить систему уравнений:
Решение:
В первом уравнении выразим у через х.
Для этого перенесем 3х из левой части в правую: у = 10 – 3х.
Это выражение подставим вместо у во второе уравнение системы: 2х – 5(10 – 3х) = 1.
Решим это уравнение: 2х – 5(10 – 3х) = 1
2х – 50 + 15х = 1
2х + 15х = 1 + 50
17х = 51
х = 3
Осталось найти значение у. Для этого подставим найденное значение х в формулу, которую мы нашли для у:
у = 10 – 3х =10 - 3·3 = 10 – 9 = 1
Ответ: х = 3, у = 1 или (3; 1)
Пример 2. Решить систему уравнений:
Решение:
Сразу возникает вопрос, какую переменную выражать через другую. Лучше всего ту, у которой коэффициент 1 или -1. У нас это переменная х во втором уравнении. Из второго уравнения выразим х: х = 4 – 3у
Это выражение подставим вместо х в первое уравнение системы:
4х – 5у = 50
4· (4 – 3у) – 5у = 50
Решим получившееся уравнение:
4· (4 – 3у) – 5у = 50
16 – 12у – 5у = 50
-12у – 5у = 50 – 16
-17у = 34
у = -2
Осталось найти значение х. Для этого подставим найденное значение у в формулу, которую мы нашли для х:
х = 4 – 3y = 4 - 3·(-2) = 4 – (-6) = 10
Ответ: х = 10, у = -2 или (10; -2)
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Карточка для расшифровки:
(2; 5) – в порядок | (5; –3) – ученых | (3; –1) – ум |
(3; –2) – готовит | (2; 3) – математика | (4; 2) – приводит |
Решите систему уравнений:
8х -5у=-16
10х + 3у=17
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Решите системы уравнений методом подстановки
у = х + 1, 5х + 2у = 16. | у – 2х = 1, 6х – у = 7. |
х = 2 – у, 3х – 2у = 11. | х + у = 6, 3х – 5у = 2. |
Метод подстановки. |
Является ли решением системы уравнений пара чисел: |
1 вариант | 2 вариант. |
А) (1;0); б)(1;1); в)(-1;1)? | А) (2;-1); б)(-1;2); в)(2;1)? |
2.Решите систему методом подстановки: |
| |
Ответы. |
1 вариант. | 2 вариант. |
а) нет; б) да; в) нет. | а) да; б) нет; в) нет. |
2.(1;-1) | 2. (1;1) |
Вариант 1.
Решите систему уравнений методом подстановки:
а) б)
Образец решения самостоятельной работы № 1вариант 1.
а) , , ,
Ответ:
б) , , ,
, , ,
Ответ:
Самостоятельная работа № 2
Вариант 2.
Решите систему уравнений методом подстановки:
а) б)
Образец решения самостоятельной работы № 2вариант 2
а) , , ,
Ответ:
б) ,
, , ,
Ответ: