СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Qr - квест «путешествие по архипелагу русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Qr - квест «путешествие по архипелагу русского языка»»

QR - КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АРХИПЕЛАГУ РУССКОГО ЯЗЫКА»



Пояснительная записка


Урок рассчитан на малочисленную группу, вследствие её мобильности. Так как он построен так, что предполагает переход от одного стола к другому.

По русскому языку были взяты несколько тем по разделам «Морфология», «Лексика», «Словообразование», «Грамматика», что позволяет проверить уровень усвоения школьной программы и выявить пробелы, на которые нужно будет обратить более пристальное внимание.

Цель урока – осуществить контроль знаний, умений и навыков по «Русскому языку. На уроке решаются следующие задачи: 1) обобщить знания по предмету «Русский язык»; 2) развивать умение применять полученные знания на практике, логическое мышление, умение работать в коллективе; 3) воспитывать образованную, всесторонне развитую личность. Эти задачи взаимосвязаны, выступают в комплексе, дополняя и обогащая друг друга.

Избранная структура урока является оптимальной для решения поставленных задач, так как позволяет проследить уровень владения русским языком. Урок построен рационально: организационный момент, актуализация знаний, выполнение заданий, подведение итогов – распределены и выдержаны в строгом соответствии со временем. Связки между этапами урока логичны и последовательны.

На уроке используются формы самостоятельной работы: выполнение заданий, самопроверка, самооценивание. При составлении заданий применялся дифференцированный подход к обучающимся.



































QR - КВЕСТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АРХИПЕЛАГУ РУССКОГО ЯЗЫКА»


Тип урока: урок интегрированный

Вид урока: урок-практикум

Цель урока: осуществить контроль знаний, умений и навыков по темам «Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова», «Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи».

Задачи урока:

1. Обобщить знания по темам «Правописание приставок», «Словообразование», «Прямое и переносное значение слова»,

«Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы», «Активный и пассивный словарный запас», «Число и род имен существительных», «Понятие о частях речи».

2. Развивать умение применять полученные знания на практике,

логическое мышление, умение работать в коллективе;

3. Воспитывать образованную, всесторонне развитую личность.

Метод: самостоятельная работа по микрогруппам

Оборудование: объяснительное письмо, ручки, листы, задания, словари, названия островов, ключи для самопроверки, карты-путеводители, конверты, оценочная шкала

План урока:

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 2 мин.

Выполнение заданий 37 мин.

Подведение итогов 5 мин.

45 мин.

Ход урока:


Организационный момент:

Актуализация знаний:

Вы совершали путешествие на огромном океаническом лайнере. Но разбушевавшаяся стихия стала причиной стихийного бедствия, в результате которого вы оказались в открытом море разделенные на 4группы. Вы знаете, что материк недалеко. Но вы устали и выбились из сил.

Оглядевшись, вы увидели, что на пути к материку – архипелаг, т.е. группа островов, расположенных близко друг к другу. Благодаря этому вы сможете добраться до материка и спастись.

Выбравшись на первый остров, вы нашли воду, еду и… странный конверт. Вы знаете, что вскрывать такие подозрительные предметы не рекомендуется. Но любопытство родилось раньше нас, и вы, нарушая все правила обеспечения личной безопасности, вскрываете конверт. Что же в нём?

Письмо

«Приветствую вас, о потерпевшие крушение и попавшие на мой архипелаг!

Вы отдохнули, набрались сил и теперь мечтаете вернуться на материк. Верно? Что же, я, джинн этого архипелага, вам в этом помогу. Но мы, джинны, ничего не делаем просто так. Чтобы добраться до материка знаний, вам необходимо пройти четыре острова и выполнить ряд моих заданий.

Для удобства вы получите путеводитель по островам. Попадая на остров, по QR коду вы находите ответы и записываете их на своей карте. Только после того, как вами будут зафиксированы ответы, вам открывается дорога на следующий остров.

Только пройдя все острова, вы доберётесь до материка. А там вас ждёт награда. Ваш учитель соотнесёт заработанные вами баллы с оценочной шкалой и выставит вам оценки по русскому языку.

Итак, игра начинается! Удачи!»

Ну, что же, с хозяином архипелага не поспоришь. Придётся вам, чтобы добраться до меня, выполнить задания джинна.

Первый остров помог вам восстановить силы и познакомил с условиями спасения. Более того, он открыл вам путь на второй остров. Не теряйте времени, иначе не успеете спастись.


На столе лежит конверт с заданиями и оценочная таблица – путеводитель.



1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Итого

Морфология







Лексика







Словообразование







Грамматика







Итого:




































МОРФОЛОГИЯ

1 задание. Перечислите все части речи

2 задание. Назовите существительные мужского рода: корова, утка, свинья, курица,

овца, ласточка

3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только множ./ед. числа

4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки: 3 (девушки, дети, юноши,

балерины); 4 (сутки, детёныши)


ЛЕКСИКА

1 задание. Подберите синонимы к словам: горе, хотеть, твёрдый, базар, направо;

стужа, думать, холодный, зной, вверху

2 задание. Найдите антонимы:

Вы – свет, а я похож на тьму, Они сошлись. Волна и камень,

Вы параллельны ко всему, Стихи и проза, лёд и пламень

А я, напротив, вертикален. Не так различны меж собой.

3 задание. Дайте определение понятиям: омонимы, устаревшие слова, прямое

значение слов; паронимы, неологизмы, переносное значение слов

4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь): афоризм,

конфликт, фантазия, интеллигентный, шедевр; панегирик, аналогия, интеллект,

лаконичный, тенденция


СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из: корня и окончания; корня,

суффикса и окончания; приставки, корня и окончания; приставки, корня, суффикса и

окончания

2 задание. Найдите лишнее: желток, железо, жёлтый; носильщик, нос, носатый;

гусь, гусыня, гусеница; росток, рослый, росинка

3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:

очень высокий очень вкусный

около вокзала около озера

близко к земле близко подойти

открыть не полностью затормозить не полностью

возле дороги возле училища

4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:

(бе…)аварийный (бе…)аварийный

(ни…)ввергнуть (ра…)жечь

(ни…)падать (ра…)чистить

(во…)питать (и…)брать

(во…)наградить (и…)полнить

(р…з)данный, (р…з)давать

(р…с)пись (р…с)писать

(р…з)валить (р…з)ыскать

(…)бить (…)делать

(…)гореть (..)жевать

ГРАММАТИКА

1 задание. Угадайте слово:

Я – то же, что и ураган, Мой первый слог тягуч и сладок

Но только гость восточных стран, Второй – частица, вместе - зверь

На море я – гроза для шхун, Живёт в лесу, на ульи падок,

А называюсь я – Ну, угадай его теперь!


Я – синоним осьминога, Я – сборник карт. От ударенья

А без С – в метле нас много Зависят 2 моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я

Муж кошки в июне, июле и августе Муж кошки в июне, июле и августе

2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:

RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSWCJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZ

ROPJZOДGA

3 задание. Разгадайте ребусы:


4 задание. Разгадайте кроссворд:



1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает.


2. Наша белая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота.


3. Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков.


4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.


5. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.


6. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.


7. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?



Подведение итогов:

Учащиеся, выполнив все задания, подходят к столу учителя. Учитель соотносит баллы команд с оценочной шкалой и объявляет результаты



















Приложения


Карта - путеводитель



1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого

Морфология






Лексика






Словообразование






Грамматика






Итого:



Таблица – путеводитель



1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

Итого

Морфология

11

3

5

3

22

Лексика

5

2

3

5

15

Словообразо-вание

4

2

5

10

21

Грамматика

3

1

3

7

14

Итого:

72


Оценки по русскому языку:

72-70 баллов – «5»

69-60 баллов – «4»

59-45 баллов – «3»



















Ключ для самопроверки № 1

МОРФОЛОГИЯ


1 задание. Перечислите все части речи

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол

наречие

причастие

деепричастие

союз

предлог

частица


2 задание. Назовите существительные мужского рода:

Корова - бык

Утка - селезень

Свинья - кабан


3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только единственного числа


молоко, сахар, молодежь, доброта, пальто


4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки:


3 (девушки, дети)

трое девушек, трое детей


4 (сутки)

четверо суток


5 задание. Дайте определение понятию:

Автономное существование – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.


Порядок действий при вынужденной автономии:

  1. Устранить непосредственную угрозу для жизни

  2. В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь;

  3. Сориентироваться на местности, принять решение оставаться на месте или двигаться в поисках жилья;

  4. Соорудить временное укрытие;

  5. Принять меры по обеспечению пищей и водой;

  6. Подать сигнал бедствия.

Ключ для самопроверки № 1

МОРФОЛОГИЯ


1 задание. Перечислите все части речи (с примерами)

имя существительное

имя прилагательное

имя числительное

местоимение

глагол

наречие

причастие

деепричастие

союз

предлог

частица


2 задание. Назовите существительные мужского рода:

Курица - петух

Овца - баран

Ласточка - ласточка


3 задание. Назовите 5 существительных, имеющих форму только множественного числа


ножницы, очки, шахматы, каникулы, духи


4 задание. Запишите словами, раскрыв скобки:


3 (юноши, балерины)

трое юношей, три балерины


4 (детёныши)

четверо детенышей



Ключ для самопроверки № 2

ЛЕКСИКА


1 задание. Подберите синонимы к словам:

Горе - беда

Хотеть - желать

Твёрдый - каменный

Базар - рынок

Направо – вправо


2 задание. Найдите антонимы:

Вы – свет, а я похож на тьму,

Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален.


свет – тьма, параллельны – вертикален


3 задание. Дайте определение понятиям:

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.

Устаревшие слова – это слова, называющие явления, ушедшие в прошлое (историзмы) или собственно устаревшие слова (архаизмы).

Прямое значение слов – основное лексическое значение слова


4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь):

Афоризм – меткое краткое изречение;

Конфликт – столкновение противоположных взглядов;

Фантазия – творческое воображение;

Интеллигентный – образованный, культурный;

Шедевр – выдающееся произведение искусства.

Ключ для самопроверки № 2

ЛЕКСИКА


1 задание. Подберите синонимы к словам:

Стужа – холод

Думать – размышлять

Холодный – ледяной, студеный

Зной – жара

Вверху – сверху


2 задание. Найдите антонимы:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не так различны меж собой.


Волна – камень, стихи – проза, лед - пламень


3 задание. Дайте определение понятиям:

Паронимы – это слова, разные по значению, но несколько сходные по звучанию и написанию.

Неологизмы – это новые слова, еще малоизвестные для носителей языка.

Переносное значение слов – вторичное значение слова, возникшее на основе прямого.


4 задание. Укажите значение слов (используя толковый словарь):

Панегирик – неумеренная похвала;

Аналогия – сходство;

Интеллект – ум;

Лаконичный – краткий, чёткий;

Тенденция – направление развития, склонность, стремление.



Ключ для самопроверки № 3

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из:

Корня и окончания – голова

Корня, суффикса и окончания – головной

Приставки, корня и окончания – изголовье

Приставки, корня, суффикса и окончания – подголовники


2 задание. Найдите и зачеркните лишнее:

Желток, железо, жёлтый

Носильщик, нос, носатый


3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:

Очень высокий – превысокий

Около вокзала – привокзальный

Близко к земле – приземлиться

Открыть не полностью – приоткрыть

Возле дороги – придорожный


4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:

(Бе…)аварийный – безаварийный

(Ни…)ввергнуть – низвергнуть

(Ни…)падать – ниспадать

(Во…)питать – воспитать

(Во…)наградить – вознаградить

(Р…з)данный – розданный

(Р…с)пись – роспись

(Р…з)валить – развалить

(…)бить – сбить

(…)гореть – сгореть




Ключ для самопроверки № 3

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ


1 задание. Запишите по одному слову, состоящему из:

Корня и окончания – голова

Корня, суффикса и окончания – головной

Приставки, корня и окончания – изголовье

Приставки, корня, суффикса и окончания – подголовники


2 задание. Найдите и зачеркните лишнее:

Гусь, гусыня, гусеница

Росток, рослый, росинка


3 задание. Образуйте прилагательные приставочным способом:

Очень вкусный – превкусный

Около озера – приозерный

Близко подойти – приблизиться

Затормозить не полностью – притормозить

Возле училища – приучилищный


4 задание. Запишите слова, раскрыв скобки:

(Бе…)аварийный – безаварийный

(Ра…)жечь – разжечь

(Ра…)чистить – расчистить

(И…)брать – избрать

(И…)полнить – исполнить

(Р…з)давать – раздавать

(Р…с)писать – расписать

(Р…з)ыскать – разыскать

(…)делать – сделать

(..)жевать – сжевать




Ключ для самопроверки № 4

ГРАММАТИКА


1 задание. Угадайте слово:

Я – то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран,

На море я – гроза для шхун,

А называюсь я – тайфун


Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много с-прут

Муж кошки в июне, июле и августе кот-лета


2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:

RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSW

CJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA


Люди, а не стены создают города


3 задание. Разгадайте ребусы:

Береза, рабочий, эвакуация


4 задание. Разгадайте кроссворд:

Ответы: 1. Очки, 2. Печка, 3. Удочка, 4. Бабочка, 5. Лампочка, 6. Рукавичка,

7. Электричка.



Ключ для самопроверки № 4

ГРАММАТИКА


1 задание. Угадайте слово:

Мой первый слог тягуч и сладок

Второй – частица, вместе - зверь

Живёт в лесу, на ульи падок,

Ну, угадай его теперь! мед-ведь


Я – сборник карт. От ударенья

Зависят 2 моих значенья:

Захочешь – превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я атлас

Муж кошки в июне, июле и августе кот-лета


2 задание. Разгадайте и прочитайте пословицу:

RЛSЮWIДZQИLAQLGHUEJDCTUESHЫRSW

CJOЗLUNДNQLGAЮURQLTГGUJZROPJZOДGA


Люди, а не стены создают города


3 задание. Разгадайте ребусы:

Русский, ученик,


4 задание. Разгадайте кроссворд:

Ответы: 1. Очки, 2. Печка, 3. Удочка, 4. Бабочка, 5. Лампочка, 6. Рукавичка,

7. Электричка.













Рекомендации


Несмотря на то, что урок рассчитан на малочисленную группу, его можно дать и в стандартной группе. В этом случае обучающиеся не переходят от одного стола к другому, а выполнять задания, сидя на своих местах.

Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживается за счёт взаимодействия и взаимопонимания преподавателя и обучающихся.

Запасной методический «ход» на случай непредвиденной ситуации – задания и викторина по различным областям русского языка.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!