СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Р.п.Био 10кл.22-23

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа соответствует учебнику «Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [В. В. Пасечник, А.А. Каменский и др.] ; под ред. В.В.Пасечника.— М.: Просвещение, 2021».

Просмотр содержимого документа
«Р.п.Био 10кл.22-23»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»



РАССМОТРЕНО

Руководитель МО


___________


Протокол №

от «___» ________ 2022г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________

Приказ №

от « » __________ 2022г.




Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

для 10 -х классов

основного общего образования

Базовый уровень (очная форма обучения)

на 2022 – 2023 учебный год.







Составитель: Козловский С.А.






г. Рубцовск, 2022г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего. Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования КГКОУ «Вечерняя школа №1».


Нормативные документы, использованные при разработке рабочей программы:


  1. ФГОС СОО. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012г.№ 413.

  2. Учебный план 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

  3. Годовой календарный график работы 2022-2023 учебного года КГКОУ «Вечерняя школа №1».

4. Приказ №295 Министерства юстиции Российской федерации от 16.12.2016г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка

исправительных учреждений».

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника «Биология. Рабочие программы.10—11 классы : учеб. пособ. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.В.Пасечник, Г. Г.Швецов, Т.М.Ефимова.—М. : Просвещение, 2021», рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) и соответствующей учебнику «Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [В. В. Пасечник, А.А. Каменский и др.] ; под ред. В.В.Пасечника.— М.: Просвещение, 2021».


Изучение курса «Биология» в старшей школе направлено на решение

следующих задач:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений

и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области

будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет-

ном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в

том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и соци- альных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее

продуктивными для решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в

целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

— социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную

группу либо общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

— приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической

науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

— ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

— развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательного интереса к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

— овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры,

научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

— формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.


Общая характеристика учебного предмета

Большой вклад в достижение главных целей среднего (полного) общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как возможной области будущей практической деятельности.

Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивной с точки зрения решения задач развития подростка является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образо-

вания являются:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение

учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной

биологической науки;

  • развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания;

  • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.


Место курса в учебном плане.


Количество часов, отводимое на изучение биологии в старшей школе, зависит от учебного плана, утверждённого образовательной орга-

низацией. Данная рабочая программа рассчитана на проведение 1 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет

(10 и 11 классы). Общее число учебных часов за 2 года обучения составляет 69 ч, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 10 классе, 34 ч (1 ч в неделю) в

11 классе. Так как обучение биологии учащихся 11 класса в 2022-2023 учебном году проходит в течении 34 недель, а обучение 10 класса в течении 35 недель.

Курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения об основных биологических объектах. Содержание курса биологии в основной школе служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.

Таким образом, содержание курса биологии в старшей школе более полно раскрывает общие биологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. Во время выполнения учебной рабочей программы по предмету «Биология» реализуются следующие модули «Рабочей программы воспитания КГКОУ «Вечерняя школа №1»:

  1. «Школьный урок»;

  2. «Профориентация»;

  3. «Учащийся и его здоровье».


Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Название раздела

Авторская

программа

Рабочая

программа

10 класс


Введение. Биология как комплекс наук о живой природе

5

5

Структурные и функциональные основы жизни

30

28

Молекулярный уровень

12

11

Клеточный уровень

18

17

Резерв времени

0

2

Всего

35

35












Отличие рабочей программы от авторской, с указанием внесённых изменений и их обоснование:

В данной рабочей программе для 10 класса в теме «Молекулярный уровень» два обобщающих урока были объединены в один, и так же в теме «Клеточный уровень». Добавлено резервное время в количестве 2 часов.

Используемые технологии обучения, формы уроков

1. Технологии обучения: Личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.

2. Формы урока: лекция, дискуссия, обсуждение, формирование новых знаний, диспут, комбинированный урок, лабораторная работа, смешанный урок, обобщающий урок, обобщающий урок - конференция.

Виды и формы контроля

Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью устного опроса; самостоятельных, тестовых работ. Используется биологический диктант.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ.

Название курса «Биология.10 класс».


Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в

формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.

Лаб. раб. №1 «Использование различных методов при изучении биологических объектов (на примере растений)». (тема 0.3).

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реали-

зация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Лаб. раб. №2 «Обнаружение липидов с помощью качественной реакции». (тема 1.3).

Лаб. раб. №3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции». (тема 1.4).

Лаб. раб. №4 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции». (тема 1.5).

Лаб. раб. №5 «Каталитическая активность ферментов (на примере амилазы). (тема 1.7).

Лаб. раб. №6 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука». (тема 2.2).

Лаб. раб. №7 «Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений». (тема 2.4).

Лаб. раб. №8. «Наблюдение движения цитоплазмы на примере листа элодеи». (тема 2.5).

Лаб. раб. №9 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий». (тема 2.6).

Все лабораторные работы входят в структуры уроков.

Календарно-тематический план по биологии для 10-х классов на 2022-23 учебный год.


урока

в теме

Дата проведения


Название раздела, темы уроков.

по плану

фактически

10а

10б

10а

10б







Введение. Биология как комплекс наук о живой природе (5ч)

0.1





Биология в системе наук.

0.2





Современная естественно-научная картина мира.

0.3





Методы научного познания.

0.4





Биологические системы и их свойства.

0.5





Обобщающий урок по теме «Введение. Биология как комплекс наук о живой природе».



Структурные и функциональные основы жизни (28ч).



Молекулярный уровень (11ч)

1.1





Молекулярный уровень: общая характеристика.

1.2





Неорганические вещества в клетке.

1.3





Липиды, их строение и функции.

1.4





Углеводы, их строение и функции.

1.5





Белки. Состав и структура белков.

1.6





Белки. Функции белков.

1.7





Ферменты – биологические катализаторы.

1.8





Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК.

1.9





АТФ и другие органические соединения клетки.

1.10





Вирусы – неклеточная форма жизни.

1.11





Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень».



Клеточный уровень (17ч)

2.1





Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория.

2.2





Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма.

2.3





Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть.

2.4





Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы.

2.5





Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

2.6





Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов.

2.7





Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

2.8





Энергетический обмен в клетке.

2.9





Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез.

2.10





Пластический обмен: биосинтез белков.

2.11





Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

2.12





Митоз.

2.13





Мейоз. Половые клетки.

2.14





Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень».

2.15





Обобщающий урок-конференция.

2.16





Обобщающий урок-конференция.

2.17





Организация подготовки к ЕГЭ.







Резерв времени














ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  • реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов,

  • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов

на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описание особей видов по морфологическому критерию;

  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).




Лист коррекции рабочей программы


Дата (номер)

Причина коррекции

(замена урока, болезнь, учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.)



Документ о проведении коррекции

(№ приказа, дата приказа)

урока, который требует коррекции

урока, который содержит коррекцию


































В данной рабочей программе нет практических и контрольных работ, как и в рабочей программе по биологии для 10 класса «Биология. Рабочие программы.10—11 классы : учеб. пособ. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.В.Пасечник, Г. Г.Швецов, Т.М.Ефимова.—М. : Просвещение, 2021» .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!